На главную


САН-ФРАНЦИСКО: 9 мая 2006 г.

Сообщение митрофорного протоиерея Александра Лебедева о переговорном процессе

Комиссия Русской Православной Церкви Заграницей по переговорам со встречной Комиссией Московского Патриархата была создана Указом Архиерейского Собора от 4/17 декабря 2003 г.

В состав Комиссии Русской Зарубежной Церкви были назначены: Преосвященнейший Архиепископ Марк Берлинский и Германский—Председатель, Преосвященный Епископ Амвросий Вевейский, архимандрит Лука, протоиерей Георгий Ларин, и протоиерей Александр Лебедев, Секретарь.

Кроме того, в работу Комиссии со стороны Русской Зарубежной Церкви были включены Преосвященный Епископ Евтихий Ишимский и Сибирский (по вопросам приходов Русской Зарубежной Церкви находящихся на территории России), а также, в качестве консультантов—протоиерей Валерий Алексеев из Одесской Епархии, и иерей Николай Савченко из Санкт-Петербурга.

Позднее, после первой совместной встречи, по решению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, на место протоиерея Георгия Ларина был назначен протоиерей Николай Артемов.

Комиссии по переговорам, Указом Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от того-же 4/17 декабря 2003 г. был дан определенный Наказ, определяющий мандаты для работы Комиссии.

Указа гласит:

У К А З

Архиерейского Собора
Русской Православной Церкви заграницей

Преосвященнейшему Архиепископу Марку,
Председателю комиссии по переговорам
со встречной комиссией Московского Патриархата.

Архиерейский Собор Русской Православно Церкви заграницей

4/17 декабря 2003 г. имели суждение: о мандате для нашей комиссии по переговорам с Московским Патриархатом.

Постановили: Принять следующий Наказ:

1) Установление нормальных взаимоотношений,

2) Отношение к экуменическому движению,

3) Отношение Церкви с государством,

4) Итоги обсуждения должны дойти до взаимно-приемлемого исповедания веры,

5) Сосуществование параллельных структур, имущественные вопросы,

6) Вопрос расширения мандатов надо разрешать вместе с Архиерейским Синодом и членами комиссии,

7) Изменение состава комиссии в компетенции Синода.

О чем посылается Вам сей Указ.

(П.п.)

+ Епископ Гавриил

Секретарь Архиерейского Синода

№ 11-35-16

В мае 2004 года состоялся официальный визит в Россию Высокопрео­свя­щен­­нейшего митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, с сопровождающей его делегацией. В официальном совестном сообщении об этой поездке говорилось, в частности:

"Во время этого визита, 4/17 и 5/18 мая 2004 года, состоялись собеседование членов делегации Русской Зарубежной Церкви с делегацией Московского Патриархата. 5/18 мая собеседования проходили под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

"На состоявшихся собеседованиях было выражено общее желание Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви преодолеть трагическое разделение нашего народа, возникшее вследствие революции и гражданской войны, и достигнуть восстановления евхаристического общения и канонического единства внутри единой Поместной Русской Православной Церкви, неразрывной частью которой всегда осознавала себя Русская Зарубежная Церковь. Наша цель—приблизить тот день, когда мы единем сердцем и единеми усты будем славить Бога.

"Важная роль в разрешении различных проблем, которые препятствуют полноты общения, отводится комиссиям, которые в декабре 2003 года были учреждены Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Комиссии, ранее работавшие по отдельности, в ближайшем будущем приступят к совместной работе. Комиссиям поручено, исходя их исторического опыта Русской Церкви, а также задач, стоящих перед Церковью сегодня, выработать совместное понимание следующих тем:

•  о принципах взаимоотношений Церкви и государства, соответствующих учению Церкви;

•  о соответствующих традиции Церкви принципах взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями;

•  о статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляющейся части Русской Православной Церкви;

•  о канонических условиях для установления евхаристического общения

"В задачу комиссий входит подготовить, Богу содействующу, совместное заявление по упомянутым принципиальным вопросам, отражающее современное их понимание как Церковью в Отечестве, так и Зарубежной Церковью. Данное заявление будет представлено на утверждение Священноначалию Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

"Было признано необходимым продолжать совместное научно-историческое изучение церковных событий ХХ века, в особенности же—изучение подвига святых Новомучеников и Исповедников Российских и опыта существования Церкви в условиях гонений со стороны богоборческих режимов.

"С радостью свидетельствуя о возрастающем взаимопонимании в обсуждении тех тем, которые в прошлом служили источником разделений, участники собеседований отметили важность воздержания от шагов, способных повредить процессу дальнейшего сближения, в частности, от проявлений враждебности. Особая ответственность в этом отношении лежит на священнослужителях и представителях церковных учреждений."

На этой-же совместной встрече в Москве, при участии Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра и членов делегации, было принято и следующее соглашение, касающееся работы Комиссий:

"Тема "О канонических условиях для установления евхаристического общения", в частности, предполагает обсуждение следующих вопросов:

•  форма литургического поминовения Священноначалия;

•  снятие прещений предыдущих годов;

•  отношение к старостильным группам в Греции, Румынии, Болгарии и других странах;

•  параллельные структуры (епархии и прихода Русской Зарубежной Церкви) на канонической территории Московского Патриархата;

•  статус клириков, принятых из других юрисдикций и находившихся под каноническими прещениями;

•  порядок избрания и утверждения Первоиерарха и архиереев Русской Зарубежной Церкви;

•  пастырское взаимодействие в странах русской диаспоры"

Тогда-же было принято следующее положение:

"Официальные делегации Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви предлагают комиссия в своей работе придерживаться начал доверительности. Рабочие документы комиссий не подлежат распространению до завершения работы и одобрения ее результатов Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Информация о работе комиссий распространяется исключительно в виде согласованных коммюнике".

В состав Комиссии со стороны Московского Патриархата были назначены Преосвященнейший Архиепископ Корсунский Иннокентий—Председатель, Преосвященнейший Архиепископ Верейский Евгений, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон, председатель Историко-правовой Комиссии Московского Патриархата профессор протоиерей Владислав Цыпин, и секретарь по межправославным отношениям Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов—секретарь.

За последние два года состоялись шесть встреч Комиссий по переговорам. По достигнутому соглашению, встречи проходят поочередно в Москве и заграницей. Первая встреча проходила в Москве, в июне 2004 года; вторая—в Германии и Австрии в сентябре 2004 г.; третья—в Москве в ноябре 2004 г.; четвертая—под Парижем в марте 2005 г.; пятая—в Москве и в Рязани в июле 2005 г.; и шестая—в Наяке и Нью Йорке в феврале 2006 г.

В своей работе Комиссия Русской Православной Церкви Заграницей по переговорам руководствовалась вышеупомянутыми Наказом и соглашением достигнутым на совместной встрече Первоиерархов в Москве.

По двум принципиальным вопросам—об отношениях Церкви и государства и отношение Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям были выработаны совместные документы, выражающие видение этого вопроса обеими сторонами.

По вопросу об отношениях к государству, в согласованном документе, в частности, говорится:

"Не все устояли в годину гонений. Некоторые священнослужители и миряне, поправ правду Божию, способствовали гонителям в их действиях, направленных на разрушение Церкви. Подобные деяния ни при каких обстоятельствах не могут быть допустимы и оправданы; они заслуживают всякого осуждения, дабы предотвратить повторение их в случае, если Господь попустит возобновление гонений."

и еще:

"Церкви надлежит поддерживать все добрые начинания в государстве, в то же время противостоять злу, безнравственным и вредным общественным явлениям и всегда твердо исповедовать Правду, а при наступлении гонений продолжать открыто свидетельствовать истину и быть готовой следовать путем исповедничества и мученичества ради Христа."

По вопросу об отношении к экуменизму, согласованный документ, в частности, говорит:

"Православные христиане настаивают на своем праве свободно исповедовать веру в Православную Церковь как Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь без каких-либо уступок так называемой "теории ветвей" и решительно отвергают всякие попытки размывания православной экклезиологии."

"Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными. В частности, представляется недопустимым участие православных в литургических действиях, связанных с так называемыми экуменическими или межконфессиональными богослужениями. В целом же формы взаимодействия с инославием Церковь должна определять на соборной основе, исходя из своего вероучения, канонической дисциплины и церковной целесообразности".

Согласно объявленному порядку, эти два согласованных документа были переданы на рассмотрение священноначалию как и Русской Православной Церкви Заграницей, так и Русской Православной Церкви Московского Патриархата, и получили официальное утверждение Высшей Церковной Власти.

Официальное сообщение по этому поводу Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей гласит:

"Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей на своем очередном заседании 22-го июня/5-го июля (2004 г.) слушал доклад Преосвященнейшего Марка, Архиепископа Берлинского и Германского, председателя комиссии по переговорам с Московским Патриархатом, и протоиерея Александра Лебедева, секретаря этой комиссии, о рабочих заседаниях со встречной комиссией Московского Патриархата, состоявшихся в Москве с 22-го по 24-ое июня с.г. (н. ст.). Архиерейский Синод одобрил документы, составленные на совместных заседаниях двух комиссий, отметив их соответствие с принципиальными позициями Русской Православной Церкви Заграницей. Архиерейский Синод выразил благодарность комиссии по переговорам с Московским Патриархатом, пожелав двум комиссиям и в дальнейшем трудиться на благо Церкви в духе братской любви, придерживаясь истины и неповрежденного православного исповедания веры."

Кроме того, по вопросу о пастырском взаимодействии в странах диаспоры, следующее постановление было принято Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей и Священным Синодом Русской Православной Церкви Московского Патриархата:

"Принять и опубликовать следующую Резолюцию:

а) предложить архиереям Русской Православной Церкви Заграницей проводить регулярные совещания с архиереями Московского Патриархата, осуществляющими свое служение в той же географической области, для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес;

б) поощрять общение пастырей и мирян, например, совместные паломничества, съезды, издательскую деятельность, с благословения местного преосвященного;

в) считать необходимым отказаться от возбуждения судебных исков и прекратить существующие судебные дела;

г) в случае невозможности разрешения конфликтных ситуаций на местном уровне предложить такие вопросы передавать на совместное рассмотрение комиссий по диалогу".

В дополнение к вышеуказанным двум документам, Комиссиями по переговорам были выработаны еще два согласованных документа:

1) О совместной работе Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви,

и

2) Комментарий к совместному документу Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви "Об отношениях Церкви и государства"

В последнем документе, в частности, сказано:

"Декларация" внесла жестокое разделение в среду церковного народа. Известны случаи, когда на допросах "непоминающих" священнослужителей гонители Церкви ссылались на "Декларацию". Она явилась и все еще является соблазном для многих чад Русской Православной Церкви.

"Как в зарубежной части Русской Церкви, так – что особенно важно – и внутри России "Декларация" расценивалась церковным народом как болезненный, трагический компромисс, но не как свободный голос Христовой Церкви.

"Как сказал в 1991 году Святейший Патриарх Алексий II , "Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое, и мы не руководствуемся ею".

"Отказом Русской Церкви от того курса в своих отношениях с государством, который отражен в "Декларации", открывается путь к полноте братского общения."

Для лучшего осведомления клира и паствы о ходе переговорного процесса, после утверждения этих последних двух документов священноначалием обеих сторон, было принято Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей и Священным Синодом Русской Православной Церкви решение одновременно опубликовать все четыре согласованных документа на официальных интернетовских узлах обеих Церквей, что и было сделано в мае 2005 г.

В соответствии с руководственными указаниями, Комиссиями был разработан также и проект "Акта о каноническом общении".

Об этом проекте в согласованном документе "О Совместной Работе Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви" говорится следующее:

"Проект Акта о каноническом общении определяет канонический статус исторически сложившейся совокупности епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений Русской Зарубежной Церкви как неотъемлемой самоуправляемой части Русской Православной Церкви,

"Согласно разработанному проекту, Русская Зарубежная Церковь самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Высшую власть в пределах Русской Зарубежной Церкви осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) на основании Положения о Русской Зарубежной Церкви".

Сам переговорный процесс проходит следующим образом:

Я, как секретарь нашей Комиссии по переговорам, встречаюсь или переговариваю по телефону с нашим Первоиерархом, Высокопреосвященнейшим Митрополитом Лавром, который дает указания о тех вопросах, о которых он считает нужным поставить на обсуждение, и дает руководственные указания. Иногда Владыка Митрополит дает, в письменном виде, подробные руководственные указания членам Комиссии.

После этого, я связываюсь с Секретарем встречной Комиссии Московского Патриархата, для согласования повестки дня и детальной программы предстоящей встречи.

Перед каждой совместной встречей, члены нашей Комиссии (иногда с участием Епископа Евтихия и назначенных консультантов) собираются отдельно для обсуждения тем, предложенных для рассмотрения и уточнения позиций. Вырабатываются также позиционные документы, отражающие наше видение вопроса.

Сразу же после окончания совместной встречи, я пересылаю Протокол и выработанные совместные документы нашему Первоиерарху для его сведения.

На ближайшем заседании Архиерейского Синода я подробно докладываю Синоду о прошедшей встрече, и зачитываю Протокол и согласованные документы, которые или утверждаются, или, с предложенными изменениями, возвращаются в Комиссию для дальнейшего обсуждения. Архиереи высказываются по ходу переговоров и дают соответствующие указания.

Таким образом, наш Первоиерарх и члены Архиерейского Синода принимают самое активное участие в работе Комиссии по переговорам.

Относительно самих переговоров, можно отметить, что в дискуссиях во время совместных встреч принимают живое участие все члены Комиссий, каждая сторона выражая и защищая заветные позиции своего священноначалия. При вырабатывании согласованных документов, каждая фраза, или даже почти каждое слово тщательно обсуждается, пока не найдется приемлемая для обеих сторон формулировка. Дискуссии бывают откровенными, и иногда бывают затруднительные моменты, или даже допускаются острые высказывания. Председатели в таких случаях прилагают усилия для того, чтобы дискуссия вернулась к мирному и спокойному обсуждению вопросов.

Во время первых совместных встреч, чувствовалось, что мы отчасти друг друга не понимаем, или что бывают затруднения в терминологии, т.к. некоторые выражения по-разному воспринимаются на родине и за рубежом.

Однако, с продолжением совместной работы, постепенно, эти трудности начали исчезать, и все члены Комиссий прониклись трепетным сознанием важности того послушания, которое они несут по поручению своего священноначалия. Чувствовалось, что то, чем они занимаются, не дело их рук—а Божие дело.

Члены Комиссии просят всех Ваших святых молитв для продолжения своих трудов, сознавая ту ответственность перед Господом Богом, которую они несут в своей работе для уврачевания ран разделения, с целью укрепления духовного возрождения русского народа, и на благо Святой и Единой Русской Церкви.