САН-ФРАНЦИСКО: 10 мая 2006 г.
Третий день работы IV Всезарубежного Собора
В среду 10 мая 2006 г. в городе Сан-Франциско, в 10:35 утра, в большом зале при кафедральном Радосте-Скорбященском соборе, в присутствии Коренно-Курской иконы Божией Матери состоялось третье пленарное заседание IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).
На заседании присутствовали 11 архиереев РПЦЗ во главе с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Лавром и 123 делегата.
Перед началом утреннего заседания Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр сообщил, что после оглашения назначенного на этот день доклада члены Собора будут ознакомлены с содержанием выработанного на встречах согласительных комиссий РПЦЗ и Московским Патриархатом (МП) «Акта о каноническом общении».
Заседение открылось докладом чтеца Андрея Псарева «Развитие мировоззрения Русской Зарубежной Церкви в отношении Поместных Церквей и инославия». Докладчик отметил, что мировоззрение РПЦЗ в отношении Поместных Церквей и неправославных христиан было представлено двумя направлениями: миссионерским и охранительным. Период первого направления совпадает с годами возглавления РПЦЗ Блаженнейшими Митрополитами Антонием (Храповицким) и Анастасием (Грибановским), т.е. с 1920 по 1964. Второе направление берет свое начало со времени третьего первоиерарха РПЦЗ приснопамятного Митрополита Филарета (Вознесенского) и продолжается до наших дней, с оговоркой, что после избрания в 2001 году Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, отношение к Поместным Церквам стало приближаться к умеренным нормам первого периода.
В своем основании РПЦЗ, сказал далее докладчик, по сути, опиралась не на букву канонов, но интуитивно водилась их духом, выраженным святым апостолом Павлом: «всем бых вся да всяко некия спасу» (1 Кор. 9: 22). Будучи в неопределенном статусе РПЦЗ, в первый период, не рвала общения с другими Поместными Церквами, однако считала своим долгом печаловаться о том, с чем не могла мириться ее совесть.
Второй период ознаменован принятием без отпускных грамат клириков Поместных Церквей на основании, что «они осудили не Епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений» (15. Двукр. Соб.). Следствием этого курса явилось анафематствование т. н. экуменической ереси, впрочем без поименования «лжеепископов и лжеучителей».
Обостренное национальное самосознание, поддержка русского антикоммунистического движения и фактор холодной войны играли не последнюю роль в рассматриваемых А. Псаревым вопросах. Докладчик предложил делегатам определить, что в мировоззрении РПЦЗ в ее отношении к поместным церквам и неправославным христианам соответствует Преданию Вселенской Церкви, а что было привнесено под влиянием внешних и внутренних обстоятельств, и призвал к диалогу с прошлым и настоящим РПЦЗ.
Вслед за прениями по докладу был оглашен протокол второго дня Собора.
В послеобеденном заседании Собора выступил Преосвященный епископ Ишимский Евтихий. Он сказал, что, будучи архиереем РПЦЗ в России, он в особом положении. Епископ Евтихий подчеркнул, что принял епископство в целях помочь нормализовать положение с приходами РПЦЗ на территории России. Это было сложным и не всегда удачным служением. Владыка сказал, что объединение Российской Церкви необходимо, но подходить к нему нужно со всяким вниманием. Епископ Евтихий закончил слово призывом не допустить раскола внутри Русской Зарубежной Церкви.
После выступления Преосвященного епископа Евтихия, члены встречной комиссии РПЦЗ по переговорам с МП снова заняли свои места в президиуме. Секретарь комиссии митрофорный протоиерей Александр Лебедев ознакомил делегатов Собора с текстом проекта «Акта о каноническом общении» и разъяснил возможные последствия этого документа для будущей жизни и канонического устройства РПЦЗ. Оживленное обсуждение Акта (выступило около 40 человек) прошло в духе соборности и братской любви.
Третий день работы IV Всезарубежного Собора РПЦЗ закончился 8:45 веч. чтением вечерних молитв в трапезной. |