САН-ФРАНЦИСКО: 11 мая 2006 г.
Говорят участники IV Всезарубежного Собора
Что для Вас значит IV Всезарубежный Собор?
Протоиерей Михаил Протопопов, благочинный штата Виктории (Австралия): На IV Всезарубежном Соборе выражается голос всей Русской Зарубежной Церкви. Этот Собор особенно важный потому, что на нем решаются вопросы дальнейшего существования Русской Зарубежной Церкви. Нам нужно решить – кем мы хотим быть в 21 веке. Станем ли мы неотъемлемой частью Русской Поместной Церкви не только в теории, но и на самом деле, или останемся в стороне от судьбы России?
Протоиерей Гавриил Макаров, настоятель Николаевского собора в г. Брисбене (Австралия): Этот Собор является самым знаменательным, самым важным событием в моем служении Святой Церкви. На открытии Собора, во время оглашения «Наказа», я был охвачен чувством страха Божия и одновременно глубокой благодарностью к Нему за Его долготерпение и милость ко всем нам, членам Святой Православной Церкви.
Архидиакон Евгений Бурбело, клирик Знаменского кафедрального собора при Архиерейском Синоде в г. Нью-Йорке: Это историческое событие в жизни всей Русской Церкви. Г.Н. Никольский, член епархиального совета Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии: Для меня большая честь быть делегатом на этом Соборе, который проходит под омофором Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Действительно, скорбят клирики и миряне Русской Православной Церкви в России и за ее пределами, т.е. в рассеянии сущие. Надеюсь, что евхаристическое общение принесет всем скорбящим духовную РАДОСТЬ. Да будет воля Господня.
Бернард Ле Каро (Женевская и Западно-Европейская епархия): Отвечаю словами святителя Иоанна Златоуста: «Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись».
П.П. Пагануцци, делегат от Восточно-Канадской епархии: Смысл и значение Всезарубежного Собор заключается в нашем желании исполнить волю Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. Наши деяния на этом Соборе должны отражать это желание, которое должно исходить из глубины нашего сердца. На Соборе мы призваны раскрыть, во-первых, для себя а, во-вторых, и для других Истину и идти по этому пути, ибо Господь есть и Путь и Истина. Мы должны понять, что наши действия повлияют на многих наших современников и потомков, повлияют на их судьбу.
Быть на Соборе – это и честь, и огромная ответственность.
Очень важно не забывать что Церковь – это не общественная или политическая организация. Решения должны приниматься соборно и в единомыслии.
Вопрос единства Русской Церкви должен обсуждаться открыто и честно. Только так можно обсуждать этот вопрос, который для нас имеет исключительно важное значение. При его обсуждении должно царить бесстрастие, но должна быть и ревность о славе Божией, и желание выявить Истину.
Какова атмосфера на богослужениях и в зале заседаний?
Протоиерей Михаил Протопопов: Нас всех удивляет высокий духовный подъем, который чувствуется на богослужениях. Ощущается благодатное присутствие нашей Курской Одигитрии и святителя Иоанна. Атмосфера в зале заседаний иногда бывает тяжелой. Конечно, нельзя ожидать, что будет полное и согласное единомыслие во всем, это приходит через обсуждение всех вопросов. Как говорится, «из столкновений мнений рождается истина». Слава Богу, в конце рабочего дня мы расходимся по номерам гостиницы с братской любовью, и наше понимание друг друга увеличивается.
Протоиерей Гавриил Макаров: Атмосферу в храме можно определить очень просто – и без Пасхи была бы Пасха! Что же касается прений и дискуссий в зале заседаний, то они проходят в духе братской любви, и видно, что члены Собора не безразличны к судьбам Русской Церкви
Архидиакон Евгений Бурбело: На богослужениях – молитвенная, на заседаниях – деловая.
Г.Н. Никольский: Богослужения проходят торжественно, чувствуется братское единство.
Бернард Ле Каро: Чувствую, что молимся «единеми усты и единем сердцем», и это главное. Еще не достигли такую атмосферу в зале заседаний, но, несомненно, молитвами святителя Сан-Францисского Иоанна достигнем (эти слова были сказаны до обсуждения и принятия резолюции – ред.).
Ктитор Успенского собора в Лондоне П.В. Лисицын, личный гость Первоиерарха: На богослужениях атмосфера в высшей степени благодатная. Участие в богослужениях в сонме архиереев и священников оставляют самое глубокое и неизгладимое впечатление. В зале заседаний атмосфера иная. Это не значит, что она хуже, просто она совершенно другая. Преобладает голос разума и размышлений, а не сердечной молитвы.
П.П. Пагануцци, делегат от Восточно-Канадской епархии: На акафисте во вторник вечером трудно было удержаться от слез духовной радости о единстве молящихся. В зале же чуствуется много искренних переживаний по вопросу о единстве. Есть разные мнения и чаяния, но одна нить проходит через все мысли. Все всегда желали и желают единства всех разобщенных частей Русской Православной Церкви, но это единство должно совершиться в Истине. Во времена гонений Русская Зарубежная Церковь всегда поддерживала Русскую Церковь в лице ее верующего народа. Одна из самых умилительных молитв нашей Русской Зарубежной Церкви – молитва о спасении России, которую и по сей день читают во всех наших храмах. Она отражает наше постоянное чувство. Будем уповать, что Собор в единомыслии найдет правильный путь к единству. По моему мнению, необходимо дать время нашей пастве, чтобы вся полнота нашей Церкви имела возможность осмыслить этот путь. На мой взгляд, поспешность в этом вопросе неприемлема. Поэтому, я хотел бы обратиться к нашим соотечественникам и предложить им с терпением ожидать восстановления единства.
Н.Е. Бюик, делегат от Русской Ассоциации Взаимопомощи (Сан-Франциско): Вся атмосфера на Соборе радикально отличается от всех светских конференций, на которых мне приходится бывать. Все сессии и собрания начинаются и оканчиваются молитвой. Всегда присутствующая Курская-Коренная икона Божией Матери постоянно напоминает нам о том, что все наши мысли должны быть устремлены к Вечным Истинам, а не к временной житейской суете. Большинство делегатов – потомственные православные. Даже весь вспомогательный персонал; кухонная обслуга, секретариат и охрана – строги. Архиереи – всегда аскетичны.
П.А. Фекула, делегат от Церковно-Музыкальной Комиссии при Архиерейском Синоде: На богослужениях атмосфера – спокойная и молитвенная. Эти богослужения объединяют соборян. Каждое утро служат священник и диакон из членов Собора. Члены Собора по-очереди прислуживают, поют, управляют хором. Хотя службы начинаются в 7:30 утра, но присутствуют почти все члены Собора. На этих службах задается тон предстоящему дню и возрождается чувство единства.
В зале заседаний атмосфера – рабочая, деловая. Чувствуется, что мы работаем вместе, добиваемся единомыслия и согласия и продвигаемся вперед. Но бывают и моменты крайней напряженности и даже негодования одних людей по отношению к мнениям других.
Слава Богу, сессии начинаются во время, люди готовы жертвовать перерывами и свободным временем. Видно, что делегаты приехали работать.
Какой Вы видите Русскую Зарубежную Церковь в будущем?
Протоиерей Михаил Протопопов: Я вижу будущее нашей Церкви в лоне великой Русской Поместной Церкви, в которой она, будучи самоуправляемой ее частью, сможет продолжать окормлять русских православных людей, в рассеянии сущих, поддерживать добрые начинания и стремления верующих на Родине, и вести широкую миссионерскую работу среди инославных.
Архидиакон Евгений Бурбело: Единой.
Бернард Ле Каро: От каждого из нас зависит как будет наша Церковь в будущем. Афонский старец Паисий говорит, что «если ты исправишь самого себя, то сразу же исправится частичка Церкви. Если бы так поступали все, то Церковь была бы приведена в полный порядок.
П.В. Лисицын: Все доклады были очень глубокими, информативными и по существу. Было очевидно, что докладчики не только хорошо подготовились с богословской и академической точки зрения, но и переболели, пережили и выстрадали свои доклады. Для меня лично все доклады оказались крайне полезными для понимания исторического, богословского и духовного аспекта вопросов, обсуждаемых на Соборе. Особенно понравилось выступление и ответы на вопросы Высокопреосвященнейшего Митрополита Амфилохия. Явно чувствовалось присутствие Святого Духа.
Н.Е. Бюик: Я работаю с «будущим» уже 11 лет. Я руковожу организацией, обслуживающей питательные, комунальные и общественные нужды русских пенсионеров, принадлежащих к трем русским «юрисдикциям». Люди те же. Они разделяются на разные приходы не по догматическим причинам, но по соображениям удобства, практичности и знакомства. После служб они объединяются для общественных мероприятий. В прошедшие годы могли быть убедительные доводы для разделений, но теперь они исчезли, кроме как в узких умах. Так что здесь есть конфликт. Они едят за одним столом, но расходятся в разные приходы. Я предвижу полный распад этих устаревших преград. Они давно исчезли среди наших пенсионеров. Будут перемены в связи с увеличением выбора храмов, куда мы сможем ходить. Каноническое общение с нашими братьями увеличит наши приходы, и послужит во благо нашей широко разбросанной паствы. Наши богослужения и церковное пение далеко стоят от западного богослужебного модернизма некоторых других Церквей. Русская Зарубежная Церковь останется непоколебимой, и привлечет новых верующих нашими традиционными богослужениями, исключительной иконописью и пением. Шаг, который мы обсуждаем, сохранит Русскую Зарубежную Церковь на много поколений.
Георгий Гавриилович, Вы представляете лагерь НОРР. Как Вы восприняли весть о Вашем избрании делегатом на IV Всезарубежный Собор?
Г.Г. Темидис: Я считаю это огромной ответственностью, особенно с духовной точки зрения. Я принял к сердцу великопостное послание нашего дорогого Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, и с Прощеного воскресенья старался каждую неделю исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин, чтобы духовно подготовиться к Собору. Здесь, в Сан-Франциско, я уже два раза причащался. Конечно, у каждого из нас есть свои взгляды и переживания, но мы все должны помнить, что мы – члены IV Всезарубежного Собора, а это – огромная ответственность не только перед нашей Церковью, но и перед Самим Богом. Верю, что на этом Соборе и на последующем за ним Архиерейском Соборе совершится воля Божия.
Владимир Вадимович, какое впечталение на Вас произвело служение и выступление Высокопреосвященнейшего Митрополита Амфилохия?
Регент Архиерейского хора в Сан-Франциско В.В. Красовский, член Предсоборной комиссии: Когда Владыка выступал, вернее беседовал с нами по-отечески, с любовью, мне показалось, что перед Собором предстал великий иерарх, богослов и смиренный, простой монах. Я был шокирован его мудрыми мыслями, высказанными очень глубоко и с большой любовью к Христовой Церкви. Слушая его, я вспомнил своего духовного авву и наставника, а именно архиепископа Антония (Медведева; + 2000 г.), приснопамятного предшественника нашего владыки Кирилла. Господь сподобил меня, недостойного, быть близким помощником владыки Антония, который очень часто делился со мной своим видением церковных проблем, болезней и искушений. Владыка очень много говорил о единстве и соборности Церкви. Владыкино любвеобильное сердце было открыто для всего вселенского православия. Его служение, как и служение нашего святителя Иоанна, свидетельствовало об его «вселенском духе» участии в жизни всей Православной Церкви и ее народов. Вот этим духом дышет и владыка Амфилохий. Буквально на все вопросы, которые были ему заданы, владыка Амфилохий отвечал словами: любовь, терпение, снисхождение, понимание, сострадание, единство. Он говорил, что Россия возрождается, что необходимо всем православным включиться в процесс возрождения.
Сербскую Православную и Русскую Зарубежную Церкви давно связывают тесные братские узы. Интересно отметить, что в 1926 г. будущий святитель Иоанн принял монашеский постриг от рук Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) в Введенском Мильковском монастыре в Сербии, где подвизался и приснопамятный владыка Антоний. Молодой иеромонах Иоанн, продолжая пребывать в послушании у Блаженнейшего Митрополита Антония, преподавал в сербской гимназии, а потом и в Битольской семинарии, которая находилась в епархии святителя Николая Велимировича, «Сербского Златоуста», 50-летие со дня кончины которого не только Сербская Православная Церковь, но и весь православный мир благоговейно отмечает в этом году. Студенты Битольской семинарии очень полюбили своего преподавателя за его молитвенное и отеческое попечение о них, за то, что он им подавал пример аскетической стойкости. Как известно, со времени своего пострига, подражая древним подвижникам, Владыка Иоанн не знал отдыха на постели, а со дня рукоположения – ежедневно совершал Божественную литургию или приобщался Святых Христовых Таин. А сам святитель Николай Велимирович очень почитал молодого иеромонаха, который и тогда, обходя пациентов в местных больницах с иконой весьма почитаемого сербами преподобного Наума Охридского, многих исцелял.
Блаженнейший Митрополит Антоний и святитель Николай Велимирович вместе с другими иерархами совершили хиротонию отца Иоанна во епископа Шанхайского, викария Начальника Русской Духовной Миссии в Пекине. На приеме в честь новохиротонисанного епископа один из ораторов так охарактеризовал это событие: «Много возжигалось здесь светильников – архипастырей, но то были как бы остатки старой России, ею взрощенные и воспитанные. Новый же епископ это молодой побег той жизни, которая вся в бурях и смятениях не сломила русского духа – выразителем его и является молодой епископ, которого приветствовали в Битоле первые сыны Церкви – представители греческого населения и к которому сюда пришли высокие представители самой мощной сейчас Сербской Церкви. Да будет же таков путь новой грядущей России».
В 2000 г., предчувствуя свою кончину, архиепископ Антоний во время великопостного говения обратился к духовенству Сан-Францисской и Западно-Американской епархии со следующими словами: «Благодарю вас за все, за то, что покрывали мои недостатки вашей любовью, вашей молитвой. А меня простите великодушно. Благодарю Бога, что дал вас мне. Желаю, чтобы вы оберегали Поместную Российскую Церковь, частью которой мы являемся, чтобы вы оберегали все Православные Церкви, так тяжко страждущие, особенно Сербскую Церковь, которой мы так обязаны и которой и мы помогали. Будем молить Господа, чтобы Он возвещал Правду Свою на Его свете. Будем молиться за всех. Утверди Боже святую Православную Церковь, юже стяжал еси Твоею кровью». Это пожелание владыки Антония, выраженное им перед смертью. Это и мое пожелание участникам нашего Собора.
|