СИДНЕЙСКАЯ И АВСТРАЛИЙСКО-НОВОЗЕЛАНДСКАЯ ЕПАРХИЯ: 28 сентября 2006 г.
Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион совершил великое освящение нового Покровского собора
В воскресенье 24 сентября с.г. было совершено великое освящение самого нового храма в Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии, в районе Брансвик Ист в Мельбурне. Это – радостное, долгожданное событие в жизни Покровского соборного прихода и, дерзну сказать, в жизни всей Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии. Такие события бывают редко, и я знаю людей, доживших до глубокой старости, которые впервые участвовали в таком празднике.
Строительство храма не бывает легким, быстрым делом. На Руси храмы нередко создавались в течение десятков лет. Масштабы постройки и сложное внутреннее убранство: мозаика, роспись, резьба по камню и дереву - всегда требовали времени и затрат. Несмотря на все трудности жизни русского народа на родине и в рассеянии, в нем не иссякла любовь к божественной красоте – той, которая подымает дух человека от суеты повседневной жизни. Выражением этого стремления духа в русском народе всегда было храмостроительство. Храмы иногда строились государями и богатыми ктиторами, но чаще всего это было народное, церковное творчество. Так это сложилось и в истории создания нашего нового соборного храма в Мельбурне.
Выпущенный в 2005 году документальный фильм Николая Шермана «Merri Creek Dreaming» рассказывает об этой истории с начала. В 1954 г. Мельбурнский приход, один из самых старых и больших приходов епархии, приобрёл храм, построенный англиканской миссией еще в 1875 г. Храм этот приютил русских беженцев из Европы, а затем из Китая. Большим достоинством старого собора является его центральное положение в Мельбурне, поскольку наши прихожане разбросаны по многим районам города. Однако, к 70-ым годам, когда иммиграция наша уже «оперилась», стали заметны немалые недостатки храмового комплекса в Коллингвуде: мало места в зале (храм и зал почти полностью занимают участок в 744 кв.метра), отсутствие ограды, нет стоянки для машин, ограничения на улице, что очень затрудняет приезд машиной в рабочие часы. На все это обратил внимание молодой, энергичный настоятель отец Владимир Евсюков, который предпринял ряд мер по нахождению нового дома для прихода. Трагическая кончина отца Владимира помешала ему осуществить эти замыслы.
Работа Приходского совета в этом направлении возобновилась с моим назначением на приход в мае 1981 г. После долгих поисков земли и существующих храмов окрепла идея именно постройки храма в традиционном русском стиле. В конце 1983 г. член Приходского совета, инженер Александр Сергеевич Александров нашел участок, на котором теперь построен новый храмовой комплекс. Этот участок простирался до самой речки, но после передачи береговой полосы (примерно 900 м 2 ) муниципалитету для прогулочной дорожки, у нас осталось теперь в пределах ограды примерно 3,550 м 2 – т.е. почти в 5 раз больше, чем в старом храме. В 1984 году приход заплатил за участок $82,250. Конечно, это был подарок с неба (очень дешево даже в то время), но не сразу всем верилось, что через дорогу от храма будет парк с озером. В то время это место было неприглядное, заброшенное, и многие прихожане волновались и недоумевали, как в таком месте можно строить храм.
Тем не менее, 5-го ноября 1989 года Преосвященный Архиепископ Павел (Павлов; + 1995 г.) совершил закладку в сослужении всего духовенства штата Виктории. К тому времени Строительный комитет в составе строителя Василия Козулина, инженеров Кирилла Маганова и Дамиана Форд, архитектора Николая Хлебниковского и настоятеля подготовил для архитектора подробную инструкцию о проекте, которая включала не только хозяйственные и инженерные параметры, но давала художественные эскизы в стиле Ярославской архитектуры 17-го века. По мысли протоиерея Димитрия Александрова (ныне Епископ Ирийский, викарий Председателя Архиерейского Синода по окормлению единоверцев) современное русское храмовое зодчество должно развиваться именно от этого исконно русского стиля, последнего перед появлением западных влияний. Дальнейшая отработка внешнего вида храма руководилась мыслью приблизить его цветовую гамму к колориту архитектурного ансамбля старого Мельбурна, чтобы он не казался совершенно чуждым городу.
Подготовительная работа Строительного комитета выявила тот факт, что осилить такой проект мы сможем только, если постройка будет осуществлена в основном своими руками. Выбранный в 1988 г. староста Иннокентий Павлович Козулин возглавил рабочую артель добровольцев, большинство из которых имело опыт в строительстве. Со старостой строили: Иван Бочкарев, Андрей Востриков, Сергей Денисов, Федор Ивленков, о.Симеон Кичаков, Степан Кичаков, Григорий Кожевников, Иван Комиссаров, Крис Курбетис, Нектарий Курбетис, Георгий Козулин, Кирилл Козулин, Трофим Козулин, Василий Первушин, Евгений Романовский, Михаил Стыркул, Федор Стыркул, Алексей Тоболов, Василий Тоболов, Федор Тоболов, Анатолий Третьяков, Дамиан Форд, Михаил Якимов. Добровольцы (по 10-15 человек) начали приходить каждую субботу на постройку. Временами им помогали люди, не имевшие строительного опыта. Большие субботники собирали до сорока и даже до шестидесяти человек.
Трудно перечислить все работы, выполненные добровольцами при постройке храма. Каждый год писался подробный отчет об этой работе. Это начиналось с тяжелой работы в траншеях фундамента, связки и сварки стальной арматуры, заливки бетона, опалубочных работ и т.д. Короче говоря, все бетонные работы в храме, вся работа по дереву, по металлу, штукатурка, покраска, отделочные работы, как сборка и облицовка барабанов, куполов, колокольного шатра, сварка входных дверей, создание ансамбля ограды, паникадил, подсвечников и еще очень многое – занимало наших тружеников первые 10-12 лет постройки. Последние же 5-7 лет в храме появилась (частичная) роспись, резной иконостас и престол, иконы в иконостасе (иконописцы: Архимандрит Алексий (Розентул) и Антонина Ганина; резчики: Сергей Аникеев и Михаил Бендрышев). В эти последние годы началась постройка общественного центра, на который переключились силы наших добровольцев. Это большое здание, занимающее площадь в 450 м 2 . Оно состоит из подвала, который пока используется как мастерская и склад материалов; главного уровня, на котором находится зал, кухня, оборудованная как в хорошем ресторане, туалеты и, наконец, верхнего этажа, на котором будут находиться киоск, библиотека, классы, души, туалеты и небольшая квартира сторожа.
За последний год был закончен зал, бетонная стоянка и дорожки вокруг храма, приступили к работам по ландшафту и посадке травы и деревьев. Все эти работы не могли бы осуществляться без притока денег от индивидуальных пожертвований и работы по сбору средств Строительного фонда, сестричества, киоска, соборного хора, женского камерного хора и других. На 30-ое июня 2006 г. затраты на проект составили сумму в $3,526,730 (три миллиона пятьсот двадцать шесть тысяч семьсот тридцать долларов). К этой сумме нужно добавить еще примерно два миллиона долларов, как оценку добровольных работ. Постройка такого комплекса сейчас строительной компанией обошлась бы не менее семи миллионов долларов. Предполагается создание приходской летописи для сохранения истории. Имена строителей, консультантов, главных жертвователей и приходских работников сохраняются в упомянутом выше фильме. Остается закончить верхний этаж и выплатить долги, которые появились с постройкой зала. Для прихода начинается новый этап жизни.
24 сентября Преосвященнейший Иларион совершил великое освящение собора в сослужении клира собора и гостей в священном сане. Итак, с сегодняшнего дня открывается наш собор для регулярных богослужений, а в зале начнутся традиционные для Мельбурнского прихода воскресные буфеты, которые уже десятки лет собирают прихожан для общения за столом после Божественной литургии. Старый храм тоже не останется без богослужения. Это будет первый в нашей епархии опыт сохранения единства прихода при двух храмах. Этому благоприятствует дружный клир, состоящий из трех священников и диакона.
протоиерей Николай Карыпов,
настоятель собора.
|