НЬЮ-ЙОРК: 25 октября 2007 г.
Предстоятель Русской Зарубежной Церкви ответил на вопросы редакции «Андреевского
вестника» Одесской Духовной Семинарии
- Ваше Высокопреосвященство! В мае этого года свершилось долгожданное воссоединение двух ветвей Русской Церкви. Конечно, значение этого события во всей полноте можно будет оценить только через определенное время. Как Вы на данный момент оцениваете последствия восстановления евхаристического и канонического общения между РПЦ и РПЦЗ?
- В состоявшемся восстановлении церковного единства Господь «крепость людям Своим дал, Господь благословил людей Своих миром». Этот мир укрепит нас в свидетельстве Христовом, укрепит нас в нашем общем деле служения Христовой Церкви, в сохранении и распространении наших святорусских идеалов как в Отечестве, так и за его пределами. Главное, жить в мире, оказывать друг другу помощь и поддержку в церковном делании, подавая другим пример любви, смирения, терпения и доброй христианской жизни.
- Восстановление евхаристического общения, нашедшее свое выражение в совместном богослужении и причащении от единой евхаристической чаши, - это только начало восстановления полного единства и понимания между чадами Русской Церкви в Отечестве и в рассеянии сущими. Какими Вы видите перспективы этого объединения?
- Уповаю, что достигнутое нами, с Божией помощью, единство поможет нам «в мире сем, прелюбодейном и грешном» , сохранить великое наследие Русской Православной Церкви и наших предков, стремившихся в жизни воплощать евангельские заветы. Главная цель Русской Зарубежной Церкви – сохранить веру, язык и нашу культуру, пропитанную духовностью Святой Руси, говорить правду о России исторической и современной, и таким образом послужить и помочь ей, находясь здесь, на Западе. Но мы должны не только сохранять Россию и всячески служить ей, мы должны делиться тем, что мы имеем с окружающими нас американцами, европейцами, австралийцами и т.д. Церковное единство поможет нам сохранить живую связь с нашими истоками, с нашим родным преданием, а это будет только способствовать осуществлению тех задач, которые стоят перед нами.
- Путь к долгожданному единству был достаточно трудным: и с той и с другой стороны неоднократно была слышна критика, некоторыми высказывалось непонимание и неприятие процесса воссоединения. Насколько сейчас эта проблема актуальна для РПЦЗ и какие Вы видите пути ее решения?
- Недавнее посещение епархий Русской Зарубежной Церкви официальной делегацией Московского Патриархата, сопровождающей Державную икону Божией Матери, и певчими Сретенского хора, участвовавшими в торжественных богослужениях по случаю восстановления полноты братского общения внутри Русской Православной Церкви, принесло колоссальную пользу всем чадам нашей Церкви. Это совместное празднование, эта совместная молитва у Державной иконы открыла глаза многим противящимся тому, что произошло 17 мая, а сомневающихся в правильности нашего пути – обрадовала, ободрила и утвердила в истине. Со временем, конечно, наше единство еще более укрепится, возрастет и принесет плоды, которые, как я надеюсь, убедят ушедших от Церкви.
С другой стороны, мне кажется, что наши гости из России убедились в том, что мы никогда не отходили от Русской Православной Церкви, а всегда жили ее жизнью.
- Каково отношение РПЦЗ к «временному высшему церковному управлению РПЦЗ», которое создано епископом Агафангелом (Пашковским), объявившим себя Председателем ВВЦУ РПЦЗ?
- Архиерейский Синод запретил епископа Агафангела в священнослужении за бунт против своего Священноначалия и учинение раскола. К сожалению, некоторые, соблазнившись его поведением, последовали за ним, думая, что они этим спасают Церковь, т.е. получается т.н. «сергианство» наоборот. Покойного Патриарха Сергия обвиняют в том, что он пытался «спасти Церковь», наладив отношения с советской властью. А вожди т.н. «ВВЦУ РПЦЗ» совершенно отвернулись от Церкви, пытаясь ее спасти от воли Божией, приведшей нас к примирению, единству и полному общению. Мне хочется надеяться, что многие откажутся от пути, избранного владыкой Агафангелом, когда они увидят, что это не дело Божие, не дело Святых Отцов и Учителей Церкви. А оставшиеся с «ВВЦУ РПЦЗ» потом будут жалеть, что не участвовали, не влились в процесс возрождения Русской Церкви и нашего многострадального народа, о чем мечтали святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн и основоположники Русской Зарубежной Церкви, высказываниями которых мы руководствовались, изучая истоки русского церковного разделения.
- Русской Зарубежной Церковью именует себя также и группа, возглавляемая Антонием Орловым. Как РПЦЗ относится к этому?
- К этой группе, возглавляемой Орловым, мы никак не можем серьезно относиться. Это люди, которые обвиняют всех и вся в ереси и во всяких грехах, оправдывая таким образом свое канонически-скользкое положение и избегая прещений со стороны своего законного Священноначалия. Вожди этой группы ослеплены гордостью, самомнением, властолюбием и желанием играть какую-то роль. Глава этой группы, к сожалению, не имеет ни богословского образования, ни чутья к вселенскому духу участия в жизни всей Христовой Церкви, к духу церковной соборности. А это отражается и на всех остальных его «архиереев», которые стали друг друга отлучать, создавая новые «синоды» и т.д. Последнее есть явный признак пагубного раскола. Молюсь о том, чтобы Господь вразумил этих людей, которые приводят в заблуждение своих пасомых, последовавших за ними.
- На канонической территории Церкви в Отечестве действует и т.н. истинно-православная церковь, под управлением Тихона Пасечника? Существует ли в РПЦЗ синодальные решения о признании или непризнании этой группы?
- В апреле текущего года Архиерейский Синод принял заявление по поводу Тихона Пасечника, в котором мы предупредили наше духовенство и верующих о совершенной неканоничности этой группы, призывая сомневающихся в пользе церковного единства не следовать этим раскольникам. Дело в том, что эту группу возглавлял покойный архиепископ Лазарь (Журбенко), ушедший в раскол и подчинившийся группе людей, похитивших митрополита Виталия (Устинова; + 2006 г.), а потом и от них ушедший и образовавший свой собственный «синод», совершив незаконные хиротонии. После его кончины эту группу возглавил Тихон Пасечник, который был «хиротонисан» владыкой Лазарем без соборного согласия своего законного Священноначалия и в состоянии раскола. Таким образом, мы никак не можем признать эту группу, которая под собой не имеет абсолютно никакой церковно-канонической почвы. В Христовой Церкви существует определенная дисциплина, установленная канонами Святых Отцов, Вселенских и Поместных Соборов, которыми мы должны руководствоваться в нашей жизни, чтобы в ней всегда царили порядок и благочиние.
- Как известно, Зарубежная Церковь рукоположила архиереев для ряда старостильных юрисдикций. Как складываются отношения с этими юрисдикциями после восстановления единства Русской Православной Церкви?
- Русская Зарубежная Церковь никогда официально не участвовала в архиерейских хиротониях для старостильных юрисдикций. Эти хиротонии были совершены отдельными иерархами, принадлежавшими Архиерейскому Собору нашей Церкви, причем Блаженнейший Митрополит Анастасий (Грибановский; + 1965 г.), второй по счету Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, был против признания этих рукоположений. Судя по протоколам заседаний Архиерейского Синода 60-х годов, Митрополит Анастасий выступал против нашего вмешательства в делах Греческой Церкви и склонялся к тому, чтобы предать церковному суду тех архипастырей, которые участвовали в этих хиротониях. Тем не менее, он этого не сделал, ограничившись лишь первосвятительским внушением. При митрополите Филарете (Вознесенском; + 1985 г.) эти хиротонии были все-таки признаны, а потом, в середине 70-х годов прошлого столетия, видя дробления среди греков-старостильников, Архиерейский Собор прекратил молитвенное общение с ними.
Общение с «Синодом Противостоящих» митрополита Оропосского и Филийского Киприана было установлено Собором наших епископов в 1994 г. К сожалению, старостильное движение в Греции, Болгарии и Румынии не сочувствует избранному нами пути восстановления единства внутри Русской Православной Церкви. Конечно, я их уважаю за любовь к традиционному Православию, однако это их стояние не принесет ни им, ни всей Вселенской Церкви никакой пользы, если они не вступят в диалог со своими Поместными Церквами на предмет урегулирования всех проблем в жизни Церкви. Церковь всегда прислушивается к мнению тех, кто сохраняет с ней единство, преодолевая проблемы и скорби в ее недрах, болея ее болезнями.
- Ваше Высокопреосвященство, именно Вам вместе со Святейшим Патриархом Господь судил скрепить подписями акт, воссоединяющий насильственно отторгнутые друг от друга две части единого церковного организма, именно Вы вместе с архипастырями и представителями духовенства Зарубежной Церкви вступили в молитвенное и евхаристическое общение с Церковью в Отечестве сущею, в соборном храме Христа Спасителя совершив Божественную Литургию. Какими были Ваши впечатления, какими воспоминаниями в Вашей душе запечатлелось это историческое событие?
- Богослужения этих дней напомнили мне слова Псалмопевца, ибо в процессе диалога, в IV Всезарубежном Соборе и в торжествах, связанных с подписанием Акта о каноническом общении «милость и истина встретились, правда и мир облобызались». Эти дни, проведенные в молитве и братском общении, также напомнили мне древнюю икону святых апостолов Петра и Павла, обнимающих и приветствующих друг друга после примирения. Так и две части единой Русской Православной Церкви, обняв, облобызав и приветствуя друг друга, радостно, и с большим духовным подъемом служили, молились и причащались от единой Чаши Христовой, торжествуя над врагом рода человеческого, в трудные годы гонений «поразившего пастырей и рассеявшего овец» Русской Православной Церкви.
- Несомненно, восстановление общения отразится на всех сферах церковной жизни Русского Зарубежья. Каковыми на Ваш взгляд будут последствия единения для Свято-Троицкой Семинарии?
- Я надеюсь, что это укрепит доброе сотрудничество и братские связи между нашей семинарией и духовными школами как Московского Патриархата, так и других Поместных Православных Церквей.
- К сожалению, эмигранты первой волны, составившие костяк РПЦЗ, один за одним уходят в вечность. Насколько их потомкам, родившимся в чужой этноязыковой среде, удается сохранить свою национальную идентичность и какова по мнению Вашего Высокопреосвященства в этом роль Православия?
- В сложных заграничных условиях русскость, т.е. наша православная вера, язык и культура нашего народа, сохраняется только при Церкви, до сих пор воспитывающей подрастающее поколение в соответствующем церковном, святорусском духе, прививающей любовь к Церкви и Отечеству. При наших храмах существуют русские церковные школы, в которых дети обучаются Закону Божьему, русскому языку, русской истории и литературе; существуют молодежные кружки, с которыми работают священники. Летом проводятся лагеря, устраиваются съезды для молодежи. Если мы будем продолжать следовать примеру воспитывавших нас старых эмигрантов, горевших любовью к Церкви, нашей истории и культуре, создававших Зарубежную Русь; если мы будем делиться этим богатством, этой красотой с детьми и молодежью; жить всем, что мы получили от наших предков, то, как я уверен, Господь поможет нам зажечь молодых людей этой любовью или, по крайней мере, заложить в их сердца доброе семя, которое принесет плод.
- Вам, дорогой Владыка, Господь благословил нести свой святительский подвиг в Соединенных Штатах Америки, где существуют несколько православных юрисдикций. Какова, по Вашему мнению, судьба Православия в Америке в контексте акта о воссоединении между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью и какова в этом роль РПЦЗ?
- Приснопамятный архиепископ Виталий (Максименко; + 1960 г.), много потрудившийся ради русского православного дела сначала в Почаеве и на Карпатах, а потом и в Американской Руси, говорил, что став епископом, он дал обещание Богу: «все силы отдавать на умиротворяющую работу в Церкви». Я считаю, что мы должны следовать его примеру, т.е. стараться жить в мире и делать дело Божие, свидетельствовать о Христе, «работая Господеви со страхом и радуяся Ему с трепетом». В единении – наша сила, наше спасение. Если мы будем работать совместно, вместе нести дело Божие, проповедовать всем не столько словами, сколько примером нашей доброй христианской жизни, братской любви, мирного сосуществования, терпения и смирения, то благословение Божие, Его крепость, сила и помощь будут нам сопуствовать в нашем служении Ему и Его людям. Молю Бога о том, чтобы мы воплощали в жизнь этот завет Аввы Виталия, некогда возглавлявшего наше почаевское типографское братство.
|