Нью-Йорк: 26 апреля 2007 г.
О так называемой «РИПЦ» (справка) Выбывшие из состава епископата Русской Православной Церкви Заграницей и примкнувшие к раскольнической «Русской православной церкви в изгнании», архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Вениамин (Русаленко) своевольно образовали свою собственную юрисдикцию - «Русскую истинно-православную церковь» (РИПЦ). Проживая в России, вдали от находящегося на покое митрополита Виталия, которого они признавали своим первоиерархом, архиепископ Лазарь и епископ Вениамин в 2002 году решили совершить архиерейские хиротонии нескольких своих клириков. Среди этих клириков РИПЦ был иеромонах Тихон, в миру Леонид Олимпович Пасечник (родился в 1948 г., закончил Харьковское инженерное училище). Л.О. Пасечник работал строителем, женился в 1985 г. и овдовел в 1993 г. В том же году он присоединился к Омскому приходу Русской Православной Церкви Заграницей и в 1998 г. был пострижен в монашество. В 1999 г. епископ Ишимский и Сибирский Евтихий рукоположил монаха Тихона в иерейский сан, но из-за его церковной малограмотности решил не назначать его на самостоятельный приход. В 2001 году иеромонах Тихон (Пасечник) покинул Русскую Зарубежную Церковь и ушел к архиепископу Лазарю – в раскол.
Епископ Вениамин письменно просил у митрополита Виталия благословения на предполагаемые в 2002 году хиротонии, но митрополит Виталий указал, что для избрания нового кандидата во архиереи необходимо иметь согласие всего Собора. Тем не менее, «хиротонии» состоялись. Митрополит Виталий дважды отказывался признать их законными. Первый раз (28 июля 2003 г.) митрополит Виталий написал, что действия Лазаря и Вениамина поставили их за оградой Русской Православной Церкви, а во втором своем письме (19 ноября 2004 года) митрополит заявил: «Считаю не законным хиротонии иеромонахов Дионисия, Гермогена, Тихона и Иринея, совершенные архиепископом Лазарем и епископом Вениамином, и заявляю, что не имею с ними никакого молитвенного и литургического общения».
Таким образом, ни Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей во главе с Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром, ни даже мансонвильский «Синод» митрополита Виталия не признали Тихона (Пасечника), претендующего быть наследником Катакомбной Церкви в России, каноничным епископом Святой Церкви.
Следовательно, организация, возглавляемая после смерти архиепископа Лазаря «архиепископом» Тихоном (Пасечником), и которую он называет «Русская истинно-православная церковь», не имеет оснований считать себя Церковью, так как не имеет ни исторической преемственности, ни канонической основы. Она не есть Церковь и не может претендовать на это название.
Важно в связи с этим указать на два принципа, которыми руководствуется Церковь со времен святой Пятидесятницы.
Во-первых, это понятие о соборности. Полнота благодати в Церкви почивает на архиереях, которые составляют неразрывную цепь Апостольского преемства и, получая благодать Святого Духа, передают Её от поколения к поколению. Сущность епископского служения в соборности, где каждый архиерей совершает свое служение в согласии с другими архиереями и ничего не делает, что может нарушить единство Церкви.
Каждый епископ управляет своей епархией согласно священным канонам Церкви, но ответственен перед своими собратьями архиереями, которые представляют собой Синод или Собор области или поместной Церкви, к которым он принадлежит. Каждый епископ при хиротонии приносит присягу о сохранении единства Церкви. Уход от своего законного чиноначалия, с которым он связан обетом в преданности, без канонического отпуска считается нарушением канонов, т.е. законов Церкви, и потому является неканоничным. Наказанием за такое нарушение дисциплины является запрещение в священнослужении до полного раскаяния. Если епископ игнорирует запрещение и продолжает неканоническое священнодействие, он подвергается суду и может быть лишен архиерейского сана.
Такие же правила существуют и для священников и для диаконов, которые незаконно уходят из послушания своему епископу, которому они духовно связаны через священническую присягу в верности. Они также подвергаются запрещению в священнослужении и, в случае нераскаяния, низложению. Принцип церковной субординации распространяется на всех священнослужителей. Ни патриарх, ни епископ, ни священник, ни диакон, ни мирянин не могут быть выше единства Святой Церкви.
Во-вторых, это понятие о расколе. Раскол противопоставляется соборному управлению Церкви и, по учению святых Отцов, является «расчленением Хитона Христова». Святитель Иоанн Златоуст строго предупреждает, что грех раскола не смоется даже мученической кровью. Поэтому, любой раскол в Церкви является нарушением канонического порядка. Раскол ничем нельзя оправдать.
Те, которые ушли к «суздальцам», «лазаревцам», «мансонвильцам» или к современным лже-«тихоновцам» - все они отпали от каноничной Русской Православной Церкви. Они это совершили тем, что пренебрегли своими клятвами о верности, данными при рукоположении, таким образом, разодрав Хитон Христов. Их грех еще более усугубляется тем, что ими уведены простые души из стада Христова в раскол.
Лукавый враг рода человеческого сеет раздор и разъединение Церкви для того, чтобы погубить души. Когда возникают подобные искушения, нужна чистота разума и сердца, чтобы отстоять церковное единство.
Не бывает списка Церквей для выбора по своему желанию. Есть только одна Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, управляемая Духом Святым.
|