ИЕРУСАЛИМ: 21 августа 2009 г.
Скончалась монахиня Магдалина, старейшая насельница Гефсиманской обители
Жизнь каждого человека подобна книге, целиком которую можно будет прочесть только после его смерти. Закроется последняя страница, и вот перед нами повесть одной души, завершившей свое странствие в сей земной юдоли.
1/14 августа ушла из жизни старейшая насельница Гефсиманской обители, многими знаемая и всеми любимая монахиня Магдалина. В этот знаменательный день, когда Церковь прославляет Крест Христов и покланяется ему, свой монашеский крест донесла до победного конца сия достохвальная мать. Вся ее жизнь прошла в монастыре и явилась живой историей нашей обители. Маленькую Марьяшу привезли в Гефсиманию и отдали на воспитание игумении Марии (Робинсон) в декабре 1946 года в возрасте 8 лет. Упокоилась м. Магдалина не дожив до своего 71-летия несколько дней. 62 года в монастыре – это не частое явление особенно в наше время. О таком человеке можно много говорить и писать. Но мы лишь вкратце осветим ее жизненный путь и отметим главные вехи.
Проучившись недолго в Вифанской школе, Марьяшу взяли в Гефсиманию на клирос. У нее был чудесный голос, и девочка быстро научилась читать и петь по-славянски, она ведь не была русской. Марьяша родилась в Палестине в семье арабского священника. Возрастая под мудрым руководством игуменьи Марии и монахини Варвары (Цветковой), получив, можно сказать, английское образование, ведь матушка Мария была англичанкой, Марьяша, так ее все звали, очень скоро проявила способности к монашеской жизни, и путь её был ясен – росла будущая монахиня. Однажды в Гефсиманию приехал Митрополит Илия из Ливана, который некогда подарил нашей обители чудотворную икону Одигитрии. Будучи встречен игуменией и принят в ее покоях, он увидел маленькую арабскую девочку, одетую в подрясник. Подозвав ее к себе, он возложил руки на ее главу и произнёс: «на ней почил монашеский дух ». И этот монашеский дух ярко проявился в последующие годы. М. Магдалина стала живым его носителем. А что значит монашеский дух? Это, прежде всего, святое горение сердца любовью к Богу. Получив от Господа дар – прекрасный голос, она стала Его певчей, по слову пророка Давида: «Пою Богу моему дондеже есмь». Пение – это труд, ибо оно является молитвенным предстоянием пред Богом в храме. Через певчих молится вся Церковь, они ее уста. И уста м. Магдалины были присно отверсты на славословие Богу. Она всегда была первая в храме, не пропускала служб даже самых рядовых. Являя пример ревностного исполнения монашеского устава, она задавала тон не только клиросу, регентом которого она была около 50 лет, но и всей обители. Любовь ко всему церковному, умение видеть в богослужениях глубину и красоту Православия, живое участие во всем церковном ритме – это была ее жизнь. Как часто она с восхищением восклицала: « Как мудро святые отцы всё установили!» Она не слепо соблюдала установленное, но именно видела смысл и сердечно на всё откликалась. Как она любила Великий пост! Страстную седмицу. Мы никогда не видели ее равнодушной, она буквально дышала церковной жизнью, ее праздниками. Все было живо и в духе. Иноческий постриг был совершен с наречением имени Надежды в возрасте 18 лет. Постригали трех сестер – Веру, Надежду и Любовь. И в слове, обращенном к новопостриженной, было сказано: « А ты, Надежда, – надежда всей обители». И надо сказать, что надежду сию она оправдала.
Помимо клироса ин. Надежда была келейницей игуменьи Марии, а после ее смерти и игум. Варвары. Она прекрасно вышивала, делала свечи, пекла просфоры, замечательно готовила, была услужлива, обходительна и любезна. Поистине украшение обители. Такой она запомнилась многочисленным паломником. Побывав однажды в Иерусалиме, они возвращались вновь и, входя в Гефсиманскую обитель, шли первым делом к сестре Надежде. Она была необыкновенно приветлива и открыта. С годами эти качества возросли в настоящие христианские добродети – великодушие, милость, любовь. Пробыв 30 лет инокиней, сестра Надежда приносит монашеские обеты в мантийном постриге. Господь, избрав ее Себе в невесты, дарует ей прекрасное имя - Магдалина, тем самым навсегда венчая ее с храмом св. Марии Магдалины, в котором ее голос звучит ежедневно. Став Магдалиной, она получила еще больший дар любви к Богу и к людям. Она сама нам рассказывала, как не спала все три ночи после пострига в храме, дух ее горел и пел, сон не мог к ней приблизиться. Постриг в мантию был совершен в канун Преображения Господня 5/18 августа 1986 г. Архиепископом Лавром.
Будучи регентом, м. Магдалина тщательно готовилась к службам. Она всегда заранее доставала ноты и проводила спевки. Легко ориентировалась в уставе, который очень любила и всегда изучала. Очень любила каноны Богородице на повечерии и всегда слушала их стоя с поклонами. Вообще садилась в храме только в положенное время, не смотря на боли в ногах и усталость. Предпочитала устать и с чистой совестью удалиться в келию для отдыха, нежели отдыхать во время богослужения, предавшись расслаблению. Никогда не позволяла себе сидеть во время апостола на литургии. Была очень строга к себе. Тщательно готовилась к таинству Причастия, вычитывая положенное правило неспешно и вовремя.
Отношения с ближними – это самый точный показатель нашего духовного роста. М. Магдалина никогда не отталкивала от себя людей, старалась быть сдержанной и терпеливой к чужим недостаткам, не выказывая неприязни или недовольства, которые естественно могли возникать в общении с некоторыми. Ее отличительная черта была мягкость. Она находила в себе силы, чтобы поддержать тебя и ободрить, даже если самой было тяжело на душе. К концу жизни эта мягкость стала неотъемлемой ее частью. И еще благожелательность. Она всех жалела. Иногда придешь, пожалуешься на кого-то и хочешь, чтобы тебя поддержали в твоем осуждении, а в ответ снисхождение к ближнему, неосуждение, сочувствие и желание исправления. И уходишь пристыженной и вразумленной.
Мать Магдалины долгие годы страдала от диабета. И в последние два года эта болезнь прогрессировала, оставляя на ее теле страшные следы. На ногах появились незаживаемые раны. Боли усилились и в последние несколько месяцев стали постоянными и изматывающими. Особенно страдала она ночью, сон стал урывистый. Это сильно подорвало сердце, которое то и дело отказывалось работать. Появились сбои. В праздник жен-мироносиц случился первый инфаркт. Пережив его, м. Магдалина вынуждена была пить сильные лекарства, которые отравляли ее организм. Она слабела. Но духом продолжала быть сильной. Только чаще, чем обычно, плакала. Она, поддерживающая всех столько лет, сама стала нуждаться в поддержке, помощи и уходе. Появилось несколько Симонов Киринейских, которым Господь дал возможность нести крест вместе с ней. Прежде всего, это ее келейница монахиня Павла, которая считала ее своей мамой, с 4 лет пришедшая в Вифанию и затем в монастырь. Она стала верной незаменимой помощницей м. Магдалине во всех ее нуждах.
Несколько сестер ухаживали за М. Магдалиной, которой ежедневно надо было делать перевязки ног. У нее появилась диабетическая стопа – пальцы стали отмирать. Она очень боялась гангрены и ампутации. И милостью Божьею, процесс был остановлен и как бы заморожен. Господь не попустил испытание паче меры. Все давалось по силам, но давалось много. Последние полгода были поистине страдальческими. Ходить м. Магдалина могла до последнего дня, но в храм ее приносили в кресле, потому что преодолеть многочисленные ступени было уже не под силу.
29 июля был назначен прием у врача для дальнейшего обследования. М. Магдалину привезли в больницу, и прямо там с ней сделался удар, сердце остановилось. Удивляемся промыслу Божию. Если бы это произошло в монастыре, мы бы потеряли ее раньше. Но милостивый Господь сотворил чудо, подобное чуду воскрешения Лазаря. В тот день уже в реанимации сердце останавливалась 7 раз. Казалось бы, надежды нет. На сердце был установлен стимулятор, но только внешний, необходима была операция для установки внутреннего. М. Магдалина очень не хотела этой операции, и мы долго ее уговаривали, наконец, она согласилась. Операцию назначили на 2 августа день св.пророка Илии. Все мы молились. Но больше всех молилась сама м. Магдалина, она просила св. пророка Илию исцелить ее. И чудо произошло, врач вдруг отменил операцию и на следующий день ее выписали из больницы домой прямо в канун нашего престольного праздника св. Марии Магдалины. Радость была большая! Мы понимали, что если и недолго осталось жить м. Магдалине, но умрет она не на больничной койке, а у себя в обители со всеми напутствиями. Так и произошло. В самый день праздника 4 августа м. Магдалину принесли в кресле в церковь, и она причастилась на свой день Ангела в родном храме. С этого дня ее причащали ежедневно в келии – 10 дней подряд. Находясь в больнице, м. Магдалина видела сон и рассказала его. « Пришел ко мне о. Димитрий (он был когда-то начальником Русской Духовной Миссии, прекрасный уставщик, здесь его все любили), это он уже второй раз явился за время моей болезни. Она дал мне большой крест и сказал, что я должна с ним встретить архиерея» На вопрос какого? М. Магдалина ответила: « нашего владыку Марка. Я сказала, что не могу с крестом архиерея встречать, но он настаивал. И вот я вышла навстречу Владыке Марку и дала ему крест, он взял его, приложился и отдал мне обратно» . Вот такой знаменательный сон. В нем Господь явно открыл день кончины. 2 августа владыка Марк прибыл на Святую Землю, возглавляя группу паломников из Германии. Трижды Владыка служил в Гефсимании: на престольный праздник, на праздник Одигитрии – нашей чудотворной иконы, с которой мы обходим крестным ходом весь монастырь. И мы зашли с иконой к м. Магдалине. Как она плакала, это было очень трогательно. Она попрощалась со святой иконой навсегда. И последняя литургия была отслужена 14 августа в первый день Успенского поста на Крест. Ночью группа должна была улетать. Владыка Марк после литургии зашел к м. Магдалине, и они успели кратко пообщаться. Затем было освящение келий, и священник пришел в келию м. Магдалины, окропил святой водой. Потом ей дали стакан святой воды и она выпила немного. А через несколько минут совершенно неожиданно захрипела и впала в бессознательное состояние, из которого уже и не вышла. Через 2 с половиной часа сердце навсегда перестала биться. Все сестры собрались вокруг нее, два священника читали отходную молитву. Был пропет канон Богородице и другие песнопения. В 11:15 дня большой колокол возвестил всем о кончине нашей м. Магдалины. Честна пред Господем смерть преподобных Его.
Владыка Марк остался до следующего дня и возглавил отпевание почившей, на которое собралось множество народа. Ночью прилетел епископ Агапит Штутгартский и отслужил первую заупокойную литургию. На отпевание пришли два архиерея из Иерусалимской Патриархии – владыки Тимофей и Амвросий. Т.ч. отпевали м. Магдалину четыре архиерея.
Руки ее, такие красивые при жизни, остались мягкими и белоснежными по кончине. Из гроба не было ни малейшего запаха тления, не смотря на августовскую жару.
Долго молящиеся не расходились, так и стояли у ее могилы под сенью маслин. Осознание утраты пришло на следующий день. Мы поняли, что связь со старой исторической Гефсиманией, важнейшим звеном которой была мать Магдалина, ушла безвозвратно. Остались мы, те, кто жил рядом с ней и вместе с ней. Но сможем ли мы продолжить эту песню, лившуюся из ее горячего сердца? Вечная тебе память, дорогая наша мать Магдалина!
Инокиня Амвросия
Св. Гефсимания
|