МЮНХЕН: 12 января 2010 г.
Рождественское послание архиепископа Берлинского и Германского Марка
Христосъ раждается, славите!
Слово плоть бысть... (Ин 1, 14)
Таинство воплощения Слова Божия непостижимо для немощного разума человеческого. Как именно это совершилось, не знают даже ангелы, архангелы и прочие небесные силы бесплотные. Святые Отцы утверждают, что человеку, еще не излечившемуся окончательно от греха гордыни, небезопасно исследовать глубины Божии, в которых сокрыта эта тайна предвечного Совета Трисолнечного Божества. Но в то же время Священное Писание и Священное Предание ясно открывают всем нам, для чего Сын Божий родился в Вифлееме от Пречистой Девы Марии. Слово Божие, Вторая ипостась Пресвятой Троицы, Логос Божий, воплотился не для чего иного, как нас ради и нашего ради спасения.
Господь Вседержитель, носящiй всяческая глаголомъ силы Своея (Евр 1, 3) , всесозидающее Слово, Которым небеса утвердились (Пс 32, 6) и Которым вся быша, весь мiръ бысть (Ин 1, 3.10), избрал нас – падших, немощных, немудрых, бедных, чтобы нас обогатить Собой. Он, на Которого не смеют взирать многоочитые херувимы и пламенные серафимы, снисшел к нашей крайней немощи, чтобы стать отцом, и братом, и другом нас – отверженных. Он соделался Сыном Человеческим, принял плоть человеческую, чтобы нас сделать причастниками и наследниками Своей неизреченной славы и Царствия Своего. Сын Божий вошел в наше естество, зараженное и истлевшее грехом, чтобы его излечить изнутри. Он – всебогатый – обнищал, чтобы нас, нищих, обогатить.
Из всего сотворенного человек ближе и роднее всего Всемилостивому Спасу. Никакую другую тварь Господь не питает Своей пречистой Плотью и Своей животворящей Кровью. Никакая другая тварь не создана по образу и подобию Божества.
Задумаемся, дорогие братия и сестры, почему из всех имен на языке человеческом Сын Божий избрал для Себя именование "Слово". Не для того ли, чтобы мы, Его ученики и последователи, дорожили словесным даром, отличающим нас от всех земных тварей?
Поскольку мы созданы по образу и подобию Божию, и в нашем слове человеческом должен отображаться образ слова Божия и силы его. Употребленное сообразно его божественному предназначению, оно созидает все во благо, подобно Слову Божию. Слово угодников Божиих исцеляет и научает, укрощает диких зверей и утешает скорбящих, восставляет падших и воскрешает мертвых. Слово человеческое, окрыленное молитвенным устремлением, беспрепятственно проходит небеса и достигает престола Божия. Так было в древние и не столь древние времена, так, по благодати Благодателя, может быть и в наше время.
Однако в наши дни многие не верят более в созидающую силу слова и беспечно пренебрегают этим даром Божиим, употребляя его для плотских и низменных целей. Греховная скверна обессилила слово человеческое. Мир, как никогда прежде, задыхается и гибнет от праздных, пустых и лживых слов – тех самых, за которые неминуемо придется дать ответ на Страшном суде. Если слово не освящено молитвой, если оно, дарованное нам для богообщения, становится средством для достижения сугубо земных устремлений, оно превращается из силы созидательной в силу разрушительную и губительную для души человеческой. Примеров тому в современном мире более чем достаточно.
Но мы, чада Церкви Христовой, уже не принадлежим миру сему – отвергшему, на свою погибель, Слово Божие. Сам Господь избралъ нас отъ мiра (Ин 15, 19), как избрал Он в свое время первых Своих учеников. Мы, избранные – православные христиане – знаем, что Слово Божие не только стало однажды плотию, но и осталось с нами навсегда в Церкви, в Теле Его. Осталось с нами, освящая слово наше, человеческое, и охраняя его богообразную силу, когда мы употребляем его для молитвы и соответственно нашему служению: пастыри – слово назидания и обличения, учители – слово премудрости и рассуждения, ученики и пасомые – слово смирения, кротости и послушания во образ Господа нашего Иисуса Христа, кроткаго и смиреннаго сердцемъ (Мф 11, 29).
Ныне мир нуждается в слове истины не меньше, чем в те времена, когда из Вифлеемской пещеры впервые воссиял ему свет разума. В Церкви Христовой этот свет изливается вечно из Небесного Вифлеема, в Церкви звучит Слово Божие, просвещая и освящая словесное стадо Христово. Господь пришел на землю не погубить падшее человечество, но спасти его. Если слово наше пребудет сообразным Слову Божию, ум наш и сердце исполнятся Духом Его, Духом истины, и мы станем истинными чадами Бога Вышнего и светильниками миру – хотя и во зле лежащему (1 Ин 5, 19), но чающему своего спасения. Аминь.
|