НЬЮ-ЙОРК: 8 мая 2012 г.
В Сербии пройдет выставка, посвященная истории Русской Зарубежной Церкви
Выставка «К истории создания Русской Православной Церкви Заграницей» посвящена драматичной истории Русской церкви в диаспоре – от Сремских Карловцев (Сербия) до Джорданвилля (США). Она откроется в мае, в дни празднования пятилетия восстановления единства в Русской Православной Церкви, в Сербии.
Гонения на Церковь, начавшиеся с первых месяцев большевистской власти, вынудили значительную часть духовенства покинуть Россию. Оказавшейся в изгнании Русской Церкви понадобилось заново осознавать себя и свое вселенское призвание. С другой стороны, было необходимо как можно скорее объединить паству, рассеянную по всему миру.
С 1920 г. в Константинополе стало действовать Высшее Церковное Управление за границей. Главой этого церковного органа стал один из старейших и авторитетнейших иерархов Русской Церкви – митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий).
Год спустя Высшее Церковное Управление переехало в Соединенное Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Архиерейский Собор Сербской Церкви в августе 1921 г. благословил деятельность Русского зарубежного церковного управления. Патриарх Сербский Димитрий предоставил лишенным отечества русским архиереям часть своей резиденции в Сремских Карловцах, где 21 ноября 1921 г. состоялся первый Всезарубежный Русский Церковный Собор епископов, клириков и мирян, определивший каноническое положение и дальнейшую судьбу многих русских приходов за границей. С 1922 г. во главе Русской Зарубежной Церкви стоял Архиерейский Синод, пребывавший здесь же, в Сремских Карловцах. До 1936 г. Архиерейский Синод возглавлял митрополит Антоний (Храповицкий).
Сремские Карловцы сыграли исключительную роль в истории Русской Православной Церкви Заграницей. Здесь проходили ее Архиерейские Соборы, а в 1938 году состоялся Второй Всезарубежный Русский Собор. После того, как в России были уничтожены все духовные школы и прервалась история богословской науки, одно из ее направлений, связанных с сохранением чистоты святоотеческого предания, развивалось в Сербии, гостеприимно принявшей многих известных русских богословов и воспитавшей церковных деятелей, существенно повлиявших на послевоенную историю Русской Церкви в диаспоре.
В 1943 году Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви, положение которой становилось все более неоднозначным и уязвимым, переехал из Сремских Карловцев в Белград, а в сентябре 1944 г., незадолго до вступления советских войск, члены и служащие Синода вместе с тогдашним его главой, митрополитом Анастасием (Грибановским) переселились в Карлсбад.
«Сербский след» в истории Русской Зарубежной Церкви ведет через Германию и Швейцарию в США. В 1946 году в мало кому тогда известный Свято-Троицкий монастырь под Джорданвиллем, по приглашению настоятеля, выходца из Сремских Карловцев, архиепископа Виталия (Максименко) почти в полном составе прибыло из Ладомирова (Словакия) типографское братство преподобного Иова Почаевского во главе с епископом Серафимом (Ивановым).Четыре года спустя в Нью-Йорк переехал Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви. Преемственность духовной традиции, соединившей три эпохи русской церковной истории, обусловила замысел выставки, на которой будет представлено 80 фотографий и документов, повествующих об истории Русской Зарубежной Церкви, о выдающихся иерархах и взаимоотношениях с внешним миром. Символично, что местом проведения подобной многоплановой выставки выбрана Сербия – страна, в трудное время принявшая и сохранившая значительную часть духовного наследия Русской Православной Церкви. В экспозицию войдут редкие документы и фотоматериалы из архивного собрания Дома русского зарубежья им. А. Солженицына и архива Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) – фотографии и переписка митрополита Антония (Храповицкого), его телеграммы к Великому князю Николаю Николаевичу, автографы митрополита Анастасия (Грибановского), послания Архиерейского Синода, фотодокументы русской диаспоры в Сербии, а также фотографии, рассказывающие о жизни Свято-Троицкой обители.
|