Святейший Владыка совершил молебен святым преподобномученицам великой княгине Елисавете Федоровне и инокине Варваре.
Патриарха Кирилла приветствовала настоятельница монастыря игумения Елисавета (Шмельц). Матушка Елисавета преподнесла Его Святейшеству портрет супруги российского императора Александра II императрицы Марии Александровны, отметив что она оказала большую помощь трудам создателя Русской Палестины отца Антонина (Капустина).
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился со словом к присутствовавшим архипастырям, монашествующим и паломникам, отметив:
«С особым чувством я ступил под сень этого обновленного храма. Поднимаясь по ступеням, я сказал владыке Марку, что в последний раз здесь был тогда, когда этот храм еще нес на себе некую печать внешнего запустения. И вот за последние годы так дивно все преобразилось, и вновь засверкали золотые купола Марие-Магдалининской обители над святым городом Иерусалимом. И когда мы взираем на эту красоту — и рукотворную, и Богом созданную, ибо, несомненно, все в этом месте было сделано по воле Божией, то не можем не вспомнить подвиг тех, кто заложил здесь основу пребывания русской святости, русского благочестия.
Мыслью своею я востекаю сейчас к подвигу жизни отца Антонина (Капустина). Ведь именно он вложил мысль о строительстве здесь храма и обители в сердца великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича, когда они вместе со своим двоюродным братом великим князем Константином Константиновичем прибыли в Иерусалим. И тогда братья восхотели, чтобы этот храм был посвящен памяти их благочестивой матери Марии Александровны.
Императрица Мария Александровна была удивительной женщиной, о которой еще, может быть недостаточно сказано. Народ наш не вполне знает ее жизнь, особенно духовный путь. Я благодарю Вас, матушка Елисавета, за то, что Вы подарили мне этот портрет. У меня никогда не было изображения Марии Александровны. Все, что я прочитал о ней, особо расположило мое сердце к подвигу ее жизни.
Как знаем, со временем стремление отца Антонина (Капустина), поддерживаемое великими князьями, осуществилось, и в 1888 году этот храм был освящен в присутствии великого князя Сергея Александровича и его жены Елисаветы Федоровны, которая в то время еще не была православной. Существует мнение, что именно посещение Святой Земли и особенно этого места расположило ее душу к принятию Православия. И мы знаем, что она стала православной не только по необходимости, не только в силу некой дисциплины, которой обуславливались браки между царскими семьями, но и по своим убеждениям. Все, что потом с ней произошло, свидетельствует о глубине и силе веры, с которой приняла она Святое Православие.
И когда над Отечеством нашим сгустились тучи, Елисавета Феодоровна не избрала легкой участи. Она могла бы, конечно, спасти себя и уехать за пределы России, но осталась вместе со своим страждущим народом, который тогда обезумел от лжи, от соблазна и, увлекаемый богоборческими мыслями, не только восстал друг на друга, но и на Бога. Мы знаем, что жертвой этого восстания стала и сама Елисавета Федоровна, которая была зверски умучена в Алапаевске. Впоследствии по милости Божией ее честные останки были привезены долгим путем через Сибирь, Дальний Восток, Китай сюда, в Святую Землю, и ныне почивают здесь.
Русская Церковь несла на себе долгое время печать страшных разделений, которые постигли наш народ. Но по милости Божией, по молитвам святых Царственных страстотерпцев, новомучеников и исповедников, среди которых — преподобномученицы великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара, восстановилось духовное, каноническое, евхаристическое общение разрозненных по злой человеческой воле частей Русской Церкви.
Мы уже почувствовали великую радость и великую пользу от этого воссоединения. Мы действительно одна Церковь, единый Божий народ, собранный вокруг Божия престола и питающийся от одного Тела и Крови Христовых. Верю, что воссоединение Русской Церкви есть некий знак того, что по милости Божией в истории могут преодолеваться самые страшные испытания и скорби. Многим нашим людям казалось, что революция и гражданская война — это конец света, это пришествие Антихриста, завершение истории. Можно себе представить, что испытывали эти люди, наши благочестивые предки, когда видели разрушение храмов, осквернение святынь, торжество богоборческой власти, издевательства над самими глубокими религиозными чувствами людей — чувствами, которые всегда были присущи нашему народу. Казалось, что никакого избавления быть не может, и даже самые духовно зрелые и мудрые не видели света в конце этого пути. А затем за несколько дней пали оковы, и Церковь наша получила возможность воссоединиться, а самое главное — свидетельствовать о непостижимых для нас путях Божия промысла.
Постижение этих путей означает для нас верность Господу — и в славе, и в скорби, и в радости, и в печали, и в болезни, и в здравии. И сегодня наш народ, также искушаемый новыми приступами безбожия, у которого уже несколько иная идеологическая основа, но цель та же самая, стоит перед опасностью повторить страшные ошибки прошлого. Здесь, на этом месте, мы с особой силой сознаем, сколь важно для нашего народа не оступиться, не повторить ошибок, не впасть в богоборчество, не хулить святыни, не разрушать дело Божие, многими поколениями создаваемое в Отечестве нашем.
У этих цельбоносных мощей мы особо просим святых преподобномучениц великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару молиться о Церкви нашей, о народе нашем, дабы Господь дал всем нам мудрость, силу, способность различать духов, чтобы созидать жизнь мирную, благочестивую, по слову молитвы, "во всяком благочестии и чистоте"».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поблагодарил архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка за его труды по наблюдению за той частью Русской духовной миссии, которая относится к ведению Синода Русской Зарубежной Церкви, и передал ему в дар святую панагию.
Игумения Елисавета получила из рук Святейшего Патриарха наперсный крест. «Вспоминайте нашу молитвенную встречу и молитесь здесь перед святыми гробницами о Церкви Русской и о Патриархе», — сказал Его Святейшество.
В дар храму обители Святейший Владыка передал образ Божией Матери.