ГЕРМАНСКАЯ ЕПАРХИЯ: 14 апреля 2015 г.
Пасхальное послание архиепископа Берлинского и Германского Марка
«Сей день, егоже сотвори Господь,
возрадуемся и возвеселимся въ онь!
Пасха красная. Пасха, Господня Пасха,
Пасха всечестная намъ возсiя.
Пасха, радостiю другъ друга объимем.
О Пасха, избавленiе скорби!»
Радостью ликует Церковь. Христос - Верность, Христос – Истина, Христос – Красота, Христос – наша Пасха: «Пасха красная…» Будет ли она красной для всех в этом году? По милости Божьей, многие из нас – постившиеся усердно и прилежавшие к молитве, чистосердечно покаявшиеся – могут надеяться на это.
Но как встретят Пасху миллионы православных христиан на Ближнем Востоке или на многострадальной Украине? Сколько томится в лагерях беженцев, сколько спасает жизнь в эмиграции; оплакивают родственников, друзей, или оторваны от них, лишены домов, материальных основ существования, видели ужасы, порожденные человеческой и дьявольской жестокостью…
Наш опыт говорит о том, что если духовно близок храм, богослужение, молитва, тогда даже если двое-трое соберутся во имя Спасителя, для вас эта Пасха – праздников Праздник – будет красной. Таков опыт наших отцов, устраивавших храмы в самых тяжелых условиях военного и послевоенного времени. Они создавали храмы, буквально не имея ничего, в бараках, подвалах, богослужебные сосуды делая из жести, а тексты переписывая от руки. Трудились они так ради покаяния и молитвы, чтобы прибегать к спасительным таинствам Тела и Крови Христовых, причащаться воскресшего Спасителя-Христа.
Но какой окажется эта Пасха для многих и премногих – хотя и крещеных, однако лишь по имени православных христиан, которые не по чужой, а по собственной воле лишились духовного убежища и утешения, чуждаются своего же Отчего дома – церкви, потеряли чувство необходимости и ценности молитвы, смысл покаяния и поста? Как часто, увы, нам, священнослужителям, приходится встречаться с людьми, которым непонятна забота о глубоком очищении сердца, о спасении, которые никогда не исповедовались, или же исповедовались очень давно. Семя, посеянное Спасителем в Таинстве крещения – то семя, которое было призвано вырасти в общении со Христом, либо было украдено (сам Господь, толкуя притчу о Сеятеле, объясняет: клеветником-дьяволом), либо засохло, не укоренившись терпением, либо подавляется терниями – жаждой внешнего благополучия, в котором Бога нет и не будет, как у тех в притче Христовой, «кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф 13, 22). Как же вам, душам Богу столь драгоценным, все же достичь победной полноты праздника «Пасхи красной», стать участниками и причастниками ее?
Путь один для всех, единственный для всех нас – это сам Господь, сказавший: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоан 14, 6). Он – Жизнодавец, ради нас ставший человеком, состраждущий нам и воскрешающий нас, широко распахивает «покаяния двери» всем. Он – Спаситель, возводящий к Отцу-Богу. Он прошел земной путь – восшедший на Крест, нисшедший во гроб Телом и во ад Душою, Он совершает основополагающий, человеческому разуму непостижимый, человеческим рукам непосильный труд – отверзает нам двери любви и покаяния. Выйдем же ими на свободу. Предоставим Христу порвать наши путы, адские оковы! Но пройти отверстыми дверями покаяния должны мы сами: своей решимостью, своей деятельностью, своей любовью... и своей ненавистью!
Да! Именно своей ненавистью – ко греху, ибо он все еще держит нас в плену.
Истинное обращение непременно содержит отвращение: решительное отвержение греха, ясную волю не повторять его, не рабствовать греху, которому мы покорились и доселе продолжаем легкомысленно покоряться. Так восклицает пророк Давид о грехе и дьявольских помыслах, подталкивающих к нему: «Законопреступныя возненавидехъ, законъ же Твой возлюбихъ» (Пс 118,113). В истинном обращении непременно будет и моление ко Христу о любви к Нему, к Его свету, Его красоте; об укреплении в добродетели.
Пасха станет для нас поистине красной, если мы принесем эти «плоды покаяния». Если нам станет чуждым злое и высокомерное осуждение, рядящееся в одежды мнимой правоты. Если мы не посмеем пренебрегать какой бы то ни было Богом созданной тварью. Если мы искренней любовью объемлем ближнего – каким бы он ни был: богат или нищ, образован или прост, будь он русский или украинец, еврей или немец, грек или турок.
Ради этого чуда мы были погружены в воду святого Крещения, чтобы через покаяние преобразиться, воскреснуть. Покаяние пригвождает нас ко Христу, воскрешает нас со Христом, выводит из глубины ада и во Христе открывает нам рай.
«Пасха красная» – Христос – дарует нам желанные свободу и мир, благое стояние в истине и долгоденствие.
Христосъ Воскресе!
Воистинну Воскресе!
Берлин-Мюнхен
Пасха Господня 2015 г.
|