ГЕРМАНСКАЯ ЕПАРХИЯ: 19 ноября 2015 г.
Архиепископ Берлинский и Германский Марк молитвенно отметит 35-летие своей архиерейской хиротонии в женском монастыре в Бухендорфе
В понедельник, 30 ноября, Высокопреосвященнейший архиепископ Берлинский и Германский Марк молитвенно отметит 35-летие своей епископской хиротонии служением Божественной литургии в 4 часа утра, а накануне - вечернего богослужения, в женском монастыре преподобномученицы Елизаветы в баварском Бухендорфе.
Архиепископ Марк, в миру Михаил Арднт, родился 29 января 1941 г. в Саксонии, так же, как и первый русский епископ немецкой национальности, приснопамятный митрополит Серафим (Лядэ). Отец профессор музыки, мать – вокалистка, преподавательница. Музыка играла в семье большую роль. Среди предков – известный евангелический духовный писатель XVI-го века Йоханн Арндт, книги которого издавались также и в России. Владыка Марк начал учить русский язык в школе в Восточной Германии, откуда семья Арндтов – родители и трое детей – бежали после восстания 1953 года. Во Франкфурте-на-Майне гимназист Михаил Арндт решил продолжить изучение русского языка, что определило его дальнейшую жизнь: он сблизился с русской эмигрантской молодежью и познакомился с Православием, перешел в Православие, стал читать в храме, посещать Святую гору Афон…
Закончив немецкий абитур (13 классов) во Франкфурте на Майне в 1960 г., будущий владыка Марк поступил добровольцем на военную службу в армии Западной Германии, пробыв в ней около полутора года. Он был потом призываем несколько раз дополнительно и достиг чина старшего лейтенанта.
В 1962 г. он поступил на историко-филологический факультет во Франкфурте, перейдя потом в Гайдельбергский университет. Там он специализировался на славянских и английских наречиях, помимо русского языка, занимаясь сербо-хорватским, словацким, чешским и македонским языками и литературами. Его докторская диссертация была написана на тему: «Биографическая литература Тверского княжества XIV и XV веках».
Изучение русского языка приблизило молодого студента к эмигрантской русской общине во Франкфурте. Учась у проф. Димитрия Чижевского в Гейдельберге, он посещал храм Русской Зарубежной Церкви в Маннхайме, посвященный Св. Александру Невскому, где и принял Святое Православие в 1964 г. и стал впоследствии чтецом. Поездки на Афон, близость к Афонским старцам на Карулии (иеросхимонахам Серафиму и Серафиму, иеросхимонаху Николаю, схимонаху Никодиму), посещения Ильинского скита и Пантелеймонова монастыря, где он сблизился с иеросхимонахом Авелем (ныне архимандритом Рязанского Иоанно-Богословского Монастыря), духовно определили путь доктора славистики. А свои дальнейшие научные исследования он решил тогда посвятить ныне прославленному святителю Филарету Московскому.
С осени 1973 г. будущий Владыка стал проходить курс богословского факультета в Белграде, который окончил дипломом богословия в 1979 г. Личное знакомство с находящимся тогда в опале в монастыре Челие архимандритом Иустином (Поповичем) ввело его в тесный круг учеников этого сербского Аввы, тогдашних иеромонахов и нынешних архиереев Сербской Православной Церкви – Амфилохия, Афанасия, Артемия, Иринея.
Будучи рукоположенным в сан диакона в 1975 г., будущий владыка Марк вскоре прекратил свою преподавательскую деятельность по церковно-славянскому и древне-русскому языкам и литературам в университете города Эрлангена, а также и научно-исследовательскую работу, ради принятия им монашеского пострига, который состоялся летом 1975 г. в Лесненском монастыре под Парижем. Через три дня после пострига отец Марк был рукоположен во иеромонахи с назначением его на должность заместителя настоятеля русской церкви в г. Висбадене. Летом 1976 г., по постановлению Архиерейского Синода, он был возведен в сан архимандрита. Монашеский постриг и рукоположение он принимал от рук архиепископа Павла (Павлова; + 1995 г.), тогда епископа Штуттгартского и Южно-Германского. Архимандрит Марк окормлял три прихода – Висбаден, Дармштадт и Саарбрюккен. Посвящал себя сохранению царских храмов в Германии, упорядочению и расширению русского кладбища около храма в Висбадене, где совершал полный круг монашеских богослужений, и где стал обучать потянувшееся к нему молодое поколение, а сам учился богословию, сдавая экзамены в Белграде.
Вследствие кончины архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Феодосия, Архиерейский Синод назначил на эту вдовствующую кафедру Преосвященного Павла, викария Берлинской и Германской епархии. На место Преосвященного Павла, с титулом Мюнхенского и Южно-Германского, назначен был архимандрит Марк. Его архиерейская хиротония была совершена 30 ноября 1980 г. в Знаменском кафедральном соборе при Архиерейском Синоде в г. Нью-Йорке. Как это положено по уставу, во время чина наречения архимандрит Марк произнес речь, в которой красной нитью выделялась его забота о том, как пасти вручаемое ему словесное стадо. Тепло звучали его слова о духовной близости к знаменитому сербскому богослову-аскету архимандриту Иустину (Поповичу; + 1979 г.), а также и к Святой Афонской Горе. Хиротонию возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Филарет (Вознесенский; + 1985 г.) в сослужении архиепископов Монреальского и Канадского Виталия и Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева; + 2000 г.), епископов Сиракузского и Троицкого Лавра, Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Павла и Манхеттенского Григория (Граббе; + 1995 г.).
После хиротонии владыка Марк переезжает с небольшой братией в монастырь преподобного Иова Почаевского в Мюнхен. Монастырь восстанавливается и перестраивается. В нем с 1981 г. начинает выходить «Вестник Германской Епархии», налаживается книжное издательство (по-русски и по-немецки) производство свечей и ладана. Монастырь живет по афонскому уставу. Осенью 1982 епископ Марк, ввиду тяжелой болезни архиепископа Филофея (Нарко), принимает титул епископа Берлинского и Германского, продолжая жить в мюнхенском монастыре, откуда и управляет Германской епархией.
В середине 80-х годов – назначен управляющим Великобританской епархии и Александро-Невским приходом в Копенгагене.
В 1997 г. – назначен Наблюдающим за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
В годы 1993-1997 – возглавлял процесс диалога между двумя русскими православными епархиями (Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви) в объединенной Германии. С 2000 г. – председатель Комиссии по вопросам единства Русской Церкви, с 2003 г. –председатель Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом.
13 мая 2008 года на Ахиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви избран первым Заместителем Председателя Архиерейского Синода.
sobor.de
|