МОСКВА: 20 ноября 2017 г.
В работе богословской конференции Православного Тихоновского гуманитарного университета, посвященной 100-летию Всероссийского Поместного Собора, принял участие представитель Русской Зарубежной Церкви
16 ноября 2017 года, в заключительный день работы Международной научной конференции «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи», была проведена секция ««Поместный Собор 1917 года и начало эпохи гонений».
Доктор церковной истории иерей Александр Мазырин (ПСТГУ) прочитал доклад «Вопрос о проведении Всероссийского Поместного Собора в 1920-30-е гг.» Согласно решениям Собора, Поместные Соборы должны были собираться регулярно - раз в три года. На практике реализовать это не удалось из-за репрессивной политики советской власти. Условием легализации Патриаршей Церкви было проведение Собора с участием обновленцев, что грозило новым расколом. Патриарх Тихон не мог на это пойти. В итоге, Поместный Собор так и не состоялся ни при Патриархе Тихоне, ни при его преемнике, но мысль о необходимости его проведения не оставляла Русскую Церковь.
Доклад А. Л. Беглова (ИВИ РАН) «Труды Священного Собора 1917-1918 гг. в области реформы православного прихода» был посвящен обсуждению на Соборе основных вопросов приходской жизни: отношение к храму, причту, прихожанам и приходскому имуществу. Введение к Приходскому Уставу стало единственным документом Собора, имевшим догматическое содержание, в котором разрабатывалось сотериологическое учение о спасении души в приходской жизни.
А. Г. Кравецкий (ИРЯ РАН) в докладе «Богослужебный отдел Поместного Собора: модернизация или архаизация?» проанализировал результаты работы богослужебного отдела на Соборе 1917 года. Обсуждались такие вопросы, как богослужебный язык, пение, возвращение старых богослужебных чинов и другие. По мнению докладчика, решения данного отдела были «устремлены в будущее», но обосновывались «возвращением к прошлым традициям». «Соединение архаики и модернизма» - одна из основных черт заседаний Собора. Отвечая на вопрос о статусе решения о богослужебном языке, историк напомнил, что Собор допустил использование русского языка в богослужении по разрешению Высшего церковного управления.
Н. А. Кривошеева (ПСТГУ) в докладе «Два постановления Священного Собора 1917-1918 гг., определивших жизнь Русской Православной Церкви в эпоху гонений» проследила, как в условиях советских гонений действовали решения Собора о приходской жизни и о роли женщин в Церкви.
Дон Франческо Браски (Милан) прочитал доклад «Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 года: отголоски и новости в католической печати». По его словам, Русский Собор вызвал большой интерес католической прессы, хотя информация до западного читателя доходила обрывочная.
Л. Б. Милякова (ПСТГУ) в работе «Вопросы политики в отношении Русской Православной Церкви в партийных программах большевиков» раскрыла генезис антицерковных настроений большевиков. Многие думали, что большевики приняли декрет об отделении Церкви от государства в пику решениям Собора. Однако докладчик на основании источников доказывает, что антихристианские тенденции присутствовали у всех социалистов, начиная с Французской коммуны и Маркса и Энгельса, а Ленин и Сталин только продолжили антицерковную политику создателей коммунизма.
К. В. Ковырзин (ПСТГУ) в сообщении «Формирование позиции Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в отношении советского законодательства об отделении Церкви от государства» рассказал о реакции участников Собора на начинающиеся гонения на Церковь со стороны советской власти. Декреты советского правительства назывались «актами открытого гонения на Церковь», содействие их выполнению грозило отлучением от Церкви, а советские вожди участниками Собора назывались «лицами, силой захватившими власть». Из доклада Ю. А. Бирюковой (ИСОиП ДГТУ) «Рецепция постановлений Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. на Юге России в период Гражданской войны» слушатели узнали о том, как распространялись сведения о решениях Собора, как на их основе развивалась приходская жизнь на территориях России, свободных от большевиков.
Д. П. Анашкин (ПСТГУ) в докладе «Приходской устав Собора 1918 г. и тенденции его изменения в РПЦЗ» раскрыл вопросы применения Приходского устава Собора 1917 г. эмигрантами в РПЦЗ. В советской России выполнение устава было невозможно из-за гонений на Церковь. В эмиграции устав попал в условия реальной жизни, где действовали широкие права мирян, однако зарубежные соборы старались указать мирянам на их обязанности. В целом, Приходской устав в РПЦЗ способствовал укреплению церковной жизни в приходе, который был для русских людей «кусочком Родины».
|