НЬЮ-ЙОРК: 12 июля 2018 г.
Послание митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, по случаю 100-летия мученической кончины святых и благоверных Царственных Страстотерпцев
ПОСЛАНИЕ
митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона,
Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви,
по случаю 100-летия мученической кончины святых и благоверных Царственных Страстотерпцев.
Преосвященные собратья-архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
ХХ век явился тяжелым временем для православных на территории Российской Империи, ставшей СССР после великой войны, октябрьского переворота и гражданской войны. Но чем больше Церковь подвергалась гонениям, тем ярче вспыхивали светильники веры и благочестия в земле Русской. От Государя и близких ему по духу членов Царской фамилии, от архипастырей до рядовых иноков, священников, диаконов и мирян собралась невероятно сильная духовная рать Церкви воинствующей. К 1918 году в Церкви Русской явилось два рода подвига – мученический и исповеднический. Слава Богу, сегодня мы видим, как кровь многомиллионного сонма новомучеников и исповедников, обагрив Русскую землю, стала спасительным семенем духовного возрождения нашего народа, в Отечестве и рассеянии сущего.
За годы своего служения Церкви мне приходилось встречать в странах Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии различных людей, уподобившихся в своей жизни архимандриту Николаю (Гиббсу), англичанину-бывшему воспитателю Наследника Цесаревича Алексия Николаевича. Видя в Царской Семье глубокое благочестие, высокое благородство и примеры духовности, он постепенно утверждался в Православии. Когда началась мировая война, он стал свидетелем идеальных примеров милосердия и сострадания той же Царской Семьи к воинам и ближним. После революции, свержения и небывалого поругания Государя и всей Царской Семьи он, иностранец, сопровождал их в Тобольск, но до Екатеринбурга не был допущен. В 1934 г. в далеком Харбине Алексей Гиббс принял монашество от рук приснопамятного Камчатского миссионера-архиепископа Нестора (Анисимова) с именем Николай, в честь святителя и чудотворца Николая и в память Царя-мученика. И ныне многие американцы, немцы, французы, автралийцы и граждане других стран приходят к священному порогу Христовой Церкви, как и некогда архимандрит Николай, после ознакомления с дивным примером веры, терпения, смирения и безропотного несения страданий Царя-мученика Николая и всей его Семьи, сопоставив их с примерами мучеников древней Церкви. Слава Богу, и в нашем народе многие воодушевились тем, как благоверные Царственные страстотерпцы спокойно встретили заключение, ссылку, страдания и смерть.
Невольно вспоминаются подвиги и других мучеников, принявших страдания за Христа 100 лет тому назад: святителей Владимира, митрополита Киевского, чья нетленная десница, сложенная на архипастырское благословение, продолжает осенять и своих убийц, и всех нас, молящихся ему; Андроника, архиепископа Пермского, помощника в свое время равноапостольного святителя Николая Японского и ученика собирателя Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого); Василия, архиепископа Черниговского, направленного в Пермь в качестве главы комиссии Всероссийского Поместного Собора для расследования убийства архиепископа Андроника и удостоенного в этом городе мученического венца вместе с другими членами этой комиссии. Почти в это же время от рук большевиков погиб преподобномученик Варлаам, архимандрит и настоятель Белогорского монастыря Пермской епархии, пользовавшегося особым вниманием и благоволением преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны и праведного Иоанна Кронштадтского. По милости Божией игумен Серафим (Кузнецов), бывший скитоначальник этой обители, как и некоторые другие из монашеской братии, был избавлен от ареста и расстрела. Отец Серафим потом много потрудился при перенесении мощей Алапаевских мучеников: сначала великих князей в Пекин, а потом и преподобномучениц великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары на Святую Землю, где и он сам нашел место упокоения.
Новомученики и исповедники Церкви Русской являются нашей надеждой на милость Божию. Это наши предки, наши корни, которые питают нас благодатью Божией: без молитвенной связи с ними, без сохранения памяти о них и активного стремления к подражанию в своей жизни их вере и терпению, у нас нет будущего. Поэтому, заинтересуемся своей богатейшей историей, будем с любовью изучать жизнь, страдания и наследие святых новомучеников и исповедников и молитвенно обращаться к ним, дабы, как поется в праздничном кондаке: «егда найдет на ны испытания час, мужества дар Божий восприимем». Аминь.
С любовью о Господе,
+ ИЛАРИОН,
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский,
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви.
4/17 июля 2018 г.
|