ДЖОРДАНВИЛЛЬ: 24 мая 2019 г.
Кончина и отпевание Л.И. Павлинца
21 мая с.г., в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, на 103-м году жизни, спокойно почил в больнице, после непродолжительной болезни, старейший насельник Свято-Троицкого монастыря Лев Иванович Павлинец.
Лёвушка, как его ласково называли, родился в Москве, в 1917 году в интеллигентной семье. Его отец был юристом. Семья Льва покинула родину вместе с генералом Врангелем, и через Крым, вместе со многими беженцами, нашла приют в гостеприимном Королевстве сербов-хорватов и словенцев. Там же, под покровительством короля Александра, получил место пребывания Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви. Так что можно без преувеличения утверждать, что жизнь Льва была связана с центром церковной жизни Русской Зарубежной Церкви – вначале в Белграде, и в конечном итоге в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, шт. Нью-Йорк.
Следующие стечения обстоятельств имели для Льва необратимые последствия – его отец умер молодым от туберкулеза, в то же время Лев заболел менингитом, а брат, бывший летчиком, погиб в результате несчастного случая. Последствия перенесенной болезни сказались на психическом развитии мальчика. Его мать Надежда из-за трудных материальных обстоятельств вынуждена была отправить сына в монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомировой в Словакии. Он был помещен ею в поезд с надписью на спине: «В монастырь». К счастью, он прибыл в монастырь, основанный приснопамятным архиепископом Виталием в 1920-х годах, ставший важным местом подвижничества и миссионерства не только среди местного крестьянства, возвращавшегося к своей исконной православной вере после насильственного униатства, но и, посредством книгопечатания -- среди всего русского рассеяния.
Когда в 1944 году Советская Армия вступила в Словакию, Лев, вместе с другими отцами бежал сперва в Пряшев, затем в Братиславу в конечном итоге оказавшись, в Германии. После окончания войны братство в большинстве своем нашло убежище в Швейцарии.
В то же время архиепископ Виталий (Максименко) с помощью друзей делал все возможное, чтобы братия эмигрировали в США, в наш монастырь. В ноябре 1947 года четырнадцать монахов и мирян, в том числе Лев Иванович, прибыли в Джорданвилль и в последующие годы способствовали расширению монастыря и основанию Свято-Троицкой Духовной Семинарии. В нашем монастыре Лев Иванович более сорока лет проработал в коровнике. Позже, когда монастырь продал своих коров и закрыл молочные фермы, он работал на кухне.
После войны мать Льва Ивановича приняла постриг с именем Натальи в Успенском монастыре в Ново-Дивеево, Спринг-Вэлли, шт. Нью-Йорк. В 1970-х годах она почила о Господе и Лев всегда просил людей молиться о упокоении ее души.
Последние двадцать лет своей жизни, когда Лев больше не мог заниматься физическим трудом, он проводил время, беседуя с монахами, семинаристами и паломниками. По этой причине и из-за его очень долгой жизни в центре церковной жизни Лев был, вероятно, одним из самых известных людей нашей Церкви, несмотря на свою простоту и дурашливость. Ему нравилось рассказывать о митрополитах Антонии (Храповицком), Анастасии (Грибановском), а также святителе Иоанне (Максимовиче). Последнего он знал, как Мишу и помнил, когда будущий святитель продавал газеты в Белграде. Лев Иванович любил имитировать его голос, а также голоса других известных иерархов и церковных деятелей.
Лев Иванович редко болел. Казалось, он будет жить вечно. Последние пару недель его организм боролся с инфекцией. Еще за несколько дней до своей последней госпитализации он сидел у кофейного самовара в бывшей типографии, беседуя с проходящими. Вообще, одно из его излюбленных мест было на скамейке, перед общежитием семинарии, куда он приходил, чтобы пообщаться с семинаристами. Многие поколения семинаристов с теплотой вспоминают его проказы.
За несколько дней до кончины Лев Иванович был госпитализирован с инфекцией и его ослабевший организм уже не мог с ней справиться. В больницу его сопровождал один из старших братий, подготовивший раба Божия Льва к последнему переходу. 21 мая в 4:30 он почил о Бозе. На следующий день – преполовения Пятидесятницы и перенесения мощей святителя Николая, сонм духовенства во главе с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви и двумя архиереями совершили отпевание Льва Ивановича. Сослужило духовенство из других епархий, в том числе из Австралии, Канады. В храме молились паломники и соседи.
Наш настоятель, епископ Лука, отметил, что мы стали свидетелями события типичного для Русской Зарубежной Церкви – где еще можно ожидать участия Первоиерарха, многих священнослужителей и мирян в отпевании человека без социального статуса?
Те из нас, кто долгое время жили в монастыре, будут очень скучать по нашему Левушке, личности на протяжении многих лет, бывшей неотъемлемой частью нашей истории. Да упокоит его Воскресший Господь в селениях праведных, среди наших покойных отцов и братьев и пусть его память будет вечной!
Jordanville.org
(перевод диакона Андрея Псарева)
|