2 июня 2019 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе в Женеве (Швейцария) – кафедральном соборе Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей.
Владыке Илариону сослужили викарий Западно-Европейской епархии, епископ Вевейский Александр, ключарь Крестовоздвиженского кафедрального собора протоиерей Павел Цветков, ключарь кафедрального собора иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско протоиерей Петр Перекрестов, проректор по развитию Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин).
В храме находился ковчег с частицей мощей и поясом святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского, Сан-Францисского чудотворца. Святыня принесена в Швейцарские приходы по благословению архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Кирилла и епископа Ричмондского и Западно-Европейского Иринея в рамках празднования 25-летия церковного прославления святого.
После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву о мире на Украине.
«Христос воскресе!
Ваше Преосвященство, Владыка Александр,
Ваше Высокопреподобие, отец Павел,
дорогие отцы, братья и сестры!
Всем вам хотел бы передать благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Сегодня мы слышали евангельский рассказ о том, как Господь Иисус Христос исцелил человека, слепого от рождения. В этом рассказе речь идет одновременно и об исцелении от слепоты телесной, и об исцелении от слепоты духовной, о духовном прозрении.
Открытие физических очей слепого происходит не сразу. Сначала Господь сделал специальный раствор из тех элементов, которые можно было найти рядом, а затем этим раствором помазал очи слепому, после чего отправил его к купальне Силоам. Слепорожденный пошел к Силоамской купальне, умылся, и глаза его стали зрячими.
Господь, конечно же, мог сразу исцелить этого слепого, без всякого раствора, без всяких дополнительных действий, как Он сразу, одним Своим словом или прикосновением исцелял тысячи людей. Но Ему было угодно совершить это исцеление в несколько этапов.
Духовное прозрение слепорожденного тоже происходит в несколько этапов. Сначала, когда его спрашивают: «как открылись у тебя глаза?» (Ин. 9, 10), он отвечает: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел» (Ин. 9. 11). Потом исцеленного начинают допрашивать фарисеи: «Как может человек грешный творить такие чудеса?» (Ин. 9. 16) На что тот отвечает: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9. 25). Фарисеи спрашивают вновь: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?» (Ин. 9. 17). Исцеленный же им говорит: «Это пророк» (Ин. 9, 17). Но фарисеи не верят в то, что этот человек был слеп и прозрел, и допрашивают его родителей, а затем вторично призывают к себе исцеленного.
После всего этого бывший слепой встречает Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском. И Господь задает ему главный, ключевой вопрос, от ответа на который зависит спасение этого человека: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин. 9. 36). Исцеленный не знает, о Ком идет речь и спрашивает: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» (Ин. 9. 36). На что Господь отвечает: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин. 9. 37). И тогда этот человек с радостью восклицает: «Верую, Господи!» (Ин. 9. 38), – и поклоняется Господу Иисусу Христу как Сыну Божьему.
Все Евангелие от Иоанна наполнено рассказами о том, как люди приходили к вере во Христа. В течение всего пасхального периода мы слушаем чтение именно из этого Евангелия. Оно начинается со слов о том, что Иисус Христос – это Превечное Слово Божие, Которое всегда существовало у Отца. И в самом первом стихе Евангелия от Иоанна мы слышим: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1. 1).
Из Евангелия мы узнаём о том, как люди один за другим приходят к Иисусу, как Он разговаривает с ними, как Он совершает чудеса и как они приходят к вере в Него как Воплощенного Сына Божия. В Евангелии от Иоанна мы читаем о беседе Господа Иисуса Христа с Никодимом, о Его беседе с самарянкой. Мы читаем о том, как Он исцеляет расслабленного, слепого. И всякий раз евангелист тем или иным способом напоминает нам, что Господь Иисус Христос – не просто человек, но Воплотившийся Бог.
Один из последних рассказов в Евангелии от Иоанна – о том, как апостол по имени Фома не видел воскресшего Господа вместе с другими учениками и поэтому усомнился, когда услышал весть о том, что Иисус жив. Но Господь явился ему и показал Свои руки и ноги. И что же сказал этот человек, которого мы часто называем Фомой неверующим? Он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20. 28), и поклонился Иисусу Христу как Господу и Богу. И это был самый первый и самый короткий Символ веры, который был произнесен устами одного из учеников Спасителя.
«Господь мой и Бог мой» (Ин. 20. 28) – вся суть христианства заключается в этих словах, обращенных к Господу Иисусу Христу. Если мы веруем в Иисуса Христа как Господа и Бога, это значит, что все Евангелие и каждый евангельский рассказ для нас имеет смысл, ибо речь в Евангелии идет не о каком-то человеке по имени Иисус и не о каком-то пророке, каких было много в истории израильского народа и в истории других народов — речь идет о Боге, Который стал человеком, пришел в этот мир и жил среди нас. И Он продолжает жить среди нас, с нами и в нас, ибо когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, Господь Иисус Христос не только присутствует среди нас, но и входит внутрь нашего человеческого естества. И мы имеем Бога внутри себя, Он в нас живет и изнутри нас преображает. В этом главное отличие христианства от других религий.
Каждая религия обещает человеку счастье и блаженство. Многие религии учат людей молиться, творить добрые дела, соблюдать посты, но нет никакой иной религии, кроме христианства, которая дает возможность человеку соединиться с Богом духовно и телесно. И когда человек осознаёт, что Иисус Христос не просто пророк, а что Он – Бог Воплотившийся, Бог, с Которым можно общаться, Которого можно принимать внутрь себя – это и есть самое большое духовное прозрение, которое когда-либо может с ним произойти.
Люди, не верующие в Иисуса Христа как Господа и Бога – духовно слепы, сами того не сознавая. Разница между жизнью такого человека и жизнью христианина на земле такая же, как разница между жизнью слепого и зрячего. Эту разницу невозможно описать в нескольких словах. Внешне у нас, христиан, все происходит так же, как и у прочих людей, но внутренне наша вера в Господа Иисуса Христа дает нам осознавать смысл нашей жизни и всех происходящих с нами событий.
Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы мы имели крепкую веру в Иисуса Христа как Бога и Спасителя; чтобы никогда не сомневались в нашей Святой Православной Церкви, которая ведет нас ко спасению, и никогда не слушали людей, которые говорят: много есть разных путей, необязательно идти одним путем.
Иисус Христос нам сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14. 6). Будем идти этим путем. Будем верить в эту истину. Будем жить этой жизнью. И будем подражать святым, которые прошли этим путем прежде нас. Среди них святитель Алексий, митрополит Московский, чью память мы сегодня совершаем, и святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Франциский, чьим мощам мы сегодня поклоняемся. Святитель Иоанн Шанхайский — святой не какой-то далекой эпохи, но нашего времени. И он жил той жизнью, к которой Господь призывает каждого из нас.
Будем же просить, чтобы Господь на этой земле открыл нам Свое Небесное Царство и удостоил всех нас и наших близких жизни вечной в будущем веке. Аминь.
Христос воскресе!»
Затем со словами приветствия к митрополиту Илариону обратился епископ Вевейский Александр. В память о совместном богослужении иерарх преподнес в дар владыке Илариону образ Всех святых в земле швейцарской просиявших и брошюру о восстановлении Крестовоздвиженского храма.