САН-ФРАНЦИСКО: 5 ноября 2019 г.
Речь при наречении архимандрита Иакова (Корацца) во епископа Сонорского, второго викария Западно-Американской епархии
От редакции: Во вторник, 5 ноября, перед началом Всенощного бдения по случаю престольного праздника Радосте-Скорбященского кафедрального собора в Сан-Франциско, состоялся чин наречения архимандрита Иакова (Корацца) во епископа Сонорского, второго викария Западно-Американской епархии, во время которого ставленник обратился к присутствующим с нижеприводимый речью.
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, благочестивое монашество, братья и сестры!
В канун престольного праздника кафедрального собора в честь образа Пресвятой Богородицы “Всех Скорбящих Радосте” я предстою перед вами, богомудрые архипастыри, в качестве кандидата на возведение в архиерейский сан, рекомендованного на сие великое призвание Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей.
Стены этого собора хранят многочисленные и драгоценные для меня воспоминания: я часто бывал здесь в студенческие годы еще не будучи православным христианином. Присутствие в этом месте Божественной благодати было настолько всепоглощающим, что, подобно русским послам, посетившим Святую Софию более тысячи лет тому назад, я не знал где я – на небе или на земле. С той поры, по милости Божией, я принял православие и многократно служил здесь в качестве священника, я приходил сюда с паломниками, чтобы приложиться к мощам святителя Иоанна и помолиться перед ними. Сегодня я стою здесь совершенно по другой причине. Трепет и волнение переполняют меня.
Господь наш Иисус Христос обещал верующим в Него : «Не оставлю вас сиры: прииду к вам» (Ин. 14:18). Каждому поколению Он дает преемников святых апостолов, епископов, чтобы они наставляли и вели свое духовное стадо спасительным путем («епископос» в переводе с греческого означает «надзирающий»). Он сказал апостолу Петру: «Паси агнцы моя... паси овцы моя»( Ин. 21: 15 - 17). Спаситель велел Апостолам «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19). Иерархи существуют для того, чтобы оберегать своих пасомых от лжеучений (Мф.7:14) и не оставлять на погибель заблудшую овцу ( Лк. 15:4). Именно по этой причине они ходят с посохом подобно пастуху, пасущему свое стадо (Мих. 7:14). Святой Апостол Павел имеет ввиду епископов, когда увещевает верных: «Повинуйтесь наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще» (Евр. 13:17). Иерархи – главные предстоятели и священнослужители в совершении Святых Таинств, они посвящают других для этого служения ( 1 Кор. 4:1).
Нынешние времена, вне всякого сомнения, это особое время для призвания на епископское служение. Увидев, что жестокие преследования в ХХ веке не уничтожили христианство, враг Божий и человеческий замыслил новые губительные козни - а именно, он решил извратить и даже лишить смысла как такового, христианские понятия и категории мысли и опыта и заменить установленный божественный миропорядок уродливой вульгаризацией и бесстыдным глумлением. Невольно на ум приходят слова поэта Уильяма Батлера Йейтса: «Все рушится, основа расшаталась, Мир захлестнули волны беззаконья; Кровавый ширится прилив и топит Стыдливости священные обряды;
У добрых сила правоты иссякла, А злые будто бы остервенились» (“Второе Пришествие”).
Сквозь времена, предвидя и эти невзгоды, и испытания, с какими пришлось когда-либо столкнуться христианству, святой Апостол Павел, дерзновенно вопрошает: «Кто ны разлучит от любве Божия, скорьбь ли, теснота или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь?» ( Рим. 8:35). Сам наш Спаситель, таким же образом увещевает нас: «И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущего и душу и тело погубити в геене» ( Мф. 10:28). И повторяет Господь: «да во мне мир имате: в мире скорбни будете: но дерзайте, яко азъ победих мир» ( Ин. 16:33). Давайте же не будем забывать знаменательную встречу двух противников на вершине горы. Один предложил другому славу всех царств земных если только тот поклонится ему. Другой отверг предложение. Он и далее отвергает его. И мы должны поступать так же.
Те из нас, кто призван ныне взять в руки архипастырский посох, должен принять его будучи непоколебим духом и ясен умом.
Я выражаю свое глубокое почтение Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему митрополиту Илариону и архипастырям Русской Православной Церкви Заграницей, чей вдохновляющий пример и непоколебимое исповедание веры служили путеводной звездой на моем пастырском пути. Вам, мой правящий архиерей, архиепископ Кирилл, с кем я знаком со студенческих времен, и кто проявлял ко мне отеческую заботу все эти годы, постриг меня в мантию и рукоположил во священники - я выражаю глубочайшее уважение и сыновнюю преданность. Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Кириллу и Священному Синоду Русской Православной Церкви, я выражаю огромную благодарность и хочу отметить, что несмотря на мое нерусское происхождение, в сердце моем я причисляю себя к сыновьям Святой Руси и считаю большим почетом для себя принадлежность к Русской Православной Церкви. Церковь эта выросла, из того, что заслуженно и справедливо определяется как святой и великий подвиг мученичества «многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена» ( 1 Петр 1:7). В согласии с многочисленными пророчествами, Она и в настоящее время являет себя всему миру свидетелем чистого Православия. Мысль, что мое недостоинство вот-вот будет возведено в степень архиерейства в такой Церкви для меня поразительна. Но к этой смиренной мысли я, тем не менее, хочу добавить следующее, сходное по существу: «Господи, я не стою Тебя, но я не могу без Тебя».
Я также хочу поблагодарить Бога за моего преданного семье отца, изо всех сил трудившегося на благо семьи и направлявшего своих сыновей на путь праведный; за мою бесценную мать, вырастившую двоих сыновей с большой любовью и терпением и чье присутствие сегодня доставляет мне большую радость; и за моего выдающегося брата, превосходящего меня во всем, кроме возраста и ставшего много лет тому назад моим духовным братом в православной вере и присутствующего сегодня здесь со своей семьей.
Я отдаю долг вечной благодарности моему усопшему духовному отцу, архимандриту Анастасию, усердно трудившемуся на ниве миссионерства в Калифорнийском университете в Санта-Круз и пестовавшему наше студенческое православное братство. Все девять членов этого братства стали служителями Церкви в разном звании и должности, многие из них присутствуют сегодня здесь. Подобно щедрому хозяину пира ( Лк. 14:16), всякий раз по окончании Божественной литургии, он одаривал нас своим потрясающим гостеприимством, делясь с нами собственным богатым пастырским опытом и питая нас за своим столом плодами земными и духовными; он был одаренным рассказчиком и необыкновенным эрудитом. Подобно «человеку сеявшему доброе семя» (Мф. 13:24), он готовил для нашего просвещения статьи, провоцирующие на размышление, аудио записи священных церковных песнопений, лекций и проповедей, питающих духовно.
Подобный долг у меня и перед почившим иеромонахом Серафимом ( Роузом). Его объемные переводы, богословские книги и статьи, блестящие и вдохновенные лекции были невероятным источником назидания и объектом наших многочисленных душеспасительных бесед как во времена студенчества, так и в последующие годы. Такие труженики на ниве винограда Христова служили для нас образцами. Они вдохновляли нас культивировать «нашу собственную жизнь во Христе», означавшую внутреннюю духовную жизнь, свободную от соблазнов обманчивых развлечений и зависимости от мимолетных возбудителей этого преходящего мира. Они учили нас, что Божественная Литургия это не «Последняя», а скорее «Первая» или, что еще точнее, мистическая или Тайная вечеря, преподанная «раз, для всех» ( Евр. 10:10) Христом нашим Богом - во время, сквозь времена и над временем и охватывающим все поколения живущих и живших на земле. Через таинства Святой Церкви мы становились свидетелями и участниками жизни Христа в нашем собственном поколении. Слушая эти слова, являющиеся «глаголами живота вечного» (Ин. 6:68), мы слышали приглашение Господа «грядите по мне» (Мф. 4:19) и избрали следовать «Агнцу аможе аще пойдет» (Откр. 14:4).
Однажды отец Анастасий сказал мне: «Молодой человек, ты много получил, щедро делись своей жизнью». Я видел в нем этот самый принцип, согласно которому он призывал жить меня. Когда я как-то спросил его каким образом он приобрел такие обширные знания, он сослался на источники и свел все к Апостолам и Христу. Потом он добавил: «Главным является то, что сможешь ты или нет поделиться этими знаниями с другими людьми». С 2004 года я имею честь служить как иеромонах в старом соборе здесь, в Сан-Франциско, трудясь на благо общины и наставляя новообращенных. Большой радостью для меня является возможность, согласно сокровенным желаниям моего сердца, водить паломников по местам, связанным со святителем Иоанном и делиться с ними сокровищами веры, переданными мне.
Когда в начале этого года владыка Кирилл пригласил меня на собеседование с членами Архиерейского Синода, где обсуждалась должность второго викарного епископа, я вынужден был рассмотреть вероятность вступления на тропу служения, которого я не искал и над которым я не задумывался. Я размышлял: как должен я отнестись к этому неожиданному призванию? Слова Господа нашего к апостолам прозвучали в ушах: «Слушай вас, Мене слушает: и отметайся вас, Мене отметается: отметайся же Мене, отметается пославшего Мя» ( Лк.10:16).
Я также вспомнил рассказ о богатом молодом человеке, вопрошавшем Христа о том, что ему сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. На слова Господа, что он должен соблюдать заповеди и почитать своих родителей, и проч., тот ответил, что это он исполняет с юности. Тогда Господь сказал юноше «аще хочеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вослед мене» (Мф. 19:21). Но юноша доверился своему собственному рассуждению, положившись на земное богатство и опечаленный отошел от Христа. Я, как и юноша, имею большое богатство - к сожалению, однако, состоящее из недостатков и изъянов - и могу вполне оправданно отказаться. Несмотря на это, я верю, что благодать Божия «наполняющая желающих ее» ( из чина наречения) компенсирует мое недостоинство и что Господь поможет мне нести мой крест и исполнять Его Святую волю.
В соответствии с вышеизложенными рассуждениями, я смиренно принимаю назначение Собором архипастырей епископом Сонорским и предоставляю себя иерархам для хиротонии. От этого часа я смотрю вперед с верой, надеждой и упованием на Господа, вступая на тропу церковного служения, делясь драгоценными сокровищами нашей Святой веры с теми, кто ищет следовать за Христом, который есть «путь и истина и живот» ( Ин. 14:6).
При заступничестве и покровительстве Святой Пречистой и Преблагословенной Богородицы и Девы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа, которая является не только «радостью всех скорбящих», но и «радостью всех радующихся», нашего любимого святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского, Сан-Францисского чудотворца, моего небесного покровителя святого Апостола Иакова, брата Господня, и всех святых, да будет мне Господь помощник и покровитель на пути нового служения.
Ниже привожу слова молитвы святителя Патрикия Ирландского в качестве девиза моего сердца:
«Да пребудет Христос со мною,
Пусть объемлет меня Он повсюду,
Пусть идет впереди меня,
Пусть идет за моей спиною,
Пусть идет и справа, и слева,
И мое наполняет сердце
Простираясь до вышних высот,
До глубин сокровенных сердца,
До самых далеких пределов
В широте, долготе, глубине.
Да пребудет Христос в каждом,
Кто говорит обо мне,
Кто думает обо мне,
Кто говорит со мною,
Кто на меня глядит,
Кто слышит мои мои слова.
Сегодня в путь выхожу я,
Облеченный могучею силою,
Призывая Единого Бога,
Исповедуя Троицу сердцем,
И веруя, что Три суть Едино,
Своего Создателя славя,
Спасенье дано от Бога.
Спасенье дано от Бога?
Спасенье дано от Христа.
Пусть же твое спасение, Триединый Господь,
Пребудет с нами вовеки.
23 октября/ 5 ноября, 2019 г.
Канун праздника образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости», г. Сан-Франциско
|