ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА: 16 февраля 2021 г.
Под эгидой Церковно-музыкальной комиссии при Архиерейском Синоде состоялся II общеевропейский певческий съезд
С 28 по 30 января 2021 года Общеевропейским церковно-певческим комитетом под эгидой церковно-музыкальной комиссии при Архиерейском синоде Русской Православной Церкви Заграницей и с благословения митрополита Берлинского и Германского Марка, а также епископа Лондонского и Западно-Европейского Иринея, был проведён второй европейский церковно-певческий съезд.
В условиях пандемии это стало нелёгкой задачей, съезд пришлось проводить онлайн, ввиду невозможности личного присутствия участников. Кроме того, надо было решить множество технических проблем, которые посредством огромной работы члена комитета Арсения Круглова удалось преодолеть.
С Божией помощью все приготовления были закончены и, после молебна с прямой трансляцией из храма святого великомученика и целителя Пантелеимона в г. Кёльне, съезд начал работу.
Тема съезда «Церковное пение в условиях кризиса» нашла отражение в докладах: «Вопросы богослужебной практики и церковного пения на поместном Соборе 1917-18 гг.» (доклад А.А. Андреева), «История Русской зарубежной Церкви в Европе» (доклад протоиерея Николая Артемова), «Кафедральный собор Александра Невского: смуты XX-го века, период изоляции» (доклад протодиакона Иоанна Дробота), «Русское церковное пение в годы Второй мировой войны: Россия и диаспора» (доклад С.Г. Зверевой), «Сохраняя традиции, озаряя веру: изучение вклада Б.М. Ледковского» (доклад Е.А. Ледковской), «Церковно-хоровые коллективы Свято-Троицкой Сергиевой лавры в период с 1946 по 2009 гг.» (доклад Е.Н. Садиковой).
Кроме докладов, затрагивающих исторический аспект, были и доклады практического характера: «Основы дирижирования церковным хором» (мастер класс П.А. Фекулы), «Богослужебное пение в небольшом приходе: некоторые наблюдения в изоляции» (докладчик протоиерей Стивен Платт).
Большой интерес у участников вызвали практические занятия на тему: «Осмогласие: структура и мелодические модели для церковных текстов» под руководством Матфея Малинина, а также тема «Аспекты церковного чтения» (протодиакон Иоанн Дробот, П.А. Фекула, М. К. Малинин).
В дискуссиях на темы «Организация хора в маленьком приходе», «Насущные проблемы на клиросе», а также в обсуждении докладов, кроме участников съезда и членов комитета, приняли участие такие мастера церковно-певческого пения и знаменитые регенты как Алексей Викторович Шиповальников и Николай Алексеевич Мышкин.
Активное участие в дискуссиях принял также гость съезда, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве, священник Михаил Асмус.
Присутствовавший во время всего съезда председатель Синодальной церковно-музыкальной комиссии РПЦЗ протоиерей Андрей Папков, в своём обращении к организаторам и участникам, положительно оценил проведённую работу и выразил надежду на продолжение.
Важной задачей в проведении съезда было обеспечение синхронного перевода. В течение всего мероприятия участники имели возможность слушать доклады и принимать участие в обсуждениях на трёх языках: русском, английском и французском. Огромную помощь в организации синхронного перевода оказал отец Хильдо Бос, священник Свято-Никольского прихода в Амстердаме. Благодаря его усердию, перевод был организован на высоком профессиональном уровне.
В съезде приняло участие более 60-ти человек, представляющих различные православные юрисдикции из 14 стран Европы, России, Белоруссии и др. Организаторы и участники обсудили перспективы дальнейшей работы комитета. Кроме создания в Европе церковно-певческой школы, отмечалась важность сохранения и углублённого изучения обиходного клиросного пения, а также необходимость привлечения в хор детей с раннего возраста.
|