Памяти Анны Митрофановны Жоховой
(к 40 дню кончины)
“Рече же ему Господь его: добрый рабе, благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего” (Мф. 25, 21)
Слушая притчу о талантах современный человек бывает склонен ее воспринимать через светскую призму. Мол, человек был одарен природой какими-то способностями и он сумел или не сумел ими воспользоваться. Стал известным, видным, широко признаваемым и уважаемым, или им не стал. Однако, такое понимание, как нам кажется, поверхностное и ошибочное. Внимательный подход к этой притче, с учетом православного учения, дает нам возможность раскрыть ее глубинный смысл, а жизнь новопреставленной Анны Митрофановны Жоховой является примером его воплощения для нашего общего назидания.
Анна Митрофановна родилась в тяжелейших условиях: в семье православного священника в католической межвоенной Польше, которая скоро была оккупирована безбожной советской властью, накануне неописуемо жестокой мировой войны унесшей жизни десятков миллионов людей. В ранние годы малютке Анне пришлось пережить очень многое: допросы и преследование отца советскими и немецкими органами, смерть близких и родных, потерю родины, странствование, лагеря для беженцев и страх насильственной “репатриации” красному Молоху. Во всех этих условиях стержнем для нее были Церковь и семья, которые в тех условиях являлись одним целым, и таковыми для нее остались на всю жизнь.
Попав в русскую колонию в Марокко в конце 1940-х годов у девушки Анны обнаружился талант к пению. Музыка играла огромную роль в жизни русской общины. Евгений Иванович Евец поставил на высокий уровень приходской хор при Успенском храме в Касабланке. Хор пел на богослужениях, а также выступал с программой русских народных песен на концертах для французской публики и по Радио Марок. Был создан также хор молодежи. При таких условиях талант Анны Митрофановны быстро развивался.
Приехав в США в конце 1950-х годов Анна Митрофановна обладала всем нужным, чтобы создать себе музыкальную карьеру: красивым голосом, прекрасным музыкальным слухом, немалым опытом, молодостью и большим потенциалом. Однако, скромность и преданность Церкви и семье направили ее не на создание себе карьеры, а на повседневный труд на клиросе, на пение и чтение на богослужениях и на требах в течение более пятидесяти лет. Такое “ограничение себя” может показаться светскому человеку недостижением потенциала или скрытием талантов, но с христианской точки зрения это и есть умножение талантов. Таланты были направлены на служение Богу, людям и Церкви Христовой. Анна Митрофановна привила свою любовь к храму своим детям и подрастающим поколениям. Она участвовала в крестинах, венчаниях, отпеваниях и других таинствах и сопровождала их четким чтением и молитвенным пением. Ее служение Богу и ближнему не оставалось в стенах храма: за праздничным столом у Жоховых всегда находилось место для одинокого или обездоленного человека и Анна Митрофановна любила навещать и опекать пожилых прихожан.
Подобное “ограничение себя” является еще своего рода жертвоприношением. Анна Митрофановна себя приносила в жертву на пользу прихода, родителей, мужа и детей. У Анны Митрофановны, будучи сознательной христианкой воспитанной благочестивыми родителями, это жертвоприношение несомненно сопрягалось участием в Жертве совершенной на Голгофе и совершаемой в Евхаристии во время Божественной Литургии, при которой Анна Митрофановна пела и в которой участвовала на протяжении всей своей земной жизни. Да внидет раба Божия Анна в радость Господа Своего в небесных Его селениях!
иподиакон Николай Гансон
www.stseraphimschurch.org
|