Главным признаком материального, физического начала является подчинение его закону причинной необходимости. Сущность его в том, что каждое действие имеет причину вне себя, т.е. если полетел камень, то полетел он не сам собой, а кто-то его бросил.
Каждый день восходит солнце, день сменяется ночью и ночть – днем; каждый день заполнен своей заботой, и эти заботы как бы выходят одна из другой; каждый день кому-то нужно идти на работу и т.д. – все идет каким-то неизбежным потоком причинной необходимости, и многие говорят: «Что же я могу сделать, я бы ходил часто в церковь, да времени нет; я молился бы регулярно Богу, да опять-таки времени нет». Так бывает с людьми, которые включились в этот физический поток причинной необходимости.
Мы привыкли к этому закону причинной необходимости и часто к нему прибегаем для оправдания, даже когда в этом нет нужды. А первый показал нам плохой пример в этом наш праотец Адам, согрешив и нарушив заповедь Господню. А когда Господь обличил его, давая ему этим возможность покаяться, то он не себя посчитал виновным, а сразу же обратился к закону причинности, т.е. начал искать причину вне себя: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, а я ел». И мы в этом часто подражаем Адаму; вместо того, чтобы признать свою вину, ищем ее вне себя: это случилось со мной потому-то или потому-то, по той или иной причине.
Но человек состоит не только из тела, но и души, которая имеет духовное начало. Одно из проявлений существования духа – свобода. Дух вне закона причинной необходимости. И вот к этой духовной свободе призывает нас святой апостол Павел: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5, 13). Поэтому мы должны быть выше этого природного закона причинности и даже противостоять ему. Конечно, мы не можем изменить течение солнца, мы не можем запретить идти снегу или дождю, но это и не нужно, потому что это движение природы нейтрально ко злу. Но есть другая цепь причин, это та, которая влечет нас на грех. К этой цепной причинности принадлежат наши страсти, втягивающие нас в этот неизбежный плотской поток. И вот человек должен противостоять этой причинной зависимости, и это единственный путь к духовной свободе, и только в этой духовной свободе можно почувствовать всю благость Божию и блаженство от соприкосновения с Богом.
Мы живем во времени и должны использовать его в наибольшей мере для нашего спасения.
Будущее не имеет над нами власти, поскольку оно нам неизвестно. Когда же оно становится известным, оно переходит уже в категорию настоящего.
Настоящее предстоит нам и требует нашего решения. Наша задача – поступить так, чтобы это было во благо и во спасение души.
Прошедшее уже уходит в область необходимости: что сделано, мы уже не можем изменить, мы не можем упразднить, а когда прошедшее исполнено грехов, оно особенной тяжестью лежит на душе, и часто определяет поведение человека и на будущее. Прошедшего мы не можем изменить – это закон времени. Но закон времени – физический закон, а дух, как мы уже сказали, не подчиняется ему, а потому в духовном плане мы можем изменить прошедшее. Господь дарует нам такую возможность – преодоление прошедшего, или лучше сказать, упразднение его – это совершается в таинстве покаяния. Таинство покаяния упраздняет грехи и, таким образом, прошедшее делает не бывшим. Искреннее покаяние рубит греховную цепь, связующую прошедшее с будущим, освобождает человека от тяжести прошедшего и дает возможность идти путем добродетели.
Чудо – это высшее проявление победы духа над физическим законом причинности. И Господь наш Иисус Христос показал нам пример этого: Он ходил по воде, исцелял больных, воскрешал мертвых. Таинство покаяния относится тоже к такому чуду, и Господь дарует возможность его каждому человеку.
«К свободе призваны вы, братия». Итак будем противостоять греховной цепи причинности, разрубая ее покаянием и через добродетель приобщаясь духовной свободе, и тогда благодать Божия совершит в нас еще одно чудо – спасение нашей души. Аминь.
|