Епископ Сеатлийский Нектарий (Концевич): Исповедничество в России и священнослужение в Америке.
(к 35-летию со времени кончины)
проф. А.А. Корнилов
Среди архиереев Русской Зарубежной Церкви епископ Нектарий (Концевич) занимает скромное, почти незаметное место. Викарный Сеаттлийский епископ, он будто остается в тени известных всему православному мирку, маститых архиереев РПЦЗ – митрополитов Антония, Анастасия, Филарета – и таких же известных архиепископов и епископов.
В то же время владыка Нектарий относится к тому ряду зарубежных епископов, которых мы назвали бы духовными. Духовный сын преподобного старца Нектария Оптинского, с юношеских лет паломник в Оптину пустынь, затем духовный сын о. Адриана Рымаренко (в монашестве – епископа Андрея), сподвижник и помощник святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского – все эти очень важные грани жизни и служения ставят владыку Нектария в центр многих духовных событий не только истории РПЦЗ, но, может быть, истории гонений всей Русской Православной Церкви в 20-30-е годы ХХ столетия.
А.А. Корнилов, профессор ННГУ
ЕПИСКОП СЕАТТЛИЙСКИЙ НЕКТАРИЙ (КОНЦЕВИЧ):
ИСПОВЕДНИЧЕСТВО В РОССИИ
И СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЕ В АМЕРИКЕ*)
* * *
Олег Михайлович Концевич, будущий владыка Нектарий, родился 7 декабря 1905 г. в городе Талси, Курляндия (Латвия) (1). Он вырос в очень религиозной семье. С 1922 года мама ездила с Олегом в Оптину пустынь, так что юноша видел старцев и подходил под благословение оптинского старца Анатолия-младшего (Потапова). Впоследствии Олег Михайлович писал своему брату Ивану Михайловичу Концевичу:
«В 22-м году, когда мы с мамочкой в первый раз были в Оптиной, жив был еще старец о. Анатолий. О тебе мы еще не имели никаких сведений (Иван Михайлович сражался в рядах Добровольческой армии, затем был галлиполийцем и переехал жить во Францию – А.К.), и мамочка спросила у о. Анатолия, как о тебе молиться: о здравии или об упокоении? О. Анатолий спросил маму, не снился ли ты ей как-нибудь? Мама ответила, что видела во сне сыновей, едущими на конях: сначала покойного Володю, а потом тебя. Но кони были разных мастей. О. Анатолий сказал: «Ну, что ж! Бог милостив, молись о здравии, Бог милостив» (2).
Тогда же Олег Концевич впервые познакомился со старцем Нектарием, который предсказал, что Иван жив, и надо молиться о здравии. Вот как О.М. Концевич об этом вспоминал:
«После посещения о. Анатолия мы были у Батюшки о. Нектария. Мамочка задает Старцу ряд вопросов о дочерях, о себе, обо мне, а о тебе ничего не говорит, так как знает, что нельзя по одному и тому же вопросу обращаться к двум старцам. Я этого не знал и, полагая, что мамочка забыла о тебе спросить, все время тереблю мамочку и говорю ей: «А Ваня? А Ваня?» Мамочка продолжает не спрашивать. Тогда Батюшка ей и говорит после одного из моих «А Ваня?» – «Он жив. Молись о здравии. Скоро получишь о нем известие. Тебе было неполезно о нем знать». Приезжаем домой, и мамочка спешит к о. Николаю Загоровскому сообщить, что Ваня жив. Матушка же Екатерина Ивановна, увидев мамочку в окно, выходит к ней навстречу со словами: «вам письмо от Ванечки»» (3). Так о. Нектарий за 3 дня до получения письма сообщил семье Концевич, что их сын жив, ведь Концевичи были в Оптиной 13 июля, а вернулись домой 15 июля 1922 г.
С этого времени Олег Михайлович стал относиться к старцу Нектарию как духовный сын. «С нежной сыновней любовью я вспоминаю незабвенного, духоносного, прозорливого Оптинского Старца, Иеромонаха Нектария, уже давно отшедшего к Богу, к епитрахили которого в ранней юности привела меня моя незабвенная, возлюбленная мать» – так писал, уже будучи в США епископом, владыка Нектарий. Владыка особо подчеркивал, что старец указал и предсказал ему монашеский путь в жизни, и что он испытывал «радость» быть духовным сыном о. Нектария (4).
Известно, что владыка получил техническое образование. Родившись в Курляндии, О.М. Концевич долгие годы жил в Малороссии (на Украине), где окончил институт инженеров транспорта по специальности «инженер-механик». По окончании института, Олег Михайлович поступил в аспирантуру, однако в своих послужных списках 1953 и 1958 гг. не указывает ничего о защите диссертации, прибавляя в то же время, что работал в должности доцента (5). В молодости он был физически крепким и развитым человеком и даже добивался чемпионского звания по плаванию (6): в архиве Западно-Американской епархии РПЦЗ сохранилась фотография, запечатлевшая прыжок в воду молодого Олега Концевича.
Старец Нектарий до самой своей кончины в 1928 г. направлял жизнь семьи Концевич. Так, после смерти папы (Михаила Концевича), вспоминал владыка, его мама по благословению святого старца, приняла монашеский постриг с именем Нектарии. Находившемуся в эмиграции белому офицеру Ивану Концевичу преподобный Нектарий передавал свои рекомендации и советы. Олег Михайлович также впитал в себя наставления старца на всю последующую жизнь вместе с духом Оптиной пустыни. «Святой монастырь Оптина, - вспоминал епископ Нектарий, - в моей душе - особенно сильное впечатление в мои ранние годы. Любой человек, который посещал этот Святой монастырь, ощущал обоняние духовного благоухания той благодати, которой Оптина была наполнена: дух древних пустынников царил там, принесенный учениками Паисия Величковского. Все там поражало меня, вызывало уважение и благоговение и оставило неискоренимый след в моей душе навсегда» (7).
Незадолго до своей кончины в 1928 г. старец Нектарий передал Олега Михайловича для духовного руководства о. Адриану Рымаренко, «который испивши до дна горькую чашу преследования за веру, и сам бывший духовным сыном Старца Нектария» (8), продолжал укреплять в вере О.М. Концевича, поддерживая его в трудностях православного бытия. Атеистическое советское правительство в 1920-19340-е годы довольно последовательно уничтожало все формы и проявления православной веры и христианского образа жизни. Быть в лоне Церкви по сути дела означало исповедничество. Термин «исповедник» в церковно-православном словаре означает следующее:
«Исповедитель, исповедник – открыто свидетельствующий веру; страдающий или пострадавший за такое признание веры; объявляющий грехи свои; в святцах название исповедников в Церкви Христовой усвоено тем святым мужам и женам, которые претерпели за Христа великие и тяжкие мучения от лжеучителей и гонителей Церкви Христовой, хотя и не приняли мученического венца» (9).
О. М. Концевич страдал за веру. У нас пока нет конкретных фактов преследования его властями за религиозную деятельность и христианский образ жизни. Но ведь страдания начинаются, когда человек вынужден скрывать свою веру от внешнего мира, когда он ограничивается в своем выражении веры. Известно, что инженер О.М. Концевич знал лично и общался со многими будущими Новомучениками и Исповедниками Российскими. Об этом пишет о. Андрей Папков, духовное чадо епископа Нектария. В частности, о. Андрей сообщает, что в доме Концевичей часто бывал священномученик Онуфрий, епископ Елизаветградский. С детства прислуживавший в алтаре, Олег Концевич имел честь в юности прислуживать за службой, совершаемой патриархом Тихоном (10). Другой примечательный факт – келейное, фактически тайное, посвящение Олега Концевича во чтеца. Владыка Нектарий указывал, что посвящение совершил преосвященный епископ Иосиф 10/23 января 1935 г. (11). Это был епископ Таганрогский Иосиф (Чернов), который в те годы жил на покое, а по другим данным скрывался от властей, и практически вел катакомбный образ жизни. Он возобновил архиерейскую деятельность с приходом в Ростовскую область частей вермахта и оккупационной немецкой администрации в 1942 г. (12).
С особым чувством почитания владыка Нектарий относился к Новомученикам и Исповедникам Российским. Будучи архиереем РПЦЗ, он ревностно заботился об их церковном прославлении. Это мученичество совершалось на его собственных глазах. Первый храм, основанный в их честь, находился в штате Орегон, а этот штат как раз относился к Сеаттлийскому викариатству. Своему духовному сыну о. Андрею Папкову владыка говорил:
«Представь себе, что когда мы молитвенно взываем: «Святии Новомученицы Российстии, молите Бога о нас», они все, обратясь к престолу Божию, воскликнут: «Господи, помилуй!», и Господь, по их молитвам, помилует Русскую Землю» (13). Такова была горячая вера владыки Нектария, вера в заступление Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Знавший участников славного сего Собора по земной жизни, владыка оказался неким связующим звеном между гонимой Церковью в России и Зарубежной Церковью, которая пользовалась относительно большей свободой внешнего служения Богу.
«С детства прислуживал в алтаре и читал на клиросе», - указано в послужном списке 1953 г. иеромонаха Нектария (Концевича). Мы не располагаем данными, при каких храмах прислуживал О.М. Концевич. Хорошо известно, однако, что в годы немецкой оккупации Киева (1941-1943 гг.) возобновились духовные отношения о. Адриана Рымаренко и чтеца О.М. Концевича. В 1943 г. протоиерей о. Адриан эвакуировался из Киева с группой близких ему людей, духовных чад, так как к Киеву приближалась Красная Армия. В эту группу входили семья о. Адриана и семья жены сына Серафима (по профессии врача, позднее погибшего в Германии), несколько членов церковного хора, духовные дети о. Адриана. Среди последних были Олег Михайлович Концевич, доктор Анатолий Павлович Тимофиевич (автор духовных очерков, вышедших в России в 1995 г. под названием «Божии люди»), секретарь и переводчик о. Адриана князь Дмитрий Мышецкий и другие (14). Группа прибыла в столицу рейха, город Берлин. О. Адриан был назначен настоятелем Свято-Воскресенского кафедрального собора РПЦЗ в Берлине (15), куда приходили молиться и услышать слово утешения сотни русских беженцев, эмигрантов, военнопленных, власовцев, остовцев. О.М. Концевич назначен был иподиаконом того же собора. Впоследствии владыка неоднократно говорил о себе: «Я – хронический иподиакон» (16). Безусловно, отличное знание богослужений, в особенности архиерейских, позднее помогло о. Нектарию на поприще священнослужения.
О.М. Концевич прошел с о. Адрианом весь тяжелый путь служения в Берлине, под массированными бомбардировками, в условиях национал-социалистического режима. После второй мировой войны он оказался с группой о. Адриана в Вендлингене, близ г. Штутгарт, область Вюртемберг. Вдохновитель создания православной общины, общины-семьи, в любом месте («На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа»), о. Адриан организовал в Вендлингене мастерские по изготовлению церковной одежды и утвари. Мастерские оказали неоценимую услугу занятым там русским беженцам, поскольку ситуация в послевоенной Германии была близка к голодному существованию. Руководили производством в мастерских Олег Михайлович Концевич и его сестра Вера Михайловна (17). В том же архиве Западно-Американской епархии сохранилась фотография мастерских, где Олег и Вера Концевичи занимаются шитьем. Неизвестно, однако, следовала ли сестра Вера со своим братом из Киева или они соединились только в Германии.
Вендлингенский период благотворно повлиял на будущее О.М. Концевича. Пронеслась буря войны – беспощадная, безжалостная к людям. А в Вендлингене иподиакон Олег видел православных людей, компактную, небольшую общину, православный образ жизни. С амвона читалось Евангелие, звучали проповеди о любви к ближнему. Их произносил священник, сам прошедший через страдания. Но самое главное, О.М. Концевич видел непрерываемый круг богослужений, и в нем созревало решение целиком посвятить себя служению Богу – решение, которое предсказал еще в 1920-е годы святой старец Нектарий.
Протоиерей о. Адриан прибыл с семьей в США в 1949 г. с поручением от Архиерейского Синода РПЦЗ строить женский монастырь Новое Дивеево. Вероятно, в это же время (точными данными не располагаем) в Соединенные Штаты приехал иподиакон О.М. Концевич.
Удивительно, как оптинский старец Нектарий и после своей кончины продолжал заботиться о духовном сыне Олеге. Прошло 25 лет со дня отшествия старца ко Господу. 11/24 октября 1953 г. в Новой Коренной Пустыни, Магопак, штат Нью-Йорк, епископ Серафим постриг Олега Михайловича в монашество (малую схиму – мантию) (18). Сбылось пророчество и завещание старца Нектария о том, что О.М. Концевич примет монашество. Пострижен Олег был с наречением имени Нектарий, в честь своего духовного отца. День пострига был выбран знаменательный: 10/23 октября вспоминается блаженная кончина преподобного отца Амвросия Оптинского, а на следующий день празднуется собор преподобных оптинских отцов. О том, с каким благоговением постригаемый ожидал этого события, он сам вспоминал так:
«После тяжелого опыта Второй мировой войны Господь привел меня в эту Богохранимую страну (США – А.К.), и здесь настало время для исполнения слов Старца. Я был призван к монашескому пути и к служению Церкви Митрополитом Анастасием, который сказал: «Бойся быть нерадивым к призыву Божию». Эти слова я принял как голос Божий, и я принял постриг и так исполнил завещание Старца». Во время пострига о. Нектарий (Концевич) был взят под духовное покровительство архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским Тихоном (Троицким). Промыслительно, что в далекой от Росси стране встретились для совместного служения Богу два оптинца: ведь архиепископ Тихон также являлся воспитанником Оптиной пустыни, окормлялся у старца Гавриила Псковского, который, в свою очередь, был учеником старца Амвросия Оптинского (19). В этом неслучайном стечении обстоятельств мы видим заботу небожителей, заботу оптинских старцев – преподобных Амвросия, Анатолия-младшего, Нектария, Гавриила – о новопостриженном о. Нектарии.
Душа о. Нектария ликовала. В далекой Америке появилась возможность продолжать оптинскую монашескую традицию и творить главное дело монашества – молиться о всех и за вся. Душа о. Нектария, вероятно, смирялась от такого посещения Божественной благодати. Сам он признавался: владыка Тихон «продолжал покрывать мою духовную немощь своей широкой Архипастырской мантией и с его отцовской любовью воспламенял мою душу и сердце» (20).
Хиротония монаха Нектария в сан иеродиакона состоялась также в «оптинский день», а именно 12/25 октября 1953 г., то есть на следующий день после мантийного пострига. 12/ 25 октября, когда Русская Церковь чтит Собор Оптинских старцев, высокопреосвященнейший Тихон рукоположил о. Нектария в сан иеродиакона. Хиротония состоялась также в Новой Коренной Пустыни. Ровно через неделю, 19 октября/ 1 ноября 1953 г. в Синодальном храме в честь иконы «Знамение Божией Матери», Нью-Йорк, митрополит Анастасий (Грибановский) рукоположил иеродиакона Нектария в сан иеромонаха (21). Началось священнослужение о. Нектария (Концевича), и, казалось, оно будет иметь место в Восточно-Американской епархии РПЦЗ. Однако Господь судил переезд на запад США, в Западно-Американскую епархию, под мантию владыки Тихона.
В послужном списке от 12/25 декабря 1953 г. мы читаем о том, что иеромонах Нектарий уже приписан к Богородице-Скорбященскому кафедральному собору г. Сан-Франциско «сверх штата». Это был еще старый собор, располагавшийся на ул. Фултон, д. 864. Почему стоит формулировка «сверх штата»? В начале 1950-х годов в США продолжало прибывать духовенство из Европы, прежде всего из лагерей перемещенных лиц стран Европы, так что не хватало приходов для священства. Отчасти этой нехваткой был вызван переход части русского духовенства в юрисдикцию Американской Митрополии, будущей Американской Православной Церкви. Поэтому мы читаем слова «сверх штата». Однако 18/31 декабря 1953 г. о. Нектарий направляет прошение управляющему Западно-Американской епархией архиепископу Тихону:
«Ваше Высокопреосвященство,
Высокопреосвященнейший Владыко,
Милостивейший Архипастырь и Отец,
Сыновне прошу принять меня в клир вверенной Вам Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей и причислить меня к Богородице-Скорбященскому Кафедральному Собору в гор. Сан-Франциско.
Усердно прошу Ваших святых молитв и святительского благословения.
Целую Вашу благословляющую руку.
Вашего Высокопреосвященства,
Высокопреосвященнейшего Владыки,
Милостивейшего Архипастыря и Отца
недостойный послушник
грешный иеромонах Нектарий».
На этом прошении архиепископ Тихон собственноручно написал резолюцию за № 620 того же дня: «С 24 октября/ 6 ноября 1953 г. принимается в состав клира Западно-Американской епархии и причисляется к Богордицескорбященскому кафедральному собору г. Сан-Франциско, Калифорния. +Архиепископ Тихон Западно-Американский и Сан-Францисский. № 620. 18/31 декабря 1953 г. (22).
Резолюция владыки Тихона показывает, что причисление о. Нектария к клиру собора было принято гораздо раньше. Прошение фактически написано постфактум решения. Резолюция правящего архиерея свидетельствует о его особом, отеческом отношении к иеромонаху Нектарию. Дата, с которой о. Нектарий считался клириком собора, была также неслучайной. 24 октября/ 6 ноября отмечается престольный праздник собора, праздник иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Таким образом, будущее служение о. Нектария напрямую связывалось с главным храмом Западно-Американской епархии и вообще с западными штатами американской земли.
Владыка Тихон и далее продолжал заботиться об «оптинском собрате». В 1954 г. по благословению митрополита Анастасия о. Нектарий был награжден набедренником (23). Как известно, набедренник является одним из священнических облачений. Он состоит из плата, который с помощью ленты, положенной через левое плечо, привешивается при правом бедре священника. Набедренник означает меч духовный, то есть оружие слова Божия, которым пастырь должен быть вооружен против ересей и заблуждений. Это первая награда священнику (24). Очевидно, что о. Нектарий был достоин такой награды, которая обычно дается через архиерейское благословение. Иеромонах имел дар слова, дар проповеди и отличался особым духовным настроением и духовной расположенностью. Источником этой духовности, конечно, была благодать Святого Духа, а начало духовности о. Нектария положили великие подвижники, святые оптинские старцы.
В 1956 г., по представлению архиепископа Тихона, Председатель Архиерейского Синода РПЦЗ митрополит Анастасий наградил иеромонаха Нектария золотым наперсным крестом, выдаваемым от Священного Синода. 13/26 сентября 1956 года Архиерейский Синод в Нью-Йорке слушал устный доклад митрополита Анастасия по этому вопросу и утвердил награждение иеромонаха Нектария «за его ревностное и усердное служение Святой Церкви» (25).
За сухим документом трудно увидеть реальные качества и дела священника. Следующий документ относится к 1959 г. и подробнее характеризует служение иеромонаха Нектария. 18/31 августа 1959 г. архиепископ Тихон направил в Архиерейский Синод РПЦЗ прошение о награждении иеромонаха Нектария (Концевича) саном игумена. Обосновывая свое прошение, владыка Тихон писал: «По своему доброму-подвижническому житию и величайшей пастырской ревности иеромонах Нектарий является наилучшим из всех пастырей моего града Сан-Франциско. Большие услуги нашей Церкви и Русскому обществу иеромонах Нектарий оказывает также своим умелым и опытным руководительством (так в тексте – А.К.) организации «Разведчиков» около 200 членов, которая без его совета и согласия ничего важного в своей жизни и деятельности не совершает…Смиренный послушник Синода, А.Т.» (26).
Следует подчеркнуть, что калифорнийские скауты-разведчики глубоко уважали о. Нектария. В детстве, еще в Российской империи, Олег Концевич был скаутом и, прибыв в Сан-Франциско, достаточно быстро стал духовным наставником местных разведчиков из штата Калифорния. Духовный сын владыки Нектария, некто Павел, писал в некрологе 1983 г.:
«Невольно вспоминается время, когда, будучи еще иеромонахом, а потом игуменом, о. Нектарий ездил с нами в лагеря и проводил с нами лето, поучая нас и давая нам духовные наставления. Беседовал он как большими группами на занятиях и кострах, так и с каждым в отдельности. Тропа к его палатке была хорошо протоптана, ибо по ней проходили духовно голодные ребята, чтобы поговорить со своим батюшкой на волнующие их темы» (27). Воспоминаниям Павла можно доверять вполне, так как о. Нектарий воспитывался в Оптиной пустыни, в оптинском духе. Перед его глазами всегда стоял живой пример – любовь отдающий старец Нектарий (Тихонов), исполнявший заповедь преподобия: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковых несть закона. А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 22). И этого Духа о. Нектарий в далекой Калифорнии не угашал, следуя завету апостола Павла: «Духа не угашайте» (1 Сол. 5, 19).
Прошение архиепископа Тихона о награждении саном игумена было рассмотрено на заседании Синода 4/17 сентября 1959 г., через 18 дней после составления прошения в Сан-Франциско. Синод принял во внимание «успешный труд» о. Нектария, его пастырскую ревность, в особенности, его попечение о религиозном воспитании молодежи, а также то, что последняя награда – золотой наперсный крест – получена иеромонахом Нектарием в 1956 году. Синод постановил:
«Возвести иеромонаха Нектария (Концевича) в сан игумена во внимание к его отлично-усердным пастырским трудам и особенно попечению его о религиозно-нравственном воспитании молодежи» (28).
В 1962 г. Господь призвал игумена Нектария к еще более ответственному и высокому служению – к служению архиерейскому. Архиерейский Синод РПЦЗ 23 февраля/ 8 марта 1962 г. слушал на своем заседании устное представление Председателя Синода митрополита Анастасия о поставлении игумена Нектария (Концевича) на кафедру викария Председателя Архиерейского Синода с титулом епископа Магопакского. Представление митрополита Анастасия было поддержано. 24 февраля/9 марта 1962 года вышел в свет Указ Синода № 212, направленный игумену Нектарию. В Указе, в частности, говорилось, что Синод постановил:
«1. Избрать Вас на кафедру Епископа Магопакского, викария Председателя Архиерейского Синода.
2. Вашу хиротонию во епископа совершить в Синодальном соборе в Нью-Йорке в воскресение 26 февраля/11 марта с.г., а наречение – накануне там же. О чем дать Вам Указ» (29).
Мы можем лишь предполагать, почему в тот же день Синод заслушал ходатайство архиепископа Лос-Анжелосского Антония (на тот момент управляющего Западно-Американской епархией) о том, чтобы «игумен Нектарий по совершении над ним хиротонии во епископа был послан в Лос-Анжелос для замещения» архиепископа Антония на время пребывания последнего в Сан-Франциско. Возможно, это было прошение бывшего архиепископа Тихона (Троицкого), желавшего укрепить кафедру и епархию боголюбивым монахом оптинской традиции. Не лишено смысла и предположение, что в Синоде разные архиереи по разным причинам желали назначить епископа Нектария в западные штаты. Совершенно очевидно другое – будущий владыка Нектарий назначался в епархию, которой в скором времени должен был управлять святой человек – архиепископ Иоанн (Максимович). Так или иначе, указ № 215 Синода от 24 февраля/ 9 марта 1962 г. на имя архиепископа Лос-Анжелосского Антония предписывал:
«На время пребывания Вашего Преосвященства в Сан-Франциско управление Лос-Анжелосским викариатсвом и обязанности настоятеля Преображенского собора в Лос-Анжелосе поручить игумену Нектарию после совершении хиротонии его во епископа. О чем послать Указы Вашему Преосвященству и Игумену Нектарию» (30).
Через непродолжительное время в Западно-Американской епархии было создано Сеаттлийское викариатство с кафедрой епископа в городе Сиэттл, штат Вашингтон.
Епископ Нектарий оставил заметный след в жизни Западно-Американской епархии РПЦЗ и в душах многих священнослужителей и мирян. Мы хотели бы здесь отметить только два направления его архипастырской деятельности: неутомимую работу с детьми и молодежью и, во-вторых, особое попечительство о монашеском ските во имя преподобного Германа Аляскинского, Платина, штат Калифорния.
Документы архива Западно-Американской епархии и материалы зарубежной церковной печати показывают, что владыка болел душой за христианское воспитание русских детей и молодежи, окруженных благополучным в материальном отношении американским обществом.
Мы приведем здесь в качестве свидетельства публикацию епископа Нектария, относящуюся к июню 1966 г., вскоре после кончины архиепископа Иоанна (Максимовича). До назначения постоянного управляющего епархией, владыка Нектарий временно управлял Западно-Американской епархией, с июня 1966 г. по февраль 1968 г. И вот 15/28 сентября 1966 г. журнал «Православная Русь» (Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле) опубликовал обращение почившего святителя Иоанна. Святитель обращается ко всем русским людям с горячим призывом помочь в создании русской церковной школы при новом здании кафедрального собора. Владыка же Нектарий сопровождает это обращение своим комментарием и воззванием, показывая свое отношение к значимости русской школы. Предваряя обращение святителя, владыка Нектарий, в частности, указывал:
«Незадолго до своей кончины Владыка Иоанн обратился с призывом к пастве об устройстве церковной школы при новом Кафедральном Соборе…Призыв почившего Владыки, несомненно, имеет чрезвычайно важное значение и для всей русской эмиграции, над которой висит угроза потери веры православной, потери русскости, а также угроза денационализации. Этот призыв должен всколыхнуть все наше Зарубежье, особенно там, где дети не объединены под кровом Церкви, где еще нет церковных школ – воодушевить на их организацию, а где они есть - побудить к усилиям улучшить их, обратив главное внимание на сохранение и укрепление православной веры, привитие навыка молитвы, на воспитание в детях лучших качеств русской души и, конечно, на обогащение знаний русского языка, правильно освещенной русской истории и других предметов» (31).
Как временно управляющий епархией владыка продолжал богоугодное дело созидания церковной школы. Большая ответственность в этой работе была возложена на опытного организатора, протоиерея о. Леонида Упшинского. В Указе № 8 правящего епископа Нектария от 28 сентября/11 октября 1966 г. говорилось:
«1. С одобрения и благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, по просьбе Протоиерея о. Леонида Упшинского и родителе учащихся ( в доме №. 573 – 22 ave.) устроенная при школе домашняя церковь в честь Иверской иконы Божией Матери освящена ныне окроплением святой воды и возложением святого антиминса на престол.
2. Протоиерей Леонид Упшинский, согласно его просьбы, освобождается от должности настоятеля церкви святителя Тихона Задонского и назначается настоятелем школьной церкви Иверской иконы Божией Матери, а также директором школы с обязательством руководить ею по утвержденному уставу.
3. Протоиерею о. Леониду Упшинскому, помимо обычных занятий по программе, поручается обучение учащихся школы церковному чтению, пению в хоре, прислуживанию в алтаре и т.д. для духовного воспитания и оцерковления быта детей, что является одной из главных целей устройства школьной церкви…» (32).
Дети через обучение в школе, через богослужения в церкви учились сохранять веру и свою русскость, чтобы не потеряться, не раствориться в знаменитом американском «плавильном котле». Дети Сан-Франциско могли всегда увидеть торжество Православия – святые, нетленные мощи архиепископа Иоанна (Максимовича), находившиеся в кафедральном соборе. Вера их была живой и реальной. Владыка Нектарий хорошо осознавал роль школы и часто благодарил прихожан за усердие к развитию церковной гимназии при кафедральном соборе. Так, в Указе № 12 он как временно управляющий епархией призвал Божие благословение на 50 лиц, назвав их по фамилиям, за активное участие в успешно законченном строительстве церковной гимназии при соборе. Указ датирован началом ноября 1966 г. Следовательно, школа была закончена через всего четыре месяца после публикации обращения покойного святителя Иоанна. Владыка Нектарий неслучайно отметил в Указе, что «духовное воспитание, оцерковление быта и сохранение лучших качеств русской души в наших детях является чрезвычайно важным и святым делом» (33). Он видел, как беспощадно индустриальное общество ломает душу верующего человека и призывал к оцерковлению образа жизни.
Усилия епископа Нектария на педагогическом поприще неоднократно признавались Архиерейским Синодом РПЦЗ. На Третьем Всезарубежном Церковном Соборе 1974 г. владыка участвовал в обсуждении вопроса внешкольного воспитания молодежи. В своем обстоятельном докладе епископ Нектарий ярко представил те вредные явления, которым подвергается ныне русская молодежь в школах и вообще в окружающей ее среде. Он предложил конкретные меры, которые должны приниматься Церковью, духовенством и мирянами, для того, чтобы защитить юношество от соблазнов и давать ему импульс для сохранения и приумножения веры (34). К этому следует прибавить духовное окормление владыкой русского скаутского движения в западных штатах США.
Другая стезя деятельности епископа Нектария, которую необходимо обсудить, связана с монашескими подвигами отцов Серафима (Роуза) и Германа (Подмошенского). Об их монастыре в Платине, штат Калифорния, написано немало интересных и глубоких исследований. Наша задача – показать отношение и заботу владыки Нектария о первом православном миссионерском монастыре в штате Калифорния.
Как известно, святитель Иоанн (Максимович) благословил и, в последние годы жизни, прилагал большие усилия к созданию мужской монашеской общины на западе США. Община (в будущем монастырь) должна была стать одним из центров миссионерства среди англоговорящих американцев. В 1962 г. или 1963 г. владыка Иоанн собрал клир во главе с епископом Нектарием с целью учредить теологическую школу в Сан-Франциско. Занятия проходили несколько раз в неделю. На этих курсах учился Юджин Розу, будущий иеромонах Серафим (35). Очевидно, на этих курсах состоялось первое знакомство Юджина Роуза с епископом Сеаттлийским.
И у архиепископа Иоанна и у епископа Нектария были планы создания мужского монастыря. В 1966 г. Юджин Роуз писал брату во Христе Димитрию:
«На следующий год у нас нет новых планов. Вероятно, еще не наступило время для создания нашего монашеского братства. Между прочим, мы обсудили этот вопрос с владыкой Нектарием. Возможно, что скоро начнет свое существование его монастырь в Сеаттле, и владыка пригласил нас с Глебом присоединиться к нему, когда и если мы сможем; но пока что мы все еще слишком заняты, трудясь над созданием книжного магазина и журнала. Когда придет время, Бог укажет нам путь, как лучше служить Ему. Здесь, в Сан-Франциско, у нас есть владыка Иоанн, который духовно руководит нами, и на данное время это все, что нам нужно» (36).
В октябре 1970 г. Юджин Роуз был пострижен в монашество с именем Серафима Саровского, а Глеб Подмошенский – с именем новопрославленного преподобного Германа Аляскинского. Руководителем в их монашеской жизни стал епископ Нектарий, а также ставший духовником братии архимандрит Спиридон (Ефимов). Монашеская жизнь в пустыньке, в нескольких милях от северокалифорнийского городка Платина, естественно сопровождалась скорбями, напастями, искушениями. Владыка Нектарий, утешая, говорил отцам Серафиму и Герману: «Паче всего сохраняйте все то, что благословил владыка Иоанн. Это ваша прямая обязанность» (37). Духовную, молитвенную поддержку епископа Сеаттлийского отцы Серафим и Герман чувствовали постоянно. В одном из писем 1972 г. о. Серафим признавался:
«Владыка Нектарий посетил нас по пути из Сиэттла – он был довольно слаб, но, тем не менее, смог предпринять такое утомительное путешествие. Он всегда является для нас источником вдохновения и утешения» (38). Слова «утомительное путешествие» вполне объяснимы: владыка большую часть года жил в Сан-Франциско, но на праздники ездил в Сиэттл. По дороге туда и обратно он обязательно навещал пустынь, и этот путь был утомителен при сердечной болезни владыки. В другом своем письме (1976 г.) о. Серафим с тревогой указывал на растущий фанатизм среди части духовенства и мирян Русской Зарубежной Церкви. Он указывал на необходимость сохранения царского, среднего пути, одним из представителей выступал епископ Сеаттлийский:
«"Правое крыло" Православия в будущем, вероятно, разделится на множество небольших юрисдикций, которые будут бороться друг с другом и анафематствовать друг друга. Для нас было бы достаточно, если бы наша Русская Православная Церковь Заграницей смогла остаться в целости и сохранить верное направление – без уклонения влево, как реакции против зилотов. Мы должны поддерживать живой контакт с русским духовенством старшего поколения, даже если некоторые из них кажутся нам слишком либеральными; в противном случае мы просто потеряемся в джунглях зилотства, которые разрастаются вокруг нас. Прежде всего, конечно же, нашими учителями должны быть столпы старшего поколения: владыки Иоанн и Аверкий (Таушев – А.К.) и подобные им. Владыка Нектарий является наиболее ценным представителем этого поколения из оставшихся в живых. Да даст ему Господь многих лет жизни!» (39).
Епископ Нектарий рукоположил платинских монахов во священники – факт также говорящий об особом попечении владыки. По словам монаха Дамаскина, жизнеописателя о. Серафима, во время хиротонии нельзя было не заметить невероятного напряжения, написанного на лице у владыки Нектария, совершавшего таинство. Он весь покраснел, по лицу стекали капли пота. Владыка возложил руки на голову отца Серафима. «Если бы я только мог передать…передать – и умереть!» – прошептал епископ. Он усердно молился, чтобы Бог вдохновил нового священника продолжить апостольское служение, воспринятое когда-то им самим. В напутствие владыка Нектарий сказал отцам: «Неважно, сколько вас – десять или всего двое. Радуйтесь, ибо вы служите Господу Богу. Вы на правильном пути» (40).
Приближался закат земной жизни епископа Нектария. Последние 10 лет жизни он страдал сердечной болезнью. В сентябре 1982 г. от мучительной болезни скончался о. Серафим (Роуз). На сороковой день в пустынь прибыл епископ Нектарий, который после литургии пропел величание: «Величаем тя, преподобне отче наш Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов». Владыка, произнося проповедь, назвал о. Серафима святым праведником (41).
На несколько месяцев владыка Нектарий пережил подвижника Серафима. В воскресенье 6 февраля 1983 г., в день святых Новомучеников и Исповедников Российских и день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, в городе Сан-Франциско скончался епископ Сеаттлийский Нектарий. Еще накануне он молился на всенощном бдении в кафедральном соборе «Всех Скорбящих Радость». Всю всенощную больной, ослабевший владыка сидел и молился святым, многих из которых он знал по земной жизни. После всенощного бдения владыка попрощался с правящим архиепископом Антонием (Медведевым) и, благословив духовенство, отправился домой с помощью своих духовных чад. Никто не предполагал, что владыка прощается со всеми и с любимым им собором навсегда.
В воскресенье владыка собирался приобщиться Святых Христовых Таин и, придя домой, молитвенно к этому готовился. Встав утром, он собрался идти на позднюю Божественную Литургию к 9.30 и вызвал автомобиль. Около 9.15 владыка сел на койку в своей келье и почил. Рядом с ним, на письменном столе, лежала служба святым Новомученикам. В соборе узнали о кончине епископа Сеаттлийского во время литургии. Архиепископ Антоний по окончании ранней литургии отслужил первую литию по усопшему. Затем правящий архиерей отправился на квартиру почившего владыки в сопровождении протодиакона и прислужников, и там была отслужена лития. Затем владыка Антоний вернулся в собор, и началась поздняя литургия. Во время ожидания окончания литургии, у тела владыки Нектария был прочитан канон на исход души. После литургии в келье епископа Нектария собрались владыка Антоний, иереи Стефан Павленко и Петр Перекрестов, протодиакон Николай Поршников (ныне покойный) и чтец Владимир Красовский. Они приготовили тело к погребению, помазав его елеем с Гроба Господня и одев владыку в рубашку, в которой он погружался в Иордан, и подрясник. Тело было перенесено в собор, где владыка был облачен в светлое пасхальное облачение. В течение всего понедельника и вторника в собор приходили духовные чада и почитатели владыки помолиться о его упокоении. Еще при жизни владыка Нектарий выразил желание, чтобы его отпевали и похоронили в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Проводы владыки были назначены на вторник 8 февраля. В 6.30 вечера началась заупокойная всенощная. Владыке Антонию сослужили 17 священников, 4 диакона и множество прислужников. Отпевание же и погребение почившего было совершено в Свято-Троицком монастыре в четверг 10 февраля 1983 г. Отпевание возглавил архиепископ Западно-Американский Антоний в сослужении архиепископа Лавра Сиракузского и Троицкого, 19 священников при 2 протодиаконах и 4 диаконах. С пением ирмосов «Помощник и покровитель» гроб был обнесен вокруг храма и предан земле за алтарем на братском кладбище (42).
Имя епископа Сеаттлийского Нектария сегодня не так широко известно в России, которая долгое время была ограждена «занавесом» от Зарубежной Церкви. Однако, рассматривая его жизнь и служение, вспоминаешь слова апостола Павла, обращенные к Тимофею: «будь образцом для верных в слове, в житии, в чистоте» (1 Тим. 4, 12). Если древние подвижники скрывались в пустынях и расщелинах, то и в современном мире истинно благочестивые люди живут так, что мир их не знает, не замечает, но они зовут паству, всех нас к чистоте, они зовут с собой на гору святости, по слову Псалмопевца: «Кто взойдет на гору Господню или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинные и сердце чисто» (Пс. 23, 3-4). Ушли из жизни многие современники епископа Нектария, уйдут затем и живущие ныне его духовные чада. Но верующим христианам всегда нужен некий образ, пример для подражания, и жизнь благочестивого епископа Нектария как раз является таким примером. Если же владыка обрел благодать молиться за нас в райских обителях (а мы в это веруем), он тем более заслуживает поминовения, а его жизнь – внимательного изучения.
Данное исследование не претендует на комплексность, на всеохватность жизненного пути епископа Сеаттлийского. Многие интересные, замечательные грани его духовной жизни не нашли здесь отражения либо из-за формата самого доклада, либо по причине нехватки источников. Заслуживают изучения духовные отношения и соработничество епископа Нектария с блаженным архиепископом Иоанном (Максимовичем), с архиепископом Андреем (Рымаренко), с архиепископом Антонием (Медведевым). Требуют уточнения и расширения объема сведения о том, как Сеаттлийский владыка окормлял, вместе с архимандритом Спиридоном (Ефимовым), скит св. Германа Аляскинского в Платине. У владыки Нектария был дар проповеди, и для боголюбивого читателя их прочтение будет полезным. Важным и нераскрытым пока остается вопрос педагогической деятельности владыки Нектария, столь много работавшего с детьми и молодежью. Ответы на эти перечисленные вопросы, а также освещение других аспектов, безусловно, добавят колорит к портрету епископа Нектария. И они, конечно, лишний раз подтвердят, что это был кроткий, незлобивый, тихий, благочестивый архиерей, которого Господь привел упокоиться от земной жизни в славный день Новомучеников и Исповедников Российских. Милость Божия – скончаться в такой день, как и милость то, что мы ныне можем говорить и рассуждать о жизни таких людей.
|
|
В заключение хотел бы выразить глубокую признательность протоиерею о. Петру Перекрестову (г. Сан-Франциско) за помощь в сборе документальных материалов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Краткие сведения о духовных лицах Западно-Американской епархии Русской Православной церкви Заграницей. Послужной список иеромонаха Нектария. Составлено 12/25 декабря 1953 г.// Архив Западно-Американской епархии РПЦЗ, г. Сан-Франциско (далее – Архив ЗАЕ); Послужной список иеромонаха Нектария. Составлено 12/25 декабря 1958 г.// Там же.
2. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Репринтное издание. Свято-Троице-Сергиева Лавра, Издательский отдел Владимирской епархии, 1995. – С. 421.
3. Там же. – С. 421-422.
4. Предисловие Епископа Нектария Сеаттлийского, Русская Православная Заграничная Церковь (К Житию схиархимандрита Паисия Величковского). Рукопись. Б.м. Б.г.// Архив ЗАЕ.
5. Послужной список иеромонаха Нектария. Составлено 12/25 декабря 1953 г.; Послужной список иеромонаха Нектария. Составлено 12/25 декабря 1958 г.// Там же.
6. М.Л. Краткие сведения о почившем владыке Нектарии// Вестник Руководителя. Орган связи разведческих руководителей ОРЮР. FallsChurch, VA, USA. – Февраль 1983 г. - № 304. – С. 2.
7. Предисловие Епископа Нектария Сеаттлийского.
8. Там же.
9. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). Составил священник магистр Григорий Дьяченко. Репринтное издание. – М.: Издательский Отдел Московского Патриархата, 1993. – С. 228.
10.Протодиакон А. Папков. Памяти духовного отца// Православная Русь. – 1/14 февраля 1983 г. - № 3. –С. 9.
11.Послужной список иеромонаха Нектария. Составлено 12/25 декабря 1953 г.
12.Подробнее см.: Корнилов А.А. Преображение России. О православном возрождении на оккупированных территориях СССР (1941-1944 гг.). – Н. Новгород: ИФ ННГУ, 2000. – С. 19-20, 26. В книге М.В. Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве» (1999 г.) указывается, что владыка Иосиф до войны жил на покое.
13.Протодиакон А. Папков. Памяти духовного отца. – С. 9.
14.Письмо канцелярии Свято-Успенского монастыря в Ново-Дивеево автору 8 декабря 1999 г. О группе, выехавшей из Киева в Германию, в том числе об О.М. Концевиче, упоминает и сам епископ Андрей (Рымаренко) в слове на наречение епископом в 1968 г. – Епископ Андрей. Слово на наречение. Машинописный текст// Архив монастыря в Ново-Дивеево.
15.О служении о. Адриана в Берлине см. главу 4 «Русские священники за линией фронта. Митрофорный протоиерей о. Адриан Рымаренко» книги Корнилова А.А. «Преображение России» (С. 81-97).
16.Протодиакон А. Папков. Памяти духовного отца. – С. 9.
17.Письмо С.А. Рымаренко А.А. Корнилову 19 августа 2001 г.
18.Послужной список иеромонаха Нектария. Составлено 12/25 декабря 1953 г.; Послужной список иеромонаха Нектария. Составлено 12/25 декабря 1958 г.
19.Предисловие Епископа Нектария Сеаттлийского.
20.Там же. Братия кафедрального собора г. Сан-Франциско именовала архиепископа Тихона «тишайшим» за его смирение и незлобие. Об этом см.: Всех Скорбящих Радости. Русский православный собор в Сан-Франциско. – Сан-Франциско: CathedralEditions, 2002. – С. 10.
21.Послужной список иеромонаха Нектария. Составлено 12/25 декабря 1953 г.; Послужной список иеромонаха Нектария. Составлено 12/25 декабря 1958 г.
22.Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Тихону Архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому Иеромонаха Нектария Прошение. 18/31 декабря 1953 г.// Архив ЗАЕ.
23.О награждении о. Нектария митрополитом Анастасием сообщает Послужной список иеромонаха Нектария. Составлено 12/25 декабря 1958 г.
24.Полный церковно-славянский словарь. – С. 326; Полный православный богословский энциклопедический словарь. – Том 2. Репринтное издание. – М., 1992. – С. 1610-1611.
25.Указ Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей Преосвященному Тихону, Архиепископу Сан-Францисскому и Западно-Американскому. 23 октября/5 ноября 1956 г., г. Нью-Йорк. № 1789// Архив ЗАЕ.
26.Архиепископ Тихон. В Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей. 18/31 августа 1959 г. № 751. Копия// Архив ЗАЕ.
27.Наш духовный отец – епископ Нектарий// Вестник руководителя… Февраль 1983 г. - № 304. – С. 2.
28.Указ Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей Преосвященному Тихону, Архиепископу Сан-Францисскому и Западно-Американскому. 12/25 сентября 1959 г., г. Нью-Йорк. № 1494// Архив ЗАЕ.
29.Указ Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей Игумену Нектарию (Концевичу). 24 февраля/ 9 марта 1962 г., г. Нью-Йорк. № 212// Архив ЗАЕ.
30.Указ Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей Преосвященному Антонию, Архиепископу Лос-Анжелосскому, Управляющему Западно-американской епархией. 24 февраля/ 9 марта 1962 г., г. Нью-Йорк. № 215// Архив ЗАЕ. Указ Синода о том же решении на имя игумена Нектария вышел той же датой за № 216// Там же.
31.Епископ Нектарий. Одно из последних желаний почившего архиепископа Иоанна – построение церковной школы при новом кафедральном соборе Пресвятыя Богородицы Всех Скорбящих Радости// Православная Русь. – 15/28 сентября 1966 г. - № 18. – С. 4.
32.Епископ Нектарий. Указ № 8. Вторник 28 сентября (11 октября) 1966 г.// Архив ЗАЕ.
33.Епископ Нектарий. Указ № 12. Воскресенье 24 октября (6 ноября) 1966 г.// Архив ЗАЕ.
34.Деяния Третьего Всезарубежного Собора// Православная Русь. – 15/28 сентября 1974 г. - № 18. – С. 17.
35.Монах Дамаскин. Краткое жизнеописание иеромонаха Серафима Роуза// Серафим Роуз. Святое Православие. ХХ век. – М.: Донской монастырь, 1992. – С. 14-15.
36.Письма отца Серафима (Роуза). Письмо от 8/21 января 1966 г. – Джорданвилль, 2005. – С. 22.
37.Монах Дамаскин. Краткое жизнеописание. – С. 20.
38.Письма отца Серафима (Роуза). Письмо от 18 апреля/ 1 мая 1972 г. – С. 80.
39.Письма отца Серафима (Роуза). Третий день праздника Троицы 1976 г. – С. 186-187.
40.Монах Дамаскин. Краткое жизнеописание. – С. 24-25.
41.Там же. – С. 31.
42.С.П. Кончина и проводы епископа Нектария// Православная Русь. – 1983 г. - № 3. – С. 8; Протодиакон А. Папков. Памяти духовного отца. – С. 10.
(*) Текст этого доклада был оглашен на XVIежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в январе 2006 года и опубликован в сборнике: XVI ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. - Том 1. – М.: Издательство ПСТГУ, 2006. – С. 207-218.
|