Протоиерей Николай Домбровский (+1979 г.)
Пост как божественное установление и духовно-врачебное средство
Пост в церковных песнопениях и в писаниях святых Отцов называется духовной врачебницей.
Итак, что такое пост? Согласно Толковому словарю Даля: "воздержание от скоромной пищи и от суетных наслаждений". По учению же Церкви Христовой, пост - это религиозно-нравственное бодрствование и спасительный подвиг благочестия. Истинно христианский пост состоит не только в воздержании тела от известного рода пищи, но и в воздержании души от всего порочного. Это последнее воздержание должно соединяться с подвигами усиленной покаянной молитвы, нравственной чистоты, благочестия и доброделания. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне" - этими словами Церковь побуждает нас усиленно следить как за своим телом, так и за своей душой.
История происхождения поста, как религиозно-нравственного подвига послушания человека Богу в отношении воздержания в пище, восходит к заповеди, данной Богом еще в раю нашему прародителю Адаму: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него" (Быт. 2, 16-17). Таким образом, пост так же древен, как и сам человек.
Однако, как читаем в книге Бытия, праотец Адам нарушил эту заповедь Божию о воздержании грехом непослушания, который и называется первородным грехом. Через первородный грех первый человек внес в свою божественную природу порчу, выразившуюся в склонности более к греху, чему к добру.
Об испорченности человеческой природы через Адамово непослушание, приведшее к грехопадению, о беспрерывной борьбе в человеке плоти и духа, о психологической раздвоенности нашей богоподобной души, под влиянием добра и зла, мы находим свидетельства в Священном Писании, изображающие эту тяжелую борьбу добра и зла в человеческой природе. Борьба эта непосильна для испорченной природы без благодатной помощи Божией. А помощь эту человек получал и может получать только через подвиги веры и благочестия, где пост и молитва занимают первое место. По образному выражению святых Отцов пост и молитва суть крылья человеческого духа, возносящие душу в небесную даль, от житейских попечений и суеты, от грехов и беззаконий.
В Ветхом Завете постились по 40 дней святые пророки Божии Моисей и Илья, удостоившиеся потом беседовать со Христом на горе Фавор (Исх. 34, 28; Мф. 17, 3). Не принимал пищи 3 недели пророк Даниил (Дан. 10, 2-3) и 7 дней Ездра (Езд. 8, 21-23). Молился и постился Царь Давид и получил через пророка Нафана прощение своего греха от Бога (2 Цар. 12, 16-20). Постилась благочестивая иудеянка Иудифь, "во все дни девства своего", кроме предсубботних дней и суббот, дней перед новомесячием и праздников (Иудиф. 8, 6). Ниневитяне молитвой и постом "от большого до малого" отвратили от грозную кару Божию за их великие грехи (Ион. 3, 5-10). Постились израильтяне по повелению Божию, во время страшного опустошения их земли гусеницей и саранчой (Иоил. 1, 14; 2, 12-15). Имели израильтяне для угождения Богу и постоянные посты 4-го, 5-го, 7-го 10-го месяцев, что видно из книги пророка Захарии (Зах. 8, 19).
На границе Ветхого и Нового Заветов мы видим пример великого подвжничества в посте в лице Иоанна Крестителя (Марк. 1, 6) и 84-летней пророчицы Анны: "Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, проживши с мужем от девства своего семь лет, вдова лет 84-х, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь" (Лк. 2, 36-37).
В Новом Завете пост установлен и освящен самим Главой Церкви христианской, Господом Иисусом Христом, как Его личным примером пощения, так и Его учением и заповедью о посте.
После крещения, перед Своим выступлением на общественное служение Иисус Христос провел 40 дней и ночей в пустыне в строгом посте. Затем в Нагорной беседе Христос дал заповедь: "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою... А ты, когда постишься, помажь главу твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Матф. 6, 16, 18).
Посту, как орудию в борьбе с искшениями диавола, Христос придавал одинаковое значение с молитвой, говоря: "сей же род изгоняется молитвою и постом" (Матф. 17, 21).
Следуя примеру Спасителя, освятили пость своей жизнью и учением святые апостолы и другие новозаветные праведники в вере.
Святой апостол Павел писал о своих трудах, что он постоянно: "в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и наготе" (2 Кор. 11, 27) и, побуждая других к соблюдению постов, говорил о себе: "под ударами, в темницах, в изгнании, в трудах, в бдениях и постах" (2 Кор. 6, 5). О пророках и учителях Антиохийской Церкви читаем в Деяниях: "В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Минаил, совоспитанник Ирода четверовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на ни руки, отпустили их" (Деян. 13, 1-3).
Церковь заповедует постящимся вкушать в посты пищу растительную из продуктов земли и запрещает употребление мяса и других продуктов, получаемых из царства животного.
Таким образом, Святая Церковь на время постов возвращает постящихся к первобытной, нормальной, райской пище, которая была заповедана Богом первому человеку. Это была пища от плодов растений и трав. Мясная пища Богом разрешена людям только после потопа, в силу ослабления организма человеческого и малоплодородия земли. Мясная пища имеет свойство утучнять человека и порождать тяжесть, сонливость, изнеженность и греховность.
Церковь Христова назначила для подвигов поста и покаянной молитвы особое время в году, и все верующие по долгу послушания Матери-Церкви, обязаны соблюдать посты, придерживаясь устава церковного относительно пищи и пития, посвящая себя покаянной молитве, подвигам милосердия и приобщаясь Святых Таин.
И вот, несмотря не все вышеприведенные указания о посте и его благотворном действии на душу верующего человека, ни одно другое учение и установление Церкви Христовой не подвергается таким нападкам и извращениям, как именно заповедь о соблюдении постов.
Существуют целые исповедания, как протестантство и происшедшие от него разные сектантские и еретические общины, которые отвергают посты, Церковью Вселенской установленные. Например, Католическая Церковь, признавая посты, не считает несоблюдение их грехом и со свободной совестью их нарушает. И те и другие отрицатели и нарушители постов пытаются для успокоения своей совести найти в Священном Писании оправдание своему греху противления заповеди Бога и Его Святой Церкви. Они обычно защищают свое неправое учение ссылкой на слова святого апостола Павла: "Пища не приближает нас к Богу, ибо едим ли мы, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем" (1 Кор. 8, 8).
Но в этих словах апостола говорится не о посте, а о пище. Во времена апостола были споры о чистой и нечистой пище. И святой апостол Павел разъясняет, что все сотворенное Богом само по себе чисто. "Я не знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого, только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто" (Рим. 14, 14). "Все мне позволительно, но не все должно обладать мною" (1 Кор. 6, 12). "Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн" (Рим. 14, 2). "Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность, мир и радость о Святом Духе" (Рим. 14, 17).
Таким образом, указанные тексты святого апостола Павла о пище учат, что пища сама по себе не служит ни условием, ни препятствием к достижению Царства Божия, что сама по себе пища постная (овощи) или скромная (мясная) - не добро и не зло, не она путь к Царству Небесному, не в пищи и питии - праведность, мир и радость о Святом Духе, а в человеческом сердце, в человеческом христианском поведении. Все зависит от того, как человек употребляет пищу и питие - во славу Божию, на здравие и спасение души и тела, или на грех себе, на соблазн другим. Греховны пища и питие тогда, когда человек ими злоупотребляет в смысле невоздержности, пресыщения, или преслушания заповеди Божией и Церкви.
Среди же своих, православных людей, которые называют себя верующими, слышатся, например, такие слова: "Для чего установлен пост, разве Бог нуждается в нашем телесном посте?" Конечно, Бог, действительно, в этом не нуждается, как не нуждается Он ни в чем, но нуждается в посте наша собственная душа и наше тело. Время поста - время нашего самоиспытания, время отчета, что сделано нами неправильно, за что совесть нас укоряет. Время поста - время душевной скорби о грехах. А кто скорбит по чисто житейским делам или неудачам, разве не отказывается от пищи по целым дням, разве не отказывается от всяких удовольствий, разве не страдает другой раз бессонницей, несмотря на то, что близкие и родные увещевают поберечь свое здоровье? Вот почему пост был всегда и во все времена у всех народов, начиная от евреев, ассириян, индийцев, китайцев, египтян, древних греков и римлян, и кончая христианами. Если постом люди выражают свою грусть при житейских невзгодах, то почему же находятся такие, которые не желают послушаться голоса Церкви, призывающего нас выразить нашу скорбь о грехах постом?
В самом деле, пойдет ли на ум скоромная пища тому, кто озабочен покаянными чувствами? В голове ли будут удовольствия и развлечения у того, чьи мысли заняты тем, как заслужить милость от Бога через покаяние? Найдется ли такой человек, который, искренно внимая в церкви покаянным молитвам, выслушивая Евангелие о страстях Господних или приложившись к Плащанице, может по выходе из церкви направиться, скажем, на бал или в театр, и в то же время уверять других, что он преисполнен покаянным чувством? Нет, истинная душевная скорбь обнаруживается и на внешней нашей жизни.
Возражают противники поста и такими доводами, что пост, мол, изнуряет тело, а Бог не требует, чтобы мы себя убивали. К сожалению, возражающие забывают или не знают, что Церковь освобождает от поста больных, на организм которых вредным образом влияет постная пища. Апостольское 69-е правило гласит: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен". 19-е правило Гангрского Собора гласит: "Аще кто от подвижников без телесныя нужды... разрешает посты, преданныя к общему соблюдению и хранимыя Церковью, пребывая при том в полном разуме: да будет под клятвою". Святитель Тимофей, Епископ Александрийский в своем правиле 10-м, на вопрос: аще кто болен и от сильныя болезни совершенно истощен, и приближается Святая Пасха, непременно ли должен таковой поститься, или по причине сильнаго изнеможения его, священнослужитель разрешит употребляти, что может, или елей и вино? отвечает: "Должно разрешати больному приимати пищу и питие, смотря по тому, что может он понести. Ибо совсем истощенному употребляти елей есть дело правое". В правиле 8-м того же святителя ставится такой вопрос: "Аще жена родит пред Святою Пасхою, на Великой седмице, должна ли поститься и не пити вина, или разрешается она от поста и от запрещения пити вино ради того, яко родила?" Ответ на него таков: "Пост установлен для усмирения нашего тела. И так, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она принимать пищу и питие, якоже хощет и понести может". А в "Синтагме" еще прибавлено: "Когда оно, т.е. тело, слабо, то нуждается не в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу".
Несмотря на свои весьма трудные подвиги, которые нам не под силу, святые подвижники большей частью достигали глубокой старости. Значит, строгие посты и изнурение постом и трудом плоти не сокращают жизни человеческой, и потому несоблюдение поста под предлогом сохранения здоровья есть большей частью отговорка, прикрывающая плотоугодие и духовную леность.
Говорят некоторые и такое: "Пусть бы пост состоял в количестве, а не в качестве, т.к. постная пища иногда вкуснее и питательнее мясной!" Конечно, можно постной пищей объедаться, к примеру, здесь, в этой стране, где так много всяких постных продуктов, и в жизни некоторых "постников" это часто и случается.
Такой пост, конечно, Церковь осуждает и называет его фарисейством, т.е. словами самого Спасителя. Несообразность такого поста с духом учения Церкви очевидна. Церковь разделила пищу на постную и скоромную не для того, чтобы объедаться первой, не для того, чтобы постная пища служила продуктом для приготовления изысканных блюд, а для того, чтобы умеренное употребление ее напоминало нам, что теперь время размышления более о душе, чем о теле.
Из всех существ, живущих на земле, только человек одарен способностью подвергать себя самоиспытанию и самоисправлению. Другие существа себя не проверяют, т.к. иначе они не могут поступать. Один только человек в мире и может поститься, т.е. отказывать себе в том или ином ради полезных высших целей. И в этом случае пост является весьма положительным воспитателем воли человеческой, которая является рулем в нашей жизни, направляющим нас на путь добра или греха.
В заключение приведу глубоко назидательное наставление и свидетельство о пользе для здоровья постнического подвига: "Удивительная вещь: сколько мы ни хлопочем о нашем здоровье, каких самых здоровых и приятных кушаний не едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все в конце концов выходит то, что подвергаемся болезням и тлению. Святые же, презиравшие плоть, умерщвлявшие себя беспрестанным воздержанием, постом, лежанием на голой земле, бдением, обессмертили душу и плоть свою. Наши тела, многопитаемые и сластопитаемые, издают смрад после смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут как при жизни, так и по смерти. Братие мои! Поймите задачу, цель своей жизни. Мы должны умерщвлять многострастное тело через воздержание, труд, молитву, а не оживлять его через лакомство, прельщение и леность".
И так, будем помнить, что постная пища служит для нас напоминанием о времени нашего самоиспытания, о времени покаяния и о времени нашего самоисправления.
"Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всяк союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое написание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия бескровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость. Аминь".
|