Первая матушка Русского Елеона
(к 115-летию основания Спасо-Вознесенской женской обители на Елеоне)
Фото № 1: Монахиня мать Евпраксия (Миловидова).
фото № 2: Матушка Евпраксия (крайняя слева) в последние годы жизни с сестрами Святой Елеонской обители. Фото примерно 1912-1914 гг.
Часто бывая, с 2009 года, на Святой Иерусалимской Земле, в частности в Святом Елеонском женском монастыре, я регулярно подходил для поклонения к центральным надгробным могилам, расположенным на центральной Соборной площади обители. И первым массивным красно-мраморным надгробием слева от Спасо-Вознесенского собора являлось захоронение, на каменной плите которого высечено "Здесь покоится прах монахини Евпраксии первой настоятельницы строительницы Елеонской общины. Скончалась 12 декабря 1914 г. 74 лет от роду. Вечная ей память".
Меня всегда интересовало – а кто такая эта замечательная русская подвижница, которая удостоилась первой занять почетное захоронение в одной из самых великих монашеских обителей мира ? Что известно о ней в истории Русской Зарубежной Церкви ? В прошлом, 2020 году, отмечалось 180-летие со дня рождения Первой настоятельницы Святой Елеонской обители –матушки Евпраксии (Миловидовой).
фото: Честная могилка Матушки Евпраксии на Святом Русском Елеоне.
А в августе сего года исполняется ровно 115 лет со дня учреждения на Елеонской Святой Горе в Иерусалиме женской русской монашеской обители -- нынешнего ставропигиального женского Елеонского русского монастыря в юрисдикции РПЦЗ Московского патриархата.
12 августа, в день рождения основателя Святой Русской Палестины, отца архимандрита Антонина (Капустина), бывшего с 1865 по 1894гг., начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Елеонская женская православная община была открыта по активной инициативе действующего начальника миссии архимандрита Леонида (Сенцова), по установлению Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви и по благословению Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всея Палестины Дамиана. Игуменом обители был назначен духовное чадо отца Антонина (Капустина) и его первый сподвижник иеромонах Парфений (Нарциссов). А первой настоятельницей обители была назначена монахиня Евпраксия ( в миру – Мария Васильевна Миловидова), бывшая послушница Свято-Алексиевского женского монастыря в Москве. История доносит нам, что, приехав для поклонения Иерусалимским Святыням в 1880 году, монахиня Евпраксия жила некоторое время в греческих монастырях Святого Града, до тех пор пока не познакомилась лично в Свято-Троицком Соборе Миссии с начальником РДМ отцом Антонином (Капустиным) и его первым помощником иеромонахом Парфением.
Фото № 1: Отец Антонин (Капустин)
Фото № 2: Отец священномученик Парфений (Нарциссов) на Святом Русском Елеоне
Знакомство с этими двумя великими подвижниками не могло не повлиять на решение Марии Миловидовой стать их постоянной помощницей, и остаться жить для монашеского подвига на Святой Земле. История гласит, что Мария Миловидова происходила из зажиточного и знатного рода. Родная сестра Марии, Анна Миловидова стала матушкой Евтихией настоятельницей-игуменьей Троицкого Александро-- Невского монастыря при сельце Акатове Клинского уезда Московской губернии. Вместе с Марией из России в Иерусалим переехала и ее родная мать, где в 1899 г. приобрела собственный дом на ул. Пророков, рядом с русским Вениаминовским подворьем. По законам того времени каменный дом оформлялся в «вакуф» -- особую форму землевладения на Ближнем Востоке, когда земля и строения на ней пожизненно становится религиозной собственностью. Этот иерусалимский дом Миловидовых был завещан всем монашествующим, паломникам, а также русским поданным, проживавшим при Елеонской церкви. После смерти отца Антонина Мария Миловидова стала постоянной помощницей отца Парфения, снабжавшей его средствами для благоустройства обители.
В 1901 году Мария Миловидова приняла в Иерусалиме монашеский постриг с именем Евпраксия. И в 1903 г. поселилась на Елеонской горе. Имя Евпраксия означает в переводе с греческого «благоденствие, счастье, процветание». Так оно и было. Первая настоятельница Русского Елеона привнесла процветание и облагодетельствование своей родной обители.
Вокруг ревностной преподобной жены-подвижницы, монахини Евпраксии стали собираться сестры-единомышленницы из числа близких подруг и знакомых, а также прихожанки Троицкого собора. Русские женщины по примеру Святых жен-мироносиц и матушки Евпраксии продавали свое недвижимое имущество, а вырученные деньги вносили на нужды будущей Елеонской женской общины. Большинство из них были одинокими или вдовами. Сестры были русскими паломницами, навсегда связавшими свою жизнь со Святой Землею, где совершали молитвенный подвиг. Женщины числились прихожанками Троицкого собора, некоторые из них владели недвижимостью.
Не случайно монахиня Евпраксия стала для русских женщин примером для подражания. Эти женщины смело продавали свое имущество и вырученные деньги жертвовали для разрастающейся монашеской общины. В 1907 г. на Елеоне проживали уже около ста сестер. Молитвенный подвиг они совмещали с нелегким трудом каменщиков, штукатуров и маляров. Эти виды работ они чередовали с вышиванием, рисованием и живописью, работой на кухне, огородах и в саду. Некоторые из сестер разводили кур и коз, ухаживали за коровами, сеяли и косили траву. Сама настоятельница Евпраксия была мастером на все руки -- она не гнушалась никакими видами работ! Поэтому, и на ее могильном надгробии справедливо и навечно выбита эпитафия – строительница Елеонской общины ! Кроме того, матушка зарекомендовала себя искусной вышивальщицей. Ее видели сестры и за кладкой каменных стен на территории обители, и в золотошвейной мастерской. Говорят, до сих пор в игуменских покоях хранится вышитый первыми сестрами Елеона во главе с матушкой Евпраксией необыкновенный красоты ковер с изображением панорамы монастыря. Сохранились и личные вышивки монахини Евпраксии.
На фото; Знаменитый ковер, вышитый первыми сестрами Святого Русского Елеона с 1906 по 1914 гг. во главе с настоятельницей обители матушкой Евпраксией.
Игумен Парфений, претерпевший от рук нехристей по воле Божией на Рождественские Святки 1909 года мучительную смерть и ставший Елеонским священномучеником, и настоятельница Евпраксия стремились поддерживать высокий уровень духовной жизни елеонских сестер. Монахиня Евпраксия сохраняла связи с игуменьей Антонией из Алексиевского монастыря и получала от нее из Москвы различную помощь и поддержку.
В период правления матушки Евпраксии в Святой обители появились две сильнейшие Святыни –Чудотворные Образы Божией Матери «Скоропослушница» и «Взыскание погибших». Эти Святыни до сего времени и до скончания века охраняли и будут охранять Святой Елеонский монастырь от всякого рода злосчастий и нападений вражиих.
Фото № 1: Чудотворный Образ Божией Матери «Скоропосушница»
Фото № 2: Чудотворный Образ Божией Матери «Взыскание погибших»
Бесспорно, заслуги матушки Евпраксии, первой начальницы и строительницы Святой Елеонской обители в деле первого устроения монашеской жизни обители, исторические и великоподвижнические.
В 1912 году Священноначалие Русской Православной Церкви по представлению руководства РДМ наградило матушку Евпраксию за совершенные святые труды на благо Елеонской русской обители правом ношения наперсного креста золотого цвета. В 1914 году, в Рождественский Пост, Господь Бог, после святых и праведных трудов матушки Евпраксии по первому обустройству Святого Русского Елеона, призвал ее в «селения праведные». Ее почетная могила долгое время, 106 лет, была первой на Соборной площади монастыря, в череде самых великих подвижников Святого Русского Елеона. Вечная ей память! .Аминь.
Владимир Николаев
август 2021 года
|