|
Протоиерей Митрофан Зноско перед катафалком с прахом А.И. Русина у ворот кладбища Бен М’Сик, 1956 г. |
|
|
Успенская церковь в Касабланке |
На днях на сайте Сретенского монастыря города Москвы появилось интервью с настоятелем патриаршего храма в Рабате, священником Димитрием Ореховым. О. Димитрий в частности сказал следующее: “Трудное испытание пришлось перенести приходу по окончании Второй мировой войны. На собрании прихода в 1952 году было принято решение перейти в юрисдикцию Московского Патриархата. Прибывшие в Марокко так называемые перемещенные лица под влиянием антисоветской пропаганды решили обособиться в церковном отношении и построили свой храм в Касабланке. Разделение продолжалось до марта 1956 года, когда после провозглашения независимости Марокко эти лица покинули пределы страны во главе со своим пастырем, будущим епископом Митрофаном (Зноско-Боровским).”
Так как эта искаженная версия событий может быть следствием забвения или незнания, хотелось бы несколько вещей пояснить.
Во-первых, разделение в рабатском приходе началось в 1944-45 гг., за два-три года до прибытия перемещенных лиц в Марокко. В 1946 г. о. Варсонофий (Толстухин), настоятель Воскресенской церкви в Рабате, под влиянием группы прихожан патриотически настроенных к Советскому союзу, решил перейти из под омофора Зарубежной церкви в Московский патриархат. Многие русские, в частности Белые эмигранты, отказались идти за ним, потому что считали, что Мать-Церковь возглавляемая Московским патриархатом является несвободной. К этой группе в декабре 1947 г. присоединились прибывшие 300 человек из лагерей ДиПи, но в собраниях 1948 г. решивших судьбу рабатского прихода они не участвовали. Протоиерей Митрофан Зноско прибыл в Марокко только 2-го сентября 1948 г.
Во-вторых, возглавлял часть общины оставшуюся в подчинении Зарубежной церкви адмирал Александр Иванович Русин, а не перемещенные лица. Адмирал Русин был последним «полным» адмиралом Российского Императорского флота, получившим это звание от императора Николая II. Русин отказался поддержать обращения высших военачальников к императору с просьбой об отречении от престола. Будучи последовательным и убежденным монархистом, февральскую революцию 1917 г. он не принял и с 1-го июня 1917 г. вышел в отставку. Неужели антисоветские убеждения адмирала Русина, возглавлявшего общину под омофором Зарубежной церкви, являлись результатом «антисоветской пропаганды»? Другие представители Белой эмиграции, которые упоминаются на сайте патриаршего храма в Рабате — княгиня В.В. Урусова и А.А. Подчертков — также остались в подчиенеии Зарубежной церкви.
В-третьих, разумеется, что и перемещенным лицам никакая «антисоветская пропаганда» не нужна была. Советы сами себе делали пропаганду—ЧеКа, Красный террор, разграбление и разгромление церквей, насильственная коллективизация, разкулачивание, голод, чистки 1930-х годов, отказ от собственных военнопленных во время «Великой Отечественной», и т.д. Не приходится удивляться, что русские беженцы, находясь заграницей, не хотели даже косвенно подчиняться советской власти.
В-четвертых, далеко не все прихожане Зарубежной церкви покинули Марокко. А.И. Русин скончался в Касабланке 17 ноября 1956 г. Княгиня В.В. Урусова упокоилась еще 27 февраля 1953 г. Скончались в Марокко и многие другие, оставшиеся членами Зарубежной церкви и православной общины в Касабланке. А сотни русских покинувшие Марокко, в толще своей бывшие перемещенные лица, очутились во всех уголках мира, куда они с собой понесли и православную веру и любовь к Исторической России. О. Митрофан Зноско покинул Марокко не в 1956 г., как пишется в интервью, а в конце мая 1959 г. В конце 1950-х годов о. Митрофаном была выстроена Успенская церковь в Касабланке. После о. Митрофана настоятелем в Марокко был о. Григорий Баранников, а после его смерти и другие священники окормляли общину.
Осмысление истории русского народа и Русской Церкви в двадцатом веке, в котором все мы нуждаемся, должно быть основано на подлинных данных, к чему да будем стремиться.
Николай Гансон, Бостон, США
Источники
“Беседа с настоятелем храма Воскресения Христова в г. Рабате (Марокко) священником Димитрием Ореховым,” http://www.pravoslavie.ru/guest/41745.htm#_ftn2 .
Зноско-Боровский, еп. Митрофан. Хроника одной жизни». Москва: Издательство Свято-Владимирского Братства, 2006.
Лобыцын, В.В., ред. Мартиролог русской военно-морской эмиграции. Москва: Феодосия, 2001.
«О захоронениях соотечественников на христианских кладбищах г. Касабланки, Марокко) (справка)», http://orthodox-rabat.ru/art_11212_100.html .
Спиридович, Генерал А. И. Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 г.г. Нью- Йорк: Всеславянское Издательство, 1962.
|