В Греции иеросхимонах Иоанн мне рассказал притчу о том как одна семья жила на пустынном острове среди океана, заброшенная туда кораблекрушением. Все члены семьи питались кореньями и травами и жили в пещере. Дети не помнили, когда и как они попали на остров. Они забыли родину и не знали, что такое хлеб, молоко и плоды. Однажды к берегу пристала лодка с четырьмя неграми. Все потерпевшие очень обрадовались им и тотчас же решили разом покинуть остров. Но лодка была так мала, что не могла вместить всей семьи, и отец отправился первым. Мать и дети горько заплакали, увидав его в отходящей лодочке. Но родитель утешил семью, сказав на прощание: - Не плачьте, там лучше, и мы все увидимся. Скоро лодка вернулась и увезла мать. Дети заплакали еще больше. - Не плачьте, - утешала их и мать, - скоро мы увидимся в лучшей стране. Наконец лодка причалила и за детьми. Когда последние обитатели острова очутились в беспредельном море, то очень испугались своих темных перевозчиков, и этот страх не покидал их всю дорогу. Но какова же была их радость, когда на берегу они встретили родителей. « Милые дети, - сказал им отец, - в нашем переходе с пустынного острова на плодородную землю заключается большой смысл: всем нам предстоит переход из этого мира в лучший. Ведь и земля наша походит на остров; страна, в которой мы теперь очутились, слабое подобие Неба, а бурный переход с острова сюда - смерть. Лодочка - это носилки, на которых нас понесут четверо носильщиков в черной одежде. Когда придет время покинуть землю, людям благочестивым, любящим Бога и покоряющимся Его воле такой переход не страшен; для них смерть - переход в лучшую жизнь.»
В догмате Символа Веры о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира, воскресение мертвых, которого мы "чаем" (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут в новом безгреховном измерении. Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом, при жертвоприношении сына его Исаака (Евр. 11, 17), Иовом, во время его страданий: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога" (Иов. 19, 25-26); пророком Исаием: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов" (Ис. 26, 9). Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом (Иез. 37). Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: "истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут" (Иоан. 5, 25). "Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресению жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Иоан. 5, 28-29). Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (6, 54). Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: "заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Матф. 22, 29, 31, 32). Апостол Павел говорит: "Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15, 20, 21, 22).
В момент всеобщего воскресения, тела умерших людей вероятно изменятся, по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел - они будут духовными - нетленными и бессмертными. Изменятся тела также и тех людей, которые, будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Апостол Павел говорит: "сеется тело душевное, восстает тело духовное ... не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые, воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся" (1 Кор. 15, 44, 51, 52). Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный. Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково. Так, души праведных находятся в предначатии вечного блаженства, а души грешников - в предначатии вечных мук. Такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека. Это ясно видно из притчи Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре (Лук. 16, 19-31). На это же указывает и апостол Павел, когда говорит: "имею желание разрешиться (умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Филипп. 1, 23).
Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже совершенно избавиться от них по молитвам Церкви, и также через благотворения, совершаемые за них живыми, а особенно же, через принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой. С этою целью и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое, всегда совершалось с самых времен апостольских. Это видно и из первой христианской литургии св. апостола Иакова, в которой поминовение усопших составляет одну из главных частей. Св. апостол Иоанн говорит: "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь" (1 Иоан. 5, 16).
Св. апостол Павел, в послании к епископу Тимофею пишет: "И так, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (Тим. 2, 1-4). Св. апостол Иаков говорит: "признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника" (Иак. 5, 16). Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых: у Бога все живы. Сам Господь Иисус Христос сказал: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лук. 20, 38). Святой апостол Павел писал христианам: "а живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем, и потому живем ли или умираем, всегда Господни" (Римл. 14, 8). Еще в Ветхом Завете, на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых (Иов. 19, 25, 26; Исаия 26, 19; Иезекииль 37; Даниил 12, 2; 2 Макк. 7, 9 и др.) и описаны случаи, такие как например воскресение отрока пророком Ильей (3 Царств.,17.21-22), воскресение ребёнка Елисеем (4 Царств 4. 32-35), воскрешение человека (4 Царств 13. 20-21) и многое другое. Вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали Отечества Небесного (Евр. 11, 13-20). Чрез пророка Осию Господь сказал: "От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня (Ос. 13, 14). Еще в Ветхом Завете совершалась молитва за умерших. Так, например, пророк Варух молился за умерших, говоря: "Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших" (Варух. 3, 4-5). Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов (2 Макк. 12, 39-45). Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так особенно на Священном Предании. Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определенно раскрыта в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном. В Священном Писании Нового Завета, Господь Иисус Христос проповедует о воскресении мертвых ясно и определенно: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут... и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Иоан. 5, 25, 29). Спаситель подтверждает проповедь о воскресении Таинством Причащения: "Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Иоан. 6, 54). Когда Спаситель говорить о цели Своего пришествия на землю, указывает именно на жизнь вечную: "Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3, 15-16).
Во время пребывания Своего на земле Спаситель воскрешал мертвых (Марк 5.22-4; Иоанн 11. 17-44) и Сам воскрес из гроба, соделавшись, по слову ап. Павла, первенцем из мертвых (1 Кор. 5, 20).
Святые апостолы Церкви, ставили истину воскресения мертвых, выше всякого сомнения и доказывали эту Истину в связи с воскресением Христовым и со всею проповедью Евангелия: "Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1 Кор. 15, 12-20). Кроме того, святой апостол Павел указывает на явления в видимой природе, которые убеждают нас в Истине воскресения. "Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудные! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор. 15, 35-44). Сам Господь говорит: "Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Иоан. 12, 24). Удивительное и подлинное доказательство воскресения из мертвых представляет нам сама видимая природа и история человечества. Зерно, брошенное в землю гниет, разрушается, тлеет, оттуда прозябает, вырастает колос с новыми зернами, во всем подобными истлевшему. Это явное свидетельство того, что Господь Бог в самой смерти полагает начало жизни и на разрушении, созидает новое бытие. Солнце закатилось вчера на наших глазах и ночь покрыла всю землю, все краски потухли, умолкли все звуки, все ушло в сон подобный смерти, а сегодня рано утром восток осветился новой зарей. Птицы радостно поднялись к небу, чтобы своим пением приветствовать новый день. Точно так же обновится и человек: красота восстанет из тления, и новая жизнь возникнет из праха. Ты пролежишь в земле, как семя, брошенное в нее, чтобы восстать в новом виде. Что сеешь, не оживет, если не умрет (1 Кор. 15, 36), вот Господь и отворит гробы, пробудит мертвых, соберет народы с лица всей земли и воскресит их.
Так, тайна воскресения мертвых всегда находится перед нашими глазами. Она наглядно представляется нам в природе и утверждает нашу веру, и обличает наше маловерие к Богу. Но, несмотря на это, в нашем уме может возникнуть вопрос: "как могут воскреснуть мертвые, когда тела умерших обращаются в прах и уничтожаются"? Если Всемогущей Бог, дал нам уже раз бытие, персть взяв от земли, то, очевидно, может взять наше тело от земли и в другой раз и оживотворить его. Если Бог, целый мир образовал из неустроенной, Им же сотворенной, из ничего материи. Разве не сможет Бог образовать снова тела наши, из персти земной, и представить их теми же самыми телами и в том же самом, только обновленном, виде? Господь уже образно показал пророку тайну воскресения нашего из мертвых. Ему представилось в видении поле, усеянное сухими костями человеческими. Из этих костей, по Божию слову, изрекаемому Сыном человеческим, образовались составы человеческие и, может быть, тем же самым способом, как было и при первобытном сотворении человека, потом оживотворил их Дух. По слову Господню, - изреченному пророком, сначала произошло движение в костях, стали соединяться кость с костью, каждая в свое место; потом связались жилами, облеклись плотью и покрылись кожей; наконец, по вторичному таковому же гласу Божию, произнесенному Сыном человеческим, вошел в них Дух Жизни, - и все ожили, стали на ногах своих, и составили великое множество народа (Иезек. 37, 1-10). Не так же ли последует и будущее воскресение мертвых? Удивительна исповедуемая нами Святая Православная Вера! Так, праведным определением Божиим, и нашему бренному телу, как семени, суждено сначала умереть и истлеть, а потом опять воскреснуть. Места, где погребаются усопшие, суть нивы, в которых рукою смерти сеются наши тела, как семена. Земля монастырского кладбища - матерь наша - есть храмина, где среди тления сохраняется наше нетленное. "Сеется тело душевное, восстает тело духовное".
Не для того Бог осудил нас на смерть, чтобы уничтожить Свое создание, но чтобы пересоздать его, соделать способным к будущей нетленной жизни. Остается нам, людям, благоговейно покоряться Промыслу Божьему о нас, с верою принимать Божественное откровение о последней участи нашей, и с христианским упованием ожидать воскресения мертвых и жизни будущего века. Символ веры святых отцов Церкви, пользуется характерным выражением: «чаю воскресения мертвых». По-гречески это передается глаголом, имеющим двойной смысл, или отношение, которым может пользоваться каждый православный человек. С одной стороны, он выражает субъективное ожидание верующих, отголосок которого мы находим в конце Апокалипсиса («Ей, гряди. Господи Иисусе!» - 22. 20). С другой стороны, - объективный для мира факт: воскресение мертвых неизбежно свершится. Воскресение из мертвых - не просто благочестивое упование, это абсолютная достоверность, обусловливающая веру христиан. Однако если вера эта казалась странной язычникам, (Деян. 17, 32), то она была естественной для большинства евреев (Ин. 11, 24) и обоснована она Ветхим Заветом (Иезек. 37. 1-14). Новым в христианской вере было только то, что благостное воскресение из мертвых, связано с искупительным делом Господа Иисуса Христа. «Я есмь воскресение и жизнь, - говорит Господь Марфе, - верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11, 25-26). Поэтому святой апостол Павел и пишет фессалоникийцам: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4, 13). Так христианское учение, - религия надежды, поэтому в твердости мучеников, нет ничего общего со спокойствием античных мудрецов, перед неизбежным концом мира. Трогательна в своей умиротворенной уверенности, в этом смысле молитва, на костре святого мученика Поликарпа: «Господи Боже, Всемогущий, Отец Иисуса Христа, Твоего возлюбленного и благословенного Чада, Которым мы Тебя познали; Бог ангелов и сил. Боже всей твари и всей семьи праведников, живущих в Твоем присутствии: благословляю Тебя, что Ты удостоил меня сего дня и часа сего быть причисленным к Твоим мученикам, и пить из чаши Христа Твоего, дабы воскреснуть в вечную жизнь души и тела, в нетленности Духа Святого».
Воскресение к вечной жизни предполагает изменение, переход от тленного к нетленному, (1Кор., 51-54). Святой апостол Павел, после суждений о том, как совершится воскресение, ясно утверждает, как говорилось выше: «сеется тело душевное, восстает тело духовное» (там же, стих 44). Несомненно, тело воскресшее и тело погребенное - один и тот же субъект, но способ их существования различен. Чтобы это понять, не следует упускать из виду того, что значит для апостола Павла духовное качество, которое связано с качеством Божественным. Тело духовное это тело, преображенное благодатью: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15,22), Христос воскресший - «первенец из умерших» (там же, 20). Вся жизнь христианина должна быть преисполнена этой уверенности, поэтому верующие должны вести себя в мире сем как «чада света» (Еф. 5,8). Участие в Святой Евхаристии есть залог вечной жизни, о чем часто напоминает нам Божественная литургия. В таинстве же Евхаристии эсхатологический момент, может быть, более всего и подчеркнут. Тайная Вечеря, это предвосхищение пира в чертоге Царствия, на который все мы призваны. Сошествие Святого Духа на Святые Дары, в момент эпиклезы, переносит Пятидесятницу в настоящее время, и прообразует Второе Пришествие Христа. Связь с Святой Пятидесятницей, с одной стороны, со Вторым Пришествием и Всеобщим Воскресением, с другой, особенно подчеркнута православной литургикой. Суббота перед Пятидесятницей, прежде всего, посвящена усопшим, и коленопреклоненная молитва на вечерне воскресного дня праздника Пятидесятницы, содержит предчувствие Общего Воскресения: «Твою благодать во всех исповедуем во входех наших, в мир сей, и исходех, надежды нам воскресения и жизни нетленныя. Твоим неложным обещанием предобручают, яже приимем в будущем Втором Пришествии Твоем».
Во Всеобщем Воскресении, завершающим историю мира сего, мы видим прежде всего явленную победу Господа Иисуса Христа над смертью (диаволом), истинным предвестником которой было Воскресение Господне, на заре третьего дня. Но «День Господень» будет также и днем судным. Мы знаем, что «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5,29). В новозаветное время такие случаи были, как например, воскрешение святым апостолом Петром Тавифы (Деяния 9. 36-41) и святым апостолом Павлом отрока Евтиха (Деяния 20. 9-12), бывает такое и сейчас. Воскресение из мертвых будет окончательным отделением добрых семян от плевел. Никому другому, как только Самому Господу, надлежит совершить это отделение, и свершится оно только на последнем суде. Тогда не будет больше смешения добра и зла, которое происходит сейчас в мире, так как, ничто нечистое не войдет в Царство, и не будет больше возможно какое-либо изменение в человеческих судьбах. Вот почему сейчас в миру так активно идет проповедь научного атеизма или агностицизма, а порою и прямо сатанизма и неверия в такое явление как Воскресение. По ту сторону времени пребудет только то, что не подлежит изменению. Осуждение это удаление от Бога навечно и если в Церкви действительно начнется обсуждение этого догмата, тогда конец мира близко. По Промыслу Божию, призвание человека это преображение, обожение, соединение с Богом. В «будущем веке» все, что будет удалено от Бога, будет считаться преданным смерти. Это и будет второй смертью той, о которой в книге Откровения говорит святой Иоанн Богослов (20, 14). Смерть эта означает забвение Божие. Те, которые не захотели узнать Бога, те не будут больше узнаны Им. Те же, кто Его знал и Ему служил, безусловно просияют неизреченной и немеркнущей славой. Символ веры Православной Церкви, начинается с торжественного утверждения веры в Бога. Это утверждение не только акт интеллектуальный, оно предполагает всецелое вовлечение души в Божий Промысел о мире и ответную отдачу. В Господе Иисусе Христе, посредством Духа Святого, жизнь верующего человека преображается, потому что христианин, хотя и живет в «мире сем», - не «от мира сего». Его взгляд обращен к Царству света, он является гражданином Небесного Иерусалима и поэтому Символ веры и заканчивается радостным исповеданием чаяния воскресения и жизни будущего века, в котором уже не будет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания».
Нью Йорк. 2011.
|