Игумен-психолог из США: Америка находится в предреволюционной ситуации, как Россия в 1917 году.
Монастырь Русской Зарубежной Церкви в честь Всемилостивого Спаса находится в штате Вашингтон, который сначала стал одним из эпицентров пандемии коронавируса в США, а затем – и массовых протестов, захлестнувших почти всю страну. Настоятель обители, расположенной на острове близ Сиэтла, игумен Трифон (Парсонс), в миру когда-то был лицензированным психологом, но вот уже много лет у него нет клиентов или пациентов – только духовные дети.
Он рассказал не только о том, как выходить из пандемии, и с какими последствиями мы все можем столкнуться. Батюшка, который в молодости был радикальным социалистом,поделился мнением о том, как вера может помочь преодолеть трудности, а также сравнил нынешние события в США с предреволюционной ситуацией в России в 1917 году.
Труднее всего сейчас пожилым людям и молодежи
- Отец Трифон, почему Вы, американец, выбрали русское православие?
- Это шло от сердца. Я люблю русскую культуру, русскую музыку, литургическую музыку Русской Церкви, ее традиции. Когда я стал искать свой путь в православие, для меня было естественным присоединиться к Русской Церкви.
- Вы живете в штате Вашингтон, который в начале пандемии стал одним из эпицентров распространения коронавируса. Как оцениваете сложившуюся ситуацию?
- Как ужасную социальную трагедию. Уже очень много народу умерло, люди остаются без работы, многие компании закрываются, и часть из них уже не откроется вновь. Я также волнуюсь о множестве православных христиан, у которых в течение нескольких месяцев не было и под час до сих пор нет возможности посещать литургии. Молю Бога о том, чтобы они вернулись в храмы, когда позволит эпидемиологическая обстановка. Особенно о молодежи – придет ли она вновь?
- С чем к Вам приходят сейчас Ваши духовные чада, какие проблемы приносят?
- Я веду ежедневный блог, а еще с понедельника по пятницу выпускаю подкаст, и таким образом каждый день общаюсь более чем с 50 тысяч человек. И даже во время пандемии сотни людей звонят, пишут мне, обращаются со своими опасениями и трудностями. Конечно, сейчас я не могу встретиться с ними лично, но по мере сил стараюсь оказать духовную поддержку.
Я думаю, труднее всего сейчас приходится пожилым людям, которые оказались заперты дома и не могут встречаться с детьми и внуками, не могут обнять их. И оттого эти людинуждаются в поддержке прежде всего. То же самое касается имолодежи, детей, у которых нет возможности общаться со сверстниками, ходить в школу или в университет. Я очень беспокоюсь о молодых людях, которым нужно общение с друзьями, о детях, которые заперты с родителями – для всех это серьезный стресс. Тревогу вызывает и то, что в результате могут возникать семейные конфликты, насилие над детьми – то есть, такие вещи, которые в обычной обстановке для людей не являются нормой.
- Какие духовные советы Вы даете своим прихожанам во время пандемии?
- В такие времена, как сейчас, я считаю чрезвычайно важным исполнять утренние и вечерние молитвы, и уделять время духовному чтению – не только Евангельскому чтению на каждый день, но и книгам святых отцов, житиям святых. На мой взгляд, это необходимо.
Кроме того, я предлагаю людям по утрам зажигать лампады перед домашними иконами, и поддерживать огонь в них в течение дня. Это служит нам напоминанием о том, что вне зависимости от всех событий в мире, важнее всего то, что происходит в наших сердцах.
А еще я напоминаю людям о временах Советского Союза, когда храмы закрывались, верующие подвергались гонениям, и духовная жизнь поддерживалась в домах, которые становились домашними церквами.
Карантин позволил погрузиться в духовную жизнь
- То, что люди сейчас не могли ходить в храм в течение нескольких месяцев, создавало им психологические или какие-то еще проблемы?
- Некоторым– да. Но я также знаю многих, кто считает, что такова Божия воля, поскольку нынешняя ситуация заставила их работать над собой и проводить время в тишине перед Господом. Люди были вынуждены обратить внимание на свою внутреннюю, духовную жизнь. Многие до начала пандемиивели церковную жизнь только по выходным, приходили лишьна литургию в воскресенье, или в субботу на всенощную. Но в повседневности они были далеки от веры, и сейчас карантин заставил их более пристально посмотреть на себя, на свою семью. Теперь эти люди вводят православие в свою жизнь, и для них карантин, безусловно, сыграл положительную роль.
- Почему, на Ваш взгляд, одни люди не почувствовали проблем с карантином, а другие ощутили их?
- Я думаю, некоторые приходили на литургию потому, что это часть культуры, или потому что так принято в семье, но не воспринимали это серьезно. И многие из них сейчас впервые взглянули на православие по-настоящему. Другие же в этой слабости или, может быть, даже в ленивости, к которым ведет карантин, отделяются от церкви и от Бога. На мой взгляд, этим людям сложнее в психологическом плане.
- А какие уроки мы, как православные христиане, должны вынести из всей этой ситуации?
- Я думаю, мы должны понять, насколько важно вести духовную жизнь. Это касается не только воскресных служб, но и наших мыслей, действий каждый день, каждый час. Сейчас я вижу, что это начинает происходить в жизни многих людей – они утверждаются в православной вере, ведут постоянную духовную брань и хорошо себя чувствуют с психологической точки зрения.
- Что Вы как священник и профессиональный психолог можете посоветовать для снятия стресса в период пандемии, карантина и при выходе из него?
- Я рекомендую своим прихожанам выходить на улицу и гулять в парке или просто около дома хотя бы 30 минут в день.Брать с собой четки и читать Иисусову молитву. Сочетание этой молитвы и физической активности, хороших упражнений, помогает стабилизировать психологическое состояние. Помимо всего прочего, семьям это позволяет стать ближе, а детям – укрепиться в вере. Конечно, в больших городах это делать сложнее, но даже там можно найти парк, где можно поддерживать социальную дистанцию.
США сейчас похожи на Россию перед свержением Царя
- Волна насильственных протестов, прокатившихся по США в последнее время, была усилена пандемией и карантином?
- На мой взгляд, угроза пандемии послужила поводов для многих страхов. Я думаю, что статистика смертей, связанных с коронавирусом, преувеличена, и некоторые люди, которых назвали жертвами этого заболевания, умерли по другим причинам. Возможно, у них и был коронавирус, но на самом деле они скончались не от него, а от других болезней – скажем, от сердечного приступа.
В том, что эти протесты оказались настолько серьезными, безусловно сыграл роль и тот фактор, что многие люди в результате пандемии потеряли работу.
На мой взгляд, лица, стоящие за теми, кто вышел на улицы, пытаются устроить революцию. В том, что происходит сейчас в США, я вижу много признаков, схожих с теми, что имели место в России перед свержением царя. Многие представители поколения первых революционеров, которые были нацелены на то, чтобы Николай II отрекся от престола, позднее оказались в ГУЛАГе, поскольку к власти пришли марксисты. Они попросту использовали этих людей в своих целях. Сейчас в США я вижу похожую ситуацию, которая очень напоминает ранние этапы революции в России, и она меня очень беспокоит. В частности, христианство здесь настолько исключено из общественной жизни, что верующиевсе больше подвергаются гонениям. В особенности это касается православного духовенства.
- У Вас есть доказательства, или это Ваше личное ощущение?
- Я имею представление о том, что происходит, поскольку в 1970-е годы, еще до принятия монашеского сана, я был троцкистом и членом Центрального комитета Социалистической рабочей партии США (ЦК СРП). Так что, как видите, мне есть в чем каяться. Многие вещи, происходящие сейчас с молодыми активистами, являются зеркальным отображением того, что я со своими коллегами-троцкистами делал четыре десятилетия назад, и это меня беспокоит.
Сейчас в американском обществе сильны антироссийские настроения, что, на мой взгляд, связано с незнанием истории. Я думаю, всеми этими протестами руководят люди, которые в своем основании являются марксистами и хотят не только свергнуть американское правительство, но и расшатать саму страну. На мой взгляд, участники демонстраций просто не понимают, что в случае их успеха в США потом произойдет примерно то же самое, что и в России, когда к власти пришел Сталин. Эти люди могут быть брошены за решетку.
- То есть, на Ваш взгляд, США сейчас сталкиваются с предреволюционной ситуации? И как же ее избежать?
- США никогда не были столь разъединены, как сейчас – разве что во времена Гражданской войны 1861-1865 годов. Но тогда было четкое разделение между Севером и Югом, тогда как ныне различия проникают через границы штатов. Это находится в области сознания и способов мышления. К сожалению, общество сейчас игнорирует позицию христианства, прежде всего православия, что меня очень тревожит. Я знаю многих представителей духовенства, которые выражают опасения по поводу того, куда движется страна.
Возможно, если бы я не был пожилым человеком и знал бы русский язык, то уехал бы в Россию, чтобы не видеть всего, что происходит здесь. Но я остаюсь в США, мне 74 года, и я не говорю по-русски. Я чувствую, что Божий Промысл оставляет меня здесь, чтобы я постарался помочь тем, кто страждет из-за нынешних событий.
- Вы допускаете возникновение каких-то психологических проблем у людей в период выхода из карантина или позднее?
- Многие так называемые «медицинские официальные лица» предупреждают, что эта пандемия продлится очень долго, может быть, даже в течение нескольких лет. Это может полностью разрушить экономику и социальную структуру, что открывает путь для революции. Меня это тревожит. Кроме того, я волнуюсь за молодежь, потому что образовательная система в США сейчас делает то, чего в свое время добивались Советы – разрушения любых позитивных образов, которые были в православной церкви и в царской России. Все это было частью плана с целью взять под контроль души и сердца людей. На мой взгляд, то же самое сейчас происходит в США. И я думаю, что большинство людей понятия не имеет, кто на самом деле правит нашей страной. Это олигархи, которые располагают огромными средствами и не нуждаются в публичности. Они хотят, оставаясь в тени, заставить западную цивилизацию удовлетворять их нужды. Я понимаю, что это звучит как некая теория заговора, но я был троцкистом, и знаю, как все это происходит.
Важно погрузится в молитвенную жизнь
- Каков Ваш духовный совет – что мы, православные христиане, должны делать, чтобы не допустить этого и выйти из ситуации достойно?
- Самое важное сейчас для нас – глубоко погрузиться в молитвенную и духовную жизнь. Важно читать духовные книги и причащаться как можно чаще. Кроме того, понять и не осуждать священников, которые были вынуждены закрыть храмы для прихожан по указанию государственных властей. Когда люди начинают осуждать своих пастырей, как раз происходит то, чего добиваются демоны для того, чтобы разъединить верующих. Мы должны молиться о наших епископах, о наших священниках и друг о друге. Кроме того, нам необходимо сконцентрироваться на том, чтобы поддерживать духовное трезвение в это непростое время. Это требует молитвы, поста, духовного чтения и любви – к своим соседям, детям, семьям и тем, кто нуждается в помощи.
Дмитрий Злодорев
Вашингтон
|