Протоиерей Николай Карыпов
Что нам нужно делать для поднятия нашей Церковной Культуры?
(Доклад протоиерея Николая Карыпова, прочитанный на 13 Съезде Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии, прошедшем при Петро-Павловском кафедральном соборе в декабре 2001 г.)
Что я имею в виду под понятием «Церковная Культура»? Во-первых, прежде всего: культивирование сознания существования нектара за красотой цветка (по мысли святителя Василия Великого), но также ясное видение и понимание отношений между цветком и нектаром.
С этой целью необходимо уяснить, что такое Церковь, потому что часто это очень неглубокое и поверхностное понимание Церкви либо как организации, здания, либо как идеологии. Немногие православные прихожане думают о Церкви как об образе Евхаристической жизни, о постоянно происходящем покаянии, примирении с Богом братьев и сестер в приходе. Один знаменитый русский приходской священник начала ХХ столетия – отец Алексей Мечев – называл свой приход «покаяльная семья».
Конечно, качество этого сознания очень низкое среди нас, поэтому нужна срочная катехизация для всех. Я имею в виду что-то большее, чем люди получили в прицерковных школах или на религиозных уроках в школе («Закон Божий» – задумайтесь над этой фразой). Действительно, мы часто оперируем понятиями этого выражения, возвращаясь к дохристианской модели поведения и мысли, как будто-бы никогда не слышали слова апостола Павла и других христианских писателей о разнице между Законом и Благодатью.
Из моего опыта этот пробел в правильном катехизическом знании не может быть восполнен священником во время проповедей. Проповеди, ввиду ограниченности времени, носят больше характер наставлений, чем занятий. Занятия должны проходить где-то в группах или частно.
Все вышесказанное привело нас к теме чтения – занятию, которое в наше время проходит частно. Священник должен содействовать правильному подходу к чтению, рекомендуя книги и брошюры для чтения и делая их по возможности доступными через церковный киоск и библиотеки. Люди нуждаются в руководстве священников и опытных людей в выборе подходящего материала в зависимости от уровня знаний каждого отдельного человека.
Увеличение числа людей в приходе, грамотных в церковных вопросах, – большой шаг в направлении той ситуации, когда прихожане являются пассивными потребителями духовного окормления духовенством. Православная Церковь никогда не мыслила о духовенстве, как об отдельной касте «браминов», возвышающихся над простыми смертными. На практике же часто взаимная изолированность ведет к неправильному пониманию отношений между духовенством и мирянами.
Одна крайность – это нездоровое преклонение перед так называемыми духовными старцами; другая крайность – неуважение демократического ума, ведущее к антиклерикализму. Духовенство и миряне должны общаться и понимать друг друга на основе принципов настоящей соборности. Мы должны повышать знание о самих себе, о Боге и о Церкви. Церковь не может жить на здоровой основе, если мы все вместе не будем способствовать повышению этого знания и соответственного православного сознания. Духовенство не может этого делать само. Нам нужны кадры знающих людей, чтобы насаждать эту культуру дальше.
Перечислив несколько вводящих замечаний, сейчас я хотел бы предложить некоторые практические выводы, которые, я надеюсь, можно расширить гораздо дальше в нашей дискуссии.
Необходимо создание объединенных кадров катехизаторского служения из рядов духовенства и мирян для:
а) Подготовки людей к крещению. Это должно относиться не только к взрослым, кто должен пройти подготовку в течение 6-12 месяцев или больше, но также должно включать по крайней мере 2-3 подготовительные сессии с родителями и крестными крещаемых детей.
б) Подготовки молодых людей к венчанию: объяснять, что такое христианский брак, что такое любовь. Да, да – людям сейчас нужно это объяснять, а то число разводов будет расти.
в) Помогать людям во время их скорби после потери близких, объясняя причину и необходимость молитвы за умерших.
г) Организации системы посещений духовенством и мирянами престарелых и больных людей.
е) Организации хорошего качества библиотеки духовных книг, журналов, видео- и аудио-кассет и компактных дисков. Мы можем и должны наладить систему небольших публикаций, производить запись видео- и аудиоматериалов поучительного и познавательного характера.
Говоря о разных учебных средствах катехизации нельзя забыть о монастырях. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что один хороший пример стоит одной тысячей проповедей (это даже его проповедей, видимо!). Наши предки говорили: «Свет инокам – ангелы; свет мирянам – иноки». Нужно устраивать не туристические поездки, а паломничества в монастыри. Там мы научимся тому, чему научиться нельзя ни из книг, ни из проповедей.
Серьезная проблема всех православных в Новом Мире – наш этноцентризм, путаница в понимании любви к родине и любви к Богу.
Созвучная проблема – тенденция жить замкнуто в самосотворенном духовном и эмоциональном гетто. Мы должны найти пути контакта и общения с Православием всех культур, хотя бы пока на бытовом, неофициальном уровне, а также общаться и свидетельствовать неправославным, которые часто очень заинтересованы услышать нас. С Божией помощью многого можно достичь.
Хороший исторический урок – история различных судеб Церкви из иудеев и Церкви из язычников. Эта последняя расцвела и росла, благодаря свободе и открытости, в противоположность духу исключительности Церкви из иудеев. Существует достаточно примеров этого феномена в позднейшей истории Церкви, например, культурная исключительность в истории России 15-17 веков, приведшая к трагедии раскола.
У нас в епархии могло бы быть больше общения с приходами. Существует определенно какая-то замкнутость: «оставьте нас в покое». Некоторые мои прихожане жаловались, что их не очень приветливо принимают в иногородних приходах. Конечно, это не значит, что мы вот такие хорошие, а все плохие. Наверное, мы такие же.
Существует серьезная нужда в привлечении детей и молодежи активно участвовать в службах через создание детских и молодежных хоров (церковно-певческие съезды имеют большой успех), чтобы развивать интерес знания среди нашей молодежи. Мы имеем налицо плачевный уровень невежества по литургике, даже в отношении понимания и последовательности литургии, самой Евхаристии. Учебные группы должны иметь программу, которая поможет в познании этой части Церковной Культуры.
Наша епархия относительно успешно проводит ежегодные съезды молодежи в Австралии уже около 40 лет. Нужно дать возможность и зрелым людям участвовать в регулярных съездах. Несколько подобных съездов уже проводилось довольно удачно, но не регулярно.
Греческая колония в Австралии, ввиду своей численности, имела возможность основать хорошие православные колледжи и школы. Сейчас там учится какое-то число учеников негреческого происхождения; возможно, в будущем можно будет больше взаимодействовать по этому вопросу между различными православными группами. По причине нашей раздробленности, наши дети в итоге идут в государственные, частные или католические школы. Я понимаю, что это может быть звучит немного смело, принимая во внимание серьезность разделений в церковной политике и этническую исключительность, – но организованное меньшинство может сдвинуть горы, особенно, если на то есть воля Божия. Кстати, интересный эксперимент по кооперации Православных Церквей: в 2002 г. состоится объединенный русско-сербский съезд молодежи в Виктории.
Для начала: нам нужно серьезно посмотреть на наши существующие прицерковные школы и увидеть, что нужно сделать, чтобы они стали лучше отвечать нашей жизни в Австралии. К сожалению, наши школы иногда преподносились как «потемкинские деревни», в угоду старшему поколению.
На собраниях нашего епархиального совета в Сиднее были высказаны мнения, что сами епархиальные съезды нужно оживить. Отсюда и идея введения другого типа докладов, несколько отличных от традиционных отчетов, перечисляющих наши «достижения» и заставляющие каждого делегата в отдельности чувствовать себя хорошо, а вместе – скучать. Можем мы начать положительно думать об этих собраниях, как выражении соборного духа Церкви, вместо того, чтобы собираясь вместе, похлопывать друг друга по спине и поздравлять?
Так как съезды – это возможность почувствовать наше соборное единство, хотелось бы думать, что встречаться раз в 3 года – это недостаточно. Если мы хотим расти духовно вместе и принимать решения о будущем епархии в целом, а не только по финансовым и легальным вопросам, тогда нам нужно подумать, достаточно ли встречаться только раз в три года.
Цель этого доклада – стимулировать наши мысли по вопросу улучшения нашей Церковной Культуры или, используя современное выражение, – «улучшения качества жизни», я имею ввиду – церковной жизни.
Где действительно церковная жизнь проявляется – там дух покаяния, восстановления – а не самоудовлетворенное почивание на коллективных лаврах.
|