митрофорный протоиерей Александр Лебедев Каноническая оценка
«Акта о каноническом общении»
Опубликованный «Акт о каноническом общении» основан на канонических принципах и понятиях, которые далеко не всем известны. Следовательно, необходимо подробнее объяснить некоторые аспекты канонической терминологии.
В первую очередь, нужно подчеркнуть каноническое определение понятия «автокефальной Церкви». По церковному учению, автокефальная Церковь совершенно самостоятельна в своем управлении. Как сам термин «автокефалия» обозначает, такая Церковь имеет право выбирать своего Предстоятеля совершенно самостоятельно, без необходимости утверждения сего избрания какой-либо другой инстанцией.
Кроме того, никакая Церковь не может сама себя объявить автокефальной. Такой статус должен быть пожалован уже общепризнанной автокефальной Церковью, через
дарование особой формальной граматы, называемой «Томосом».
Если такое провозглашение автокефалии признается всеми другими автокефальными Церквами, имя Предстоятеля новой автокефальной Церкви вносится Патриархом Константинопольским в т.н. «Диптихи» – т.е. в официальный список Предстоятелей автокефальных Церквей, поминаемых на богослужениях по определенному чину.
В соответствии с многовековой традицией, ставшей правилом, только Предстоятель автокефальной Церкви имеет право освящать Святое Миро.
Русская Православная Церковь Заграницей никогда не считала себя автокефальной, а, как сказано в основополагающих ее документах, лишь «неразрывной частью поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющейся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти» (Положение о Русской Православной Церкви Заграницей, параграф 1).
Об этом говорилось и в Окружном Послании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 1933 г:
«. . . органы Заграничного Церковного Управления отнюдь не стремились к присвоению себе автокефальных прав, в чем пытается обвинять митрополит Сергий. Вся заграничная церковная организация считала и считает себя доныне учреждением чрезвычайным и временным, которое немедленно должно упраздниться по восстановлении нормальной и общей и церковной жизни в России».
Следовательно, пункт 4 предлагаемого «Акта» о необходимости утверждения избрания Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Предстоятелем Поместной Русской Церкви, неотъемлемой частью которой она всегда себя считала, т.е. Патриархом Московским и всея Руси и его Священным Синодом является каноническим требованием.
Нужно помнить, что и историческая Русская Церковь сотни лет после Крещения Руси (с 988 по 1448) не была автокефальной, и избрание ее Первоиерарха утверждалось, на канонических основах, Патриархом Константинопольским.
Согласно предлагаемому «Акту», каноническое утверждение избрания новых епископов Русской Православной Церкви Заграницей Патриархом Московским и Священным Синодом (пункт 7), равно как и предшествующий ему пункт 6, об учреждении или упразднении епархий, связаны с последующим им 8-м, согласно которому «Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода». Если все архиереи Русской Зарубежной Церкви становятся членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Московского Патриархата, то избрание ими новых архиереев, входящих в состав этого Собора, непременно должно утверждаться главой этого Собора на канонических основаниях. Иного порядка в Православной Церкви нет.
Пункт 13 «Акта»—о получении Святого Мира от Патриарха Московского—является каноническим требованием, естественно вытекающим из того обстоятельства, что Русская Православная Церковь Заграницей не претендует на автокефалию.
Все эти канонические требования должны рассматриваться не как знак подчинения, они – нормальные и необходимейшие признаки общения между любой самоуправляемой частью Поместной Церкви и ее Предстоятелем. И если в прошлом их исполнение было для Русской Зарубежной Церкви невозможным ввиду исключительных обстоятельств, то теперь их исполнение стало возможным и поэтому в свете восстановления нормальных отношений с Церковью на Родине церковно необходимым.
То же самое следует сказать и о Пункте 5, о поминовении Предстоятеля Русской Православной Церкви, т.е. Патриарха Московского и всея Руси перед поминовением Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Молитвенное поминовение Предстоятеля Поместной Церкви—Патриарха, является прямым требованием Священных Канонов Православной Церкви.
Каноны 13-й,14-й и 15-й Двукратного Собора ясно говорят об обязанности для всех клириков поминать своего архиерея, а всех священнослужителей поминать своего Патриарха. Этим они свидетельствуют о своем церковном общении с ним. Отказ от поминовения Патриарха, согласно 15-му Канону Двукратного Собора, приравнивается к устройству раскола в Церкви, и такой клирик подлежит лишению сана.
Канон 15-й гласит, в частности:
«Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения с своим Патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном священнодействии, но прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому Собор определяет быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии».
Пункт 11-й Акта, о праве обращаться к Предстоятелю Поместной Церкви, т.е. к Патриарху, как к высшей апелляционной инстанции, также основано на общепризнанном каноническом праве.
Таким образом, «Акт о каноническом общении» включает в себе только те пункты, которые обусловлены каноническими ясными каноническими требованиями.
Канонические последствия принятия «Акта о каноническом общении»
Принятие Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей «Акта о каноническом общении» ставит Русскую Зарубежную Церковь на прочную каноническую основу, делает явным, что она есть живая и действительная часть плиромы, т.е. полноты всей Православной Церкви. Это связано с содержащимся в данном упорядочении признанием ее законной и канонической всеми автокефальными Православными Церквами.
Подписание «Акта» будет исполнением самоопределения Русской Зарубежной Церкви как неотъемлемой части поместной Российской Православной Церкви, «временно самоуправляющейся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти» и переменит, при учете пройденного ею исторического пути, временный ее статус на постоянный.
Подписание «Акта» не приведет к упразднению Русской Зарубежной Церкви, а к ее сохранению в полном ее составе, со своим Первоиерархом, своим Архиерейским Собором, своим Архиерейским Синодом при полном самоуправлении и при соблюдении обусловленных канонами Православной Церкви требований.
Подписание «Акта» откроет возможность архиереям и священнослужителям Русской Православной Церкви Заграницей служить не только во всех храмах, монастырях и святых местах нашей родины—России, но и у Гроба Господня и всех храмах в Святой Земле и на Святой Горе Афонской.
Принятие «Акта» позволит нам, в частности, высказываться открыто и о пагубности участия во Всемирном Совете Церквей и быть услышанными.
Принятие «Акта» послужит тому, что окончится печальное разделение русского православного народа. На совсем новом уровне станет возможным участие наших священнослужителей и верующих в деле духовного возрождения русского народа.
Канонические последствия непринятия «Акта о каноническом общении»
Непринятие «Акта» при нынешних исторических возможностях обозначит окончательный разрыв Русской Православной Церкви Заграницей со всеми поместными Православными Церквами, которые тогда будут иметь полное право считать нас раскольниками.
От общения с нами безусловно откажется и Сербская Православная Церковь, которая является последним звеном, связующим нас со всей полнотой канонического Православия.
Непринятие «Акта» вполне реально может побудить и Иерусалимскую Церковь признать нас раскольниками, отменить то благословение нашим архиереям и священникам служить на Святой Земле, которое имеем, и отобрать те антиминсы, на которых мы сейчас служим. Это грозит и окончательной потерей нашего имущества у святых мест.
Непринятие «Акта» сделает нас в глазах Русской Православной Церкви раскольниками, наподобие последователям Валетина Русанцова, и закроет нам возможность принимать участие в церковной жизни на родине. Сейчас с нами считаются, приглашают принимать участие в церковных и исторических конференциях, на которых мы имеем возможность высказывать точку зрения нашей Церкви. Непринятие «Акта» положит конец такому участию.
Относительно возможных сроков принятия «Акта», т.е. восстановления единства, я, как участник переговорного процесса, могу сказать следующее:
Если «Акт» не будет подписан, исчезнет в кратчайший срок предоставленная нам возможность. Именно этим не только Московская Патриархия, но и весь православный мир убедится в том, что с нами нельзя серьезно иметь дело, что мы сами предпочитаем быть в сущности сектантами, оторванными от полноты вселенского Православия, и не хотим быть соединенными с своей родной многострадальной Церковью во отечестве и с каноническим Православием.
Если это произойдет, и мы в будущем опять захотим вести переговоры с Русской Церковью во Отечестве, то если они вообще захотят с нами разговаривать, разговор будет совсем иной. Никогда больше нам не будет предложено сохранение всей Зарубежной Церкви как совершенно самоуправляемой Церкви. Лучшее, что тогда можно ожидать, это требование от нас безоговорочно влиться в состав Московского Патриархата, которая будет тогда действительно уже полностью управлять нашими церковными делами—назначать и перемещать архиереев и клириков и т.д.
Сейчас у нас есть возможность через подписание «Акта о каноническом общении», в принципиальном плане одобренного Архиерейским Собором в мае с.г., обеспечить будущее дорогой нашей Русской Зарубежной Церкви , именно как самостоятельно управляющейся, и поставить ее на прочный канонический фундамент—что необходимо, так как наше право на совершенно самостоятельное существование, которое только на время было основано на Указе №362 Патриарха Тихона, канонически в нынешней ситуации уже никак не может быть оправдано.
|