Митрополит Филарет (Вознесенский) о Равноапостольных Ольге и Владимире
Сегодня Русская Православная Церковь воспоминает молитвенно Великую княгиню
Ольгу, которая первая на Русской Земле, еще до крещения Руси, приняла христианство. Ее
примеру многие последовали, и уже тогда христианская вера стала распространяться на
Руси. Поэтому Церковь и именует Блаженную Княгиню Ольгу — Равноапостольной. Это
сегодня, а через несколько дней будет память Святого Равноапостольного Князя
Владимира, внука Княгини Ольги, которого Церковь именует Просветителем Руси,
потому что при нем вся Русь обратилась ко Христу — крестилась.
Святой апостол Павел, когда писал к первым христианам, в одном из своих
Посланий, говорил: "Вы сияете, как светила в мире!" В те времена, действительно, жизнь
христиан настолько отличалась от жизни окружавшего их мира, что они сияли как солнце
среди мрака и развращения язычников. У нас на Руси святая княгиня Ольга и святой
равноапостольный князь Владимир на себе показали русскому народу, как крещение и
вера христианская делает человека, действительно, новой тварью.
Из истории мы знаем, что княгиня Ольга, до своего крещения, была мудрая
правительница, но жестокая и беспощадная к врагам. Знаем мы, как она беспощадно
расправлялась со своими политическими противниками, как мстила за убийство своего
мужа князя Игоря. А когда она крестилась, то стала образцом христианских добродетелей
для всех тех, кто ее знал.
То же самое было с ее державным внуком князем Владимиром, который, бесспорно,
был до своего крещения развращенным князем. А когда он крестился, то так переменился,
что благодарный и любящий народ назвал его — "Владимир — Красное солнышко". Ибо
он, действительно, светил народу своему, как солнце, и светил, и согревал его. Светил
светом истинной веры и согревал его более милосердием своим.
Так было когда-то. В древности христиане отличались сильно от того мира, который их окружал. А можно ли о нас это сказать? Что мы, как светила светим миру? Ведь мы видим, что православные люди совершенно, и образом жизни, и по всему сливаются с
окружающим неправославным миром, и трудно бывает узнать, православный это человек
или нет. А раньше сразу было видно по его поведению, что он действительно
православный.
Великий старец оптинский Амвросий, один из величайших праведников Русской
Земли, говорил еще в XIX веке: "Что за времена настали теперь? Раньше человек,
например, покается, получит прощение грехов и дальше по его жизни видно, что не
напрасно каялся, не напрасно он исповедовался, ибо жизнь его уже иная и идет по иному
пути. А теперь, и придет, и грехи расскажет, и как будто покается, а потом все то же самое — никакой перемены!" Если, повторяю, апостол Павел мог говорить христианам, что они,
как светила, сияют в мире, то не подойдут ли нам другие слова Священного Писания,
которые тот же апостол сказал про других, что они "образ имеют благочестия, а силы его
отверглись", т.е., внешне как будто похожи на православных, а, по существу, совсем не
имеют силы духовной, той, которую дает настоящая жизнь по христианской вере. Господь
Иисус Христос, как вы знаете, вероятно, из Евангелия, даже воскликнул: "О, род
неверный и развращенный, доколе Я буду с вами, доколе Я буду терпеть вас?" Не сказал
ли Он это теперь и о нас, которые называются христианами?
Так вот, нужно нам помнить, возлюбленные, когда мы прославляем просветителей
нашей страны и народа — княгиню Ольгу и князя Владимира, — то должны помнить, что
они нам оставили большое духовное богатство, и о том, что как мы с вами пользуемся
этим богатством, мы дадим отчет Господу Богу! Много нам дано, но и говорится, — что
кому много дано — с того много и спросится. Поэтому каждый должен, молясь святым
просветителям Руси, просить, чтобы они научили нас быть такими же стойкими последователями их жизни и вере христианской, какими они были в свое время. Аминь.
|