Интервью «Журналу Московской Патриархии»
митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона,
Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви
От редакции: В преддверии празднования пятилетия подписания Акта о каноническом общении Высокопреосвященнейший Владыка Иларион ответил на вопросы редакции «Журнала Московской Патриархии».
Ваше Высокопреосвященство, воссоединение двух частей Русской Церкви Вы недавно назвали «величайшим благом». Какие плоды воссоединения Вы считаете важным отметить в первую очередь? Что изменилось в жизни Зарубежной Церкви за прошедшие пять лет?
Невольно вспоминаются слова первых тропарей канона на Торжество Православия: «Плещуще с веселием днесь вернии возопиим: коль чудна дела Твоя, Христе, и велика сила, наше ЕДИНОМЫСЛИЕ И СОГЛАСИЕ СОДЕЛАВЫЙ». И еще: «Превелие благодеяние видяще, руками восплещим: РАЗСТОЯЩИЯСЯ уды Христовы, СОВОКУПЛЕНЫ во единство, и Бога похвалим МИР ПОДАВШАГО». Первые плоды – это единомыслие, согласие, мир и радость о совершившемся чуде Божием. Интересно отметить, что первое слово, с которым Господь обратился к Своим последователям, восстав от мертвых, это было «радуйтесь». Вторым словом было «мир вам». Этого благословенного мира и благодатной радости мы и удостоились, по милости Божией, восстановив полноту братского общения внутри нашей дорогой Матери – Поместной Русской Православной Церкви.
Совместное служение Божественной литургии и приобщение Богу – это самый главный плод восстановления единства. За Божественной литургией мы слышим слова: «И даждь нам единеми усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепие имя Твое». Это говорит о том, что за Божественной литургией наши молитвы и мысли должны быть благоговейно сосредоточены на одном. Таковое состояние совершителей богослужения, сослужащих и верующих сильно объединяет его участников. Слава Богу, в этот поток объединяющей и укрепляющей молитвы входят и все чада Русской Православной Церкви.
А результатами всего этого стали взаимопонимание, братское сотрудничество и взаимодействие в добрых делах, которые значительно облегчают наш общий крест спасительного служения Богу и людям.
За прошедшие пять лет архипастыри, клирики и чада нашей Церкви стали активно выходить из той изоляции, в которой они жили в годы разобщения, и делиться со всеми богатейшим наследием, переданным нам нашими отцами, скромно носившими крест изгнанничества в рассеянии и сохранявшими Русскую Церковь за пределами ее канонической территории, возвещая правду о ее страданиях и мучениках. В результате многие не только заинтересовались историей, наследием и миссией Русской Зарубежной Церкви, но и перешли в наши ряды. Мне особенно отрадно было принимать клириков и приходы из различных раскольничьих образований, которые устали от фарисейства, политики, озлобления и противостояния, которые ищут евангельской жизни во Христе и приобщения духу благочестия и святости Русской Православной Церкви.
Какие задачи, связанные с воссоединением Вы считаете еще не решенными и требующими внимания?
Пастырского внимания требуют как те, которые сомневаются в пользе восстановленного единства, но продолжают пребывать в Церкви, что весьма похвально, так и те, которые отвернулись от Церкви, примкнув к раскольникам.
Последних необходимо с любовью и добрым сердцем приобщать истине, красоте и пользе церковного единства. Ведь существует довольно большая разница между ересиархами и расколоучителями и их последователями. Простите, но первые, по гордости и прочим смертным грехам, вряд ли принесут покаяние, отказавшись от своих новых званий, наград и т.д. А вторые просто заблуждаются, не владея правильной информацией или не находя сил, необходимых для преодоления каких-то психологических преград. Вот с этими людьми мы должны работать. А как работать? Слава Богу, и моему недостоинству, и многим клирикам и мирянам канонической Русской Зарубежной Церкви удается на бытовом уровне общаться с людьми, которые не приняли единства Русской Православной Церкви. Евангельский подход к ним, снисхождение, готовность к диалогу и трезвые слова как о радостях нынешней ситуации в Церкви, так и о проблемах будут способствовать сближению.
Что же касается тех, кто остался в недрах Церкви, но сомневается в пользе совершившегося единства, то их становится все меньше и меньше. К ним необходимо так же подходить, как и к отошедшим, но хвалить их за их святоотеческую верность единству Христовой Церкви.
Вообще-то, мы должны всегда помнить, что Церковь – это Богочеловеческий организм. Здесь все призываются к приобщению Богу. Здесь мы можем Его встретить и развить с Ним личные отношения через молитву, посты, таинства и церковную жизнь. Здесь мы также можем встретиться с недостатками, страстями и ошибками человеческими, которые могут оттолкнуть слабых в вере. В любом случае, все будет полностью благополучно только в Церкви Торжествующей, т.е. Небесной, где уже все преодолено. А в Церкви земной мы должны любовью и терпением бороться с нашей падшей человеческой природой, преодолевая зло, гордость и разделения во взаимоотношениях служителей и чад Церкви.
Как Вы понимаете задачи укрепления и развития церковной жизни? Что Вы вкладываете в это понятие?
Для того, чтобы приступить к укреплению и развитию церковной жизни, необходимо сначала организовать служение, управление и проповедь, а затем активизироваться, деятельно совершая «апостольское хождение в народ», по выражению святителя Феофана Затворника. На данном этапе истории мы должны сосредоточиться на просвещении и оцерковлении людей, т.е. приобщении их к богатствам духовной культуры Православия, Церкви и Святой Руси. Правильно поступает Святейший Патриарх, подчеркивая необходимость этой работы, ибо это – вопрос жизни и смерти!
«Оцерковить свою жизнь, – пишет приснопамятный архиепископ Аверкий (Таушев; +1976 г.), предшественник митрополита Лавра по настоятельству в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, – это значит сделать себя живым членом Церкви, сознательно участвующим в общей жизни Церкви, как Тела Христова, как единого цельного духовного организма, и строить свою жизнь в полном согласии с таким сознанием». А расцерковление, конечно, неизбежно ведет к тому, что «соль обуевает» и, по слову Христа Спасителя, становится ни к чему негодной, как только к тому, чтобы выбросить ее на попрание людям (Мф. 5, 13).
Посему мы, служители и миряне Церкви, всем сердцем желая ее укрепления и развития, должны организоваться и активизироваться, добрым словом и примером своей красивой жизни воцерковляя своих ближних, чтобы они получили уготованное благостью Божиею вечное спасение и обогатили духовный опыт народов русского мира.
В прошлом году в Русской Православной Церкви состоялась большая дискуссия о языке богослужения. На каких языках сегодня совершается богослужение в приходах и монастырях Зарубежной Церкви? Какую роль играет церковнославянский язык, и на каких языках проповедуют священники Зарубежной Церкви? Кого из проповедников Вы могли бы особо отметить?
Надо сказать, что в рассеянии очень бережно относятся не только к церковно-славянскому, но и к русскому языку, т.к. многие, находясь вдали от Родины, стремятся к сохранению своих корней, к живой связи с возрождающейся Отечественной Церковью. Мы стараемся и детям прививать любовь к церковно-славянскому и русскому языкам, к богослужению и традициям Русской Православной Церкви. В домах наших верующих, например, родители говорят со своими детьми по-русски, соблюдают русские православные обычаи, а при церквах работают церковно-приходские школы. Поэтому есть приходы, в которых богослужения совершаются только на церковно-славянском языке, а проповедь и вся церковная деятельность ведется на русском. Таковых очень много, конечно, т.к. это имеет огромное воспитательное значение, но многочисленны и те приходы, где существует необходимость совершать богослужения и проповедовать на двух языках – на церковно-славянском и местном. В недрах нашей Церкви существуют и миссионерские общины, где вся жизнь ведется на местном языке. В любом случае, все зависит от обстоятельств и состава монашествующих или прихожан.
Что же касается проповедников, то я никого не собираюсь выделять. Каждый священник, по мере своих сил, старается доносить до людей Слово Божие и вносить свой вклад в дело служения Церкви. Одни хорошо проповедуют с церковных амвонов и на духовных собеседованиях со своими прихожанами, другие умеют утешать и поддерживать своих пасомых, наставляя их на исповеди, третьи собственным примером воодушевляют людей на праведную жизнь.
Ряд епископов и священников Зарубежной Церкви принимают участие в работе комиссий Межсоборного присутствия. Как Вы оцениваете участие представителей Зарубежной Церкви в этой работе?
Радуюсь о том, что в этой важной работе принимают участие представители нашей Церкви. Это свидетельствует о том, что опыт нашего служения в сложных заграничных условиях может оказаться полезным при составлении столь ответственных церковных деяний.
В 2013 году исполняется 400-летие Дома Романовых. Планируются ли какие-либо связанные с этим торжества в Зарубежной Церкви? Как Вы видите связь этой даты с почитанием святых Царственных страстотерпцев?
Русская Зарубежная Церковь совершила канонизацию святых благоверных Царственных страстотерпцев вместе со всеми Новомучениками и Исповедниками Российскими в 1981 г. Верю, что вскоре после этого начались положительные перемены в жизни России именно по молитвам ее мучеников, чья кровь является «семенем Церкви». Посему в наше тяжелое время необходимо, наверное, соединить приближающееся празднование 400-летия Дома Романовых с достойным прославлением подвига и памяти Царственных страстотерпцев, дабы укрепить и обновить силы Церкви и народа.
Думаю, надо воспользоваться этой возможностью, чтобы каждое чадо Русской Православной Церкви лишний раз заинтересовалось своей многоназидательной историей и вдумалось в эти неповторимые личности. Для этого собираюсь предложить Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви совершать поминовение Царственных страстотерпцев на отпустах всех богослужений, совершаемых в следующем году; обязательно отмечать эту дату и подвиг последней Царской Семьи на всех совещаниях духовенства и съездах молодежи, в церковно-приходских школах и специальных мероприятиях, посвященных этой знаменательной дате.
Память о мучениях Царственных страстотерпцев должна пробудить в сердцах всех русских людей то восторженное поклонение, которое удержит их от каких бы то ни было уступок врагам Церкви и Святой Руси, а тем более от измены Православию, мученикам же сплетет венец вечной славы и здесь на земле и в Царствии Небесном перед престолом Божиим.
www.e-vestnik.ru
|