Форт Росс, русское поселение в Калифорнии, отмечает двухсотлетие со дня основания в 2012 году. 25 августа в Форте состоялось торжественное богослужение под открытым небом, в котором приняло участие несколько сотен православных христиан, живущих в Америке, два митрополита, пять архиереев и несколько десятков священнослужителей из разных штатов Америки, из Канады, Австралии, России и Новой Зеландии. В литургии участвовало два хора: один хор пел по-церковнославянски, второй по-английски. За год моей недолгой жизни в США богослужение в честь двухсотлетия Форта Росс было самым большим собранием верующих в одно время и в одном месте.
Кто же они такие – православные в Америке? Условно их можно разделить на две части.
Первая часть – эмигранты (это русские, сербы, греки, румыны…), приехавшие кто сто лет назад, кто двадцать, а кто год назад, а также гости из России, которые в Америке временно по работе. Повсюду слышится смешение русской и английской речи. Немного поодаль от молящихся бегают дети в русских народных костюмах. Представьте, на другом конце света, на берегу Тихого океана – девочки в цветных платках, традиционных блузах и сарафанах, мальчики в вышитых рубашках. Родители явно стараются приобщить своих чад к исторической русской культуре. Между собой дети говорят по-английски быстро и просто, с родителями по-русски, с усилием, что и понятно, ведь США - англоязычная страна, русский язык дети слышат только дома и очень редко за его пределами.
Внешний облик русских эмигрантов в храме отличается от облика верующих в России. Где в московском храме вы увидите женщину в строгом костюме, на каблуках, в украшениях и в шляпе? Много ли мужчин в костюмах и при галстуке? В Америке во время богослужения люди выглядят по большей части именно так, они в храм одевают самое лучшее и нарядное что у них есть. Что-то мне подсказывает, что это дореволюционная традиция – выглядеть в церкви торжественно как на приеме у короля.
Вторая часть православных - люди, которые своей культурной традицией не связаны с этнической группой, в том числе с Россией.
Есть американцы, которые крестились и стали членами Русской Православной Церкви. Они не имеют никакого отношения к русским: они не из эмигрантов, родственников в России у них нет. Они как правило перешли в православие из других вероисповеданий. Они говорят немного или совсем не говорят по-русски, но участвуют в службе, которая идет на церковнославянском языке. В американских православных храмах (практически у всех юрисдикций в Америке), как правило, часть службы или вся служба проводится на английском языке, что помогает англоязычным прихожанам принимать участие в общей молитве. Этих людей с Русской Православной
Церковью связывает не культура, не традиция, а вера Христова. И это для нас очень удивительно, ведь, православие эти люди не получают в наследство от своих предков.
Есть православные, глядя на которых никогда не подумаешь, что они православные: темнокожие, азиатские, мексиканские лица - и эти люди с радостью исповедуют Христа и активно занимаются миссионерством.
В православном христианстве стираются границы национальностей, рас, цвета кожи. Все эти разделяющие факторы не важны. Вспомним слова апостола Павла в послании к Колоссянам: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.» Очень радостно нам, таким разным, быть связанными верой и несмотря ни на что, быть братьями и сестрами во Христе.
Ольга Киселева
Беркли, Калифорния
Фоторепортаж «Лики православной Калифорнии» протоиерея Петра Перекрестова
|