Памяти Архиепископа Алипия
Словесный венок к сороковому дню со дня кончины
Владыка Архиепископ Алипий б. Чикагский и Средне – Американский почил о Господе 15/28 апреля сего 2019 года на первый день Святой Пасхи в 9 часов вечера на 93-м году жизни.
Почивший владыка, в миру Николай Михайлович Гаманович, родился 6/19 декабря 1926 года в Херсонской области в семье кузнеца. При крещении был наречен в честь Святителя Николая Чудотворца, в день памяти которого родился. Несмотря на тяжелую жизнь в советских условиях 1930-х годов, когда кругом насильственно насаждалось безбожие, юный Николай смог познакомиться с духовной жизнью через чтение духовных книг, которые хранились у его деда. Особое впечатление на него произвело чтение житий святых, в частности преподобных отцов подвижников, и уже в те годы у него появилось желание последовать их примеру. В 1941 году в связи с началом войны с Германией их область была оккупирована немецкими войсками, а в декабре 1942 года Николай Гаманович был насильственно вывезен немцами на работу в Германию как т.н. ostarbeiter и помещен в рабочий лагерь. Следующие несколько лет молодому человеку пришлось поскитаться по ряду лагерей, и под конец войны он работал в Берлине на одном из городских кладбищ. Условия работы были достаточно свободными, и Николай имел возможность посещать богослужения в берлинской русской церкви. Там он познакомился с монахами монастыря преподобного Иова Почаевского, эвакуированного незадолго до того из Словакии, и 3 февраля 1945 года, нелегально оставив «остовский» лагерь, присоединился к монастырской братии. Через пять дней братия отбыла из Берлина в Баварию, где оставалась до конца войны. После капитуляции Германии монахи переместились в Женеву, где послушник Николай, занимавшийся иконописью, был пострижен в рясофор 23 сентября 1946 года и наречен Алипием в честь преподобного Алипия иконописца Печерского.
Первого декабря 1946 года инок Алипий в составе св. Иовлевской братии прибыл в Свято- Троицкий монастырь в Джорданвилле. Следующие 28 лет отец Алипий провел подвизаясь в числе монастырской братии на разных послушаниях, главное из которых оказалось в иконописной мастерской под началом известного изографа архимандрита Киприана (Пыжова), бывшего его первым и единственным учителем в этой области. Постриг в мантию архиепископом Виталием (Максименко) последовал в марте 1948 года, а в 1950 и 1954 годах был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха митрополитом Анастасием. В 1966 году возведен в сан игумена.
За эти годы отец Алипий окончил Свято-Троицкую семинарию со степенью бакалавра богословия, а в 1970 году аспирантуру при Норвичском университете со степенью магистра русской филологии с отличием – Summa cum Laude.
Одним из послушаний отца Алипия было и преподавание в Свято-Троицкой семинарии, где он вел ряд предметов. В годы моего обучения (1969-1973) он преподавал церковно-славянский и греческий языки, а также историю русской Церкви. Самым видным вкладом отца Алипия в дело духовного образования был изданный в 1964 году Св. Троицким монастырем учебник церковно-славянской грамматики, который явился первым в своем роде, и до сих пор не имеет себе равных. Уже ряд поколений священнослужителей, как в России, так и за рубежом, учились по этому пособию. В одну из моих многочисленных поездок в Россию, еще в 1990- х годах, я был приятно удивлен, обнаружив этот учебник в продаже в одном из центральных московских книжных магазинов, если не ошибаюсь, в «Академкниге». В начале 2000-х годов этот учебник был переведен на английский язык, что дает возможность изучения церковно-славянского языка и лицам, не владеющим русским языком.
Отец Алипий в те годы также нес послушание монастырского ризничего, при частых монастырских соборных служениях -должность ответственную и многодельную, с которой он прекрасно справлялся благодаря своему исполнительному, педантичному характеру. Кроме того, в течение нескольких лет, он по послушанию окормлял находящийся неподалеку от монастыря вдовствующий Покровский приход в городе Скенектеди, вплоть до назначения постоянного настоятеля. Таким образом Господь дал ему возможность приоб- рести пастырский опыт до его призвания к архиерейскому служению.
Во время «монастырского периода» жизни владыки Алипия его имя неоднократно упоминалось как кандидата к архиерейскому служению, но он постоянно от этого уклонялся. Наконец, в октябре 1974 года, по настоятельной просьбе архиепископа Серафима Чикагского, незадолго до того перенесшего тяжелую болезнь, игумен Алипий был избран на викарную кафедру епископа Кливландского в помощь архиепископу Серафиму. По кончине последнего, в 1987 году епископ Алипий назначается правящим архиереем на Чикагскую и Средне-Американскую кафедру. В 1990 году он возводится в сан архиепископа.
Ко времени его архиерейской хиротонии отец игумен Алипий справедливо считался одним из лучших, если не лучшим иконописцем русского зарубежья. Его высокое мастерство в этой области признавалось повсеместно. Много икон его письма до сих пор украшают православные храмы и жилища православных христиан в северной Америке, принося духовное утешение молящимся перед ними.
В своем слове при наречении во епископа, нарекаемый архимандрит Алипий высказал предположение, что тягота архиерейских обязанностей воспрепятствует ему в дальнейшем заниматься любимым делом иконописания. Однако Богу было угодно, чтобы его искусство не иссякало, и в первые «викарные» годы ему удалось расписать благолепный Храм Преподобного Сергия к Кливленде, и частично храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших в Денвере. До этого, еще до хиротонии, он успел расписать верхние своды Успенского кладбищенского храма в Джорданвилле, которые своим тонким качественным письмом резко отличаются от остальной стенной росписи, которую завершали другие иконописцы. Последней работой владыки Алипия по монументальной живописи был Покровский Кафедральный Собор в Чикаго, роспись которого он завершил в начале 2002 года.
Основные архипастырские труды владыки Алипия в Чикаго свелись к перемещению кафедрального прихода из опасного района города в более подходящий, куда прихожане не боялись приходить на богослужения и в вечернюю пору. В 1990 году в безопасном жилом районе был приобретен участок в полтора гектара с домом, на котором под руководством владыки был построен благолепный храм с поместительным залом при нем. Владыка поселился в доме при храме и оставался там почти четверть века до своей кончины.
В 2002 году Господь послал Владыке тяжелое испытание. Подвижной и энергичный в свои 76 лет, владыка не гнушался и физического труда, возделывая в церковном дворе обширный огород, и лично проводя посильный ремонт на территории храма. За этим делом его можно было увидеть и на крыше храма, и в других неожиданных местах. 18 апреля 2002 года, готовясь к празднику Пасхи, владыка решил привести церковный двор в порядок и подрезать ветки шелковицы, нависшие над проездом вокруг храма. В ходе этой работы владыка упал на асфальт с четырехметровой высоты с переломом позвоночника. В результате этой травмы владыка остался калекой до конца жизни, передвигаясь главным образом на инвалидной коляске, а иногда и с т.н. «ходунком». В таком состоянии он пробыл еще 18 лет.
Крест болезни владыка нес терпеливо и благодушно, не жалуясь окружающим на судьбу. Не имея возможности самостоятельно совершать богослужения, он, постоянно бывая в храме, принимал молитвенное участие в жизни соборного прихода, часто причащался в алтаре и также часто проповедовал. Мы были рады тому, что несмотря на немощи, этот вид пастырского служения был ему еще доступен, и он мог его полноценно выполнять, что также его морально поддерживало, т.к. он чувствовал, что своим словом приносит пользу окружающим. Это очень облегчало трудовую нагрузку нам, соборным священникам, за что мы были владыке очень благодарны. Говорил владыка всегда очень просто, но глубоко, и народ любил его слушать. Это продолжалось до тех пор, пока владыка не стал слепнуть, и не мог больше читать и писать. Примерно года за три до кончины владыка мне сказал, что ввиду потери зрения он больше не может готовиться к проповеди, и чтобы мы впредь эту пастырскую обязанность полностью приняли на себя.
Уже в своем немощном состоянии владыка нам оказывал поддержку еще и в духовном отношении. Неоднократно к нам обращались несчастные, одержимые люди с просьбой о так называемой «отчитке», т.е. изгнании нечистой силы. Далеко не каждый священник дерзает совершать это чинопоследование. Мы, чикагские иереи, в этом также не исключение. Что делать в таком случае? Мы обращались к владыке Алипию с просьбой совершать этот чин. И он телесно немощный, но духовно сильный, соглашался: сколько-то дней пребывал в молитве и посте, и совершал просимый чин.
Владыка был живым уроком всем окружающим, и учил не столько словами, сколько личным примером. Он отличался воздержанностью во всем житейском обиходе. Живя в огромном городе, где все виды личного комфорта легко доступны, и «как-бы не греховны», жилище владыки мало чем отличалось от его келии в Св. Троицком монастыре: та же простота и скромность во всем, ничего лишнего. Трудолюбие владыки также было назидательно. Прикованный к инвалидной коляске владыка, пока был в силах, стремился еще хоть сколько -то потрудиться в своей любимой области – иконописи. Из-за понесенной травмы он не мог долго сидеть в кресле, не больше часа, и очень сетовал на то, что из-за болей ему приходилось ложиться в постель на отдых, а за это время у него высыхали свеже разведенные краски, и каждый раз приходилось возобновлять работу как бы сначала. Подводя итог сказанному, вспомним о том жизненном примере, который почивший Владыка являл всем окружающим: 1) Скромность и строгость к себе; 2) Мягкость и снисходительность к окружающим; 3) Терпеливое, безропотное несение посланных Богом испытаний; 4) Трудолюбие; 5) Постоянное молитвенное делание. За все эти и многие иные личные качества Владыка Алипий был любим и уважаем всеми окружавшими его. Вечная ему память.
Последняя болезнь и кончина Архиепископа Алипия. На протяжении последнего Великого Поста владыка стал заметно слабеть и несколько раз попадал в больницу. Там определили, что он перенес несколько микроинсультов, из-за чего у него была заметно повреждена речь, и временами наблюдалось помутнение сознания. Тем не менее он продолжал регулярно присутствовать в храме на богослужениях. На литургиях его коляску ввозили в алтарь, где он в малом облачении у престола причащался Святых Таин. Нередко он просил его исповедовать, и я могу свидетельствовать о его сознательной покаянной настроенности, несмотря на затрудненную речь. Последний раз владыка причащался в алтаре на литургии Похвалы Пресвятой Богородицы. Через несколько дней ему диагностировали воспаление легких, и он стал медленно угасать. После Царских Часов в Великую Пятницу был прочитан канон на исход души. Некоторые присутствовавшие при этом высказали предположение, что Господь сподобит владыку блаженной кончины и призовет его на первый день Пасхи, что на деле и совершилось. Бог сподобил его принять Святые Тайны еще два раза. Священник Леонтий Найдзионс причастил его во время литургии в Великую Субботу и также во время литургии в Пасхальную ночь. Владыка отошел ко Господу, Которому верно служил в течение семидесяти четырех лет, отошел безболезненно, не постыдно и мирно, без какой либо агонии в девять часов вечера на первый день Святой Пасхи.
Отпевание архиепископа Алипия было совершено в Покровском Кафедральном Соборе в Светлый Вторник после вечерни, по Пасхальному чину священнического отпевания, с апостольскими и евангельскими чтениями положенными для подобного случая. Служение возглавил Высокопреосвященный Петр, правящий Архиепископ Чикагский и Средне-Американский в сослужении румынского митрополита Николая, сербского епископа Лонгина, епископа Павла Православной Церкви в Америке и епископа Николая Манхэттенского с сонмом епархиального духовенства. Большим утешением пастве явилось зачитанное в конце отпевания письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, из далекой отчизны тепло и по-отечески выразившего соболезнование осиротевшей чикагской пастве и отметившего заслуги владыки Алипия перед Богом и Церковью. Погребение архиепископа Алипия состоялось в Светлую Пятницу 3го мая в Свято Троицком монастыре в Джорданвилле на братском кладбище за алтарем монастырского храма.
Ключарь Покровского Кафедрального Собора в Чикаго
протоиерей Андрей Папков
|