В 1941 году Конгресс США принял закон, согласно которому в четвертый четверг ноября в стране должен праздноваться День благодарения. Подготовку к празднику духовенство и прихожане Нью-Йоркского 1-го благочиния начали задолго до этого дня. О реализации благотворительного проекта «Пищевой банк» в свете решений XIII Всезарубежного молодежного съезда рассказывает зам. председателя Синодального молодежного отдела протоиерей АНДРЕЙ СОММЕР.
Воплощая в жизнь решения XIII Всезарубежного съезда, который прошел минувшим летом в Сан-Франциско, в преддверии Дня благодарения Синодальный молодежный отдел достиг договоренности с пищевым банком города собрать и передать туда баночные консервы для неимущих и бездомных жителей города Нью-Йорка. По благословению митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона приходы Нью-Йоркского благочиния и присоединившаяся к ним молодежь Николаевского Патриаршего собора в течение октября – в начале ноября собирала продукты длительного пользования, которые будут розданы в День благодарения нуждающимся. К приходам Большого Нью-Йорка присоединились приходы Русской Зарубежной Церкви из Лос-Анджелеса. Координацию работы вел Синодальный молодежный отдел и настоятели приходов Нью-Йоркского благочиния.
В организации и реализации пилотного проекта «Пищевой банк» молодежи помог опыт, приобретенный на съезде. А принятая на форуме резолюция рекомендовала епархиальным управлениям, благочиниям и приходам активнее привлекать участников съезда к своей деятельности в сфере социального служения и благотворительности в разных направлениях.
«Банки с консервами забрал специальный грузовик из пищевого банка, - рассказывает зам. председателя Синодального молодежного отдела протоиерей Андрей Соммер. – Всего, включая труды православной молодежи и прихожан храмов Нью-Йоркского благочиния, Преображенского собора в Калифорнии, мы собрали 1.890 фунтов еды, которых хватит для того, чтобы накормить 1.609 человек. В День благодарения эти продукты получат посетители пищевого банка и благоторительных кухонь. И это не только представители неблагополучного населения мегаполиса, но и русские, которые попадают в категорию бездомных и малоимущих Нью-Йорка».
День благодарения изначально был праздником выражения благодарности и признательности Богу, а также семье и друзьям за материальное благосостояние и возможность свободно исповедовать свою веру. В традиционном смысле такой праздник на исходе осени означал благодарение Богу за богатый урожай и за изобилие плодов. С тех пор в США, Канаде и Австралии этот праздник – отмечается он в разное время - в значительной степени утратил свои религиозные корни и стал гражданским и общенародным.
Своими корнями этот праздник уходит вглубь американской истории, к первым переселенцам из Англии, прибывшим к берегам Америки в 1620 году. После тяжелого плавания по штормовому океану морозным ноябрьским днем они высадились в нынешнем штате Массачусетс.
Более половины из примерно сотни прибывших не смогли пережить суровую зиму и погибли от холода, голода и болезней. Выжившие основали Плимутскую колонию и весной с помощью местных индейцев, которые научили их, какие культуры и каким образом выращивать на этой негостеприимной каменистой почве, приступили к обработке земли. Неожиданно богатый урожай стал наградой за их усилия. Первый губернатор колонистов предложил провести день принесения благодарности Господу. На праздник осенью 1621 года отцы-пилигримы пригласили вождя и 90 индейцев того племени, которое помогло им выжить в незнакомых условиях. Эта трапеза, разделенная с индейцами, и стала первым празднованием Дня благодарения.
По старинной традиции, а с 1941 года на общенациональном уровне, несколько поколений одной семьи собираются на праздничный обед и произносят слова благодарения за все то хорошее, что произошло в их жизни за прошедший год. Многие блюда Дня благодарения стали не только традицией, но и символами праздника: фаршированная индейка с клюквенным соусом и большой сладкий тыквенный пирог.
«С годами понятие Дня благодарения потеряло свое историческое значение, - продолжает отец Андрей. - Приехавшие с исторической родины эмигранты искренне благодарили Бога за то, что в то время, когда верующие в России преследовались, они обрели место, где могли свободно исповедовать православную веру и свободно свидетельствовать о Христе. Мои дедушки и бабушки праздновали этот день как все американцы. И у каждого из них было что-то особое, конкретное, за что каждый год они были благодарны Богу. Многое за эти годы изменилось, неизменным осталось наше благодарение Богу».
В День благодарения после Божественной литургии в православных храмах США служится благодарственный молебен. Последование этого молебного пения есть в православном Требнике. К сожалению, сами прихожане не часто заказывают этот молебен. Чаще просят, а молитвенно благодарят в храме - единицы.
«Благодарить Бога нам надо не только на словах, но и нашими делами, - говорит о. Андрей. - Об этом даже указано в Требнике - в чинопоследования Благодарственного молебна: «благодарение сотворите: да не како неблагодарни о благодеяний его еже к нам явившеся, якоже он ленивый и не благодарный раб талант благодеяния Господа своего в земли сокрывый». То есть Господь дал каждому из нас таланты и ожидает умножения их. А в том, чтобы делиться нашими талантами и ценностями с другими и выражается наша Ему благодарность».
День благодарения стал “красным днем календаря” только в трех странах мира. В США его празднуют выходцы из православных Греции, России, Украины, Белоруссии, Сербии, Болгарии, Румынии, Ливана, Сирии, Египта и других стран, вне зависимости от вероисповедания. Многие в России очень скоро переняли американский Хэллоуин, а теперь из года в год, как бы призывая не праздновать “шабаш”, снова и снова рассказывают о нем в СМИ. А о благочестивом Дне благодарения российские средства массовой информации молчат. Впрочем, вне зависимости от общецерковной или государстванной политики день или время благодарения может установить для себя и приход, и семья, и воскресная школа. Может быть, без индюшки и тыквенного пирога, но со своей трапезой, со своими приношениями бедным и нуждающимся. А самое главное – со словами благодарности Христу Спасителю. И чем больше слов благодарности будет возноситься Господу в разных концах России, тем крепче и ярче будет наша связь со Христом.
«Преступно было бы, если бы мы, наслаждаясь благодеяниями Божиими, не стали бы помнить о Его благодати, поскольку эта память приносит нам великую пользу. Ведь не Ему что-либо нужно от нас, но нам все дано от Него, - писал святитель Иоанн Златоуст. - Наша благодарность ничего Богу не прибавляет, зато нас приближает к Нему. Если мы, вспоминая о благодеянии людей, загораемся к ним большей любовью, то тем более, непрестанно вспоминая о благодеяниях к нам Господа, будем усердны к заповедям Его».
«Один из спонсоров XIII Всезарубежного молодежного съезда - Попечительский Фонд о нуждах Русской Зарубежной Церкви, установил, в качестве противодействия коммерческому празднованию Дня благодарения, День щедрости и милосердия», - рассказывает отец Андрей.
В этом году верующие Нью-Йорка впервые воплотили в жизнь один из проработанных на Всезарубежном съезде проектов и надеются, что к следующему Дню благодарения география благотворительности расширится и найдет воплощение в разных епархиях Русской Зарубежной Церкви. И не только в Америке.
Беседовала Марина Добровольская
|