31 мая, в неделю святых отцов семи Вселенских Соборов, русская православная община в городе Ворнамбул (Австралия) отметила свой престольный праздник и 10-летний юбилей храма, переданного РПЦЗ англиканской общиной. О жизни православных приходов Австралии, ситуации в христианских инославных общинах, взаимоотношениях между православными и инославными – беседа с благочинным штата Виктория, окормляющим приход в Ворнамбуле, протоиереем Михаилом Протопоповым.
– Отец Михаил, можно ли переход бывшего англиканского храма в Ворнамбуле в собственность русской православной общины назвать единичным подобным случаем?
– Нет, нельзя. В русской православной диаспоре, а также у сербов, греков, румын, болгар и других православных практика приобретения и использования опустевших неправославных храмов и превращение их в функционирующие приходы Православной Церкви была весьма распространена в XX столетии.
Почти все наши русские православные приходы в Австралии были основаны при оставленных католиками или англиканами церквях. Поначалу это происходило потому, что русские православные общины не имели материальной и финансовой возможности строить свои собственные церкви. В городах Аделаида, Перт и Брисбен русские православные приходы были сформированы при опустевших англиканских церквях. То же произошло и в Тасмании. В Сиднее первый русский православный храм был переделанной домашней церковью, но некоторые из других сиднейских приходов использовали церковные здания, первоначально принадлежавшие инославным.
– А как общины неправославных христиан воспринимали прибывающую русскую православную диаспору?
– Англикане очень много помогали русским православным, прибывшим в Австралию в 1920-х годах. В начале 1920-х и в течение всего XX столетия многие влиятельные англиканские священники были активными антикоммунистами, и, таким образом, были всегда точки соприкосновения между РПЦЗ и местными христианскими общинами.
Сегодня мы не имеем никаких серьезных связей ни с англиканами, ни с католиками, потому что они слишком далеко ушли от того, что так или иначе объединяло нас в прошлом. Так что мы сейчас в основном общаемся с ними по вопросам приобретения их храмов, от которых они сами отказываются.
В 1920-х годах англикане создавали новую «Книгу общей молитвы», содержание которой во многом было близко Православию. Митрополит Антоний (Храповицкий) даже говорил, что, если бы англикане приняли новую «Книгу общей молитвы», тогда различие между православными и англиканами было бы минимальным, и, возможно, они могли даже быть признаны как равные нам. К сожалению, они не приняли новую «Книгу общей молитвы», и поэтому единство между нами так никогда и не было достигнуто.
– Как православная община получила храм в Ворнамбуле?
– Русская православная миссия в Ворнамбуле начинала свою деятельность, арендуя опустевший католический храм. Через год местная англиканская епархия предложила нам свой храм. Представители англиканской епархий решили, что им больше невыгодно поддерживать этот храм в виду значительного снижения числа прихожан. Причиной оттока от Церкви активных прихожан у англикан стало введение разных современных новшеств, вроде женского духовенства и подобных. После некоторых переговоров представители англиканской епархии с радостью отдали храм нам.
– Духовный кризис инославных христиан, приведший к закрытию англиканских и католических церквей, проявился в основном в провинции, или подобное происходит и в больших городах?
– Конечно, подобное происходит не только в сельских районах, но имеет место и в больших городах. Наш собор Покрова Пресвятой Богородицы в Мельбурне некогда был процветающим пресвитерианским собором и, по сути, тоже перешел к РПЦЗ из-за того, что лишился своих прихожан.
Продажа церковной собственности в больших масштабах – признак того неоспоримого факта, что австралийское общество живет сейчас, можно сказать, в постхристианскую эпоху. Все больше людей теряют связь с Богом, утрачивают свое религиозное сознание и духовность. 50 лет назад австралийское общество было намного более религиозным. Чада Католической Церкви начали активно отступать от веры со времени II Ватиканского Собора 1962 года.
Число прихожан Англиканской Церкви начало резко снижаться после того, как появилось допущение гомосексуалистов в духовенство, были признаны однополые браки, женское духовенство и даже женский епископат.
Закрытие англиканских, протестантских и католических храмов в сельских населенных пунктах и городах по всей Австралии происходит также вследствие того, что они испытывают огромный недостаток в священниках, монашествующих и семинаристах.
Особенно сильно отходят от веры католики. Те люди, которые были когда-то преданы своей вере, те люди, которые основывали эти храмы, сейчас ушли далеко от Католической Церкви, и вполне возможно, что их дети росли, вообще не зная христианства. Так что среди их молодежи сейчас едва ли можно найти кого-нибудь, кто пошел бы учиться в семинарию или думал бы о поступлении в монашество. Без серьезной семинарии и монашества Католическую Церковь вряд ли может ожидать светлое будущее.
Очень печально, что католические и англиканские церкви оставляются и просто продаются. У нас в храме в Ворнамбуле сохранились красивые старинные витражи, на которых есть надписи в память об основателях этого храма, и антикварная мебель, на которой тоже написаны имена первых прихожан, о вере которых теперь забывают их собственные дети. А мы, православные русские, помним этих прихожан и основателей церкви, поскольку они являются для нас «основателями святаго храма сего».
– По сравнению со столь печальным положением в Католической, Англиканской и Протестантской Церквах в Австралии, как выглядит ситуация в Православной Церкви?
– Православные Церкви в Австралии постоянно активно росли в течение всего XX века. Сейчас в Австралии 500 тысяч прихожан Константинопольского Патриархата – это самая крупная Православная Церковь здесь. Русская община насчитывает 200 тысяч человек, из которых 150 тысяч – православные прихожане. Постоянно росло и растет число прихожан других Православных Церквей: сербов, арабов, румын, болгар, македонцев и т.д.
– В наше время инославные христианские Церкви принялись за модернизацию церковной политики, литургики, миссионерской работы, церковной практики, при этом говорится об охлаждении к вере католиков, протестантов, англикан. Православная же Церковь отличается своим традиционализмом, и все больше людей приходит в ее храмы. Выходит, сама статистика свидетельствует о том, что радикальная модернизация церковной жизни наименее всего нужна, а, возможно, и вредна.
– Люди ценят в Православной Церкви постоянство; они видят духовность, они понимают, что мы не изменяем нашим правилам и традициям, а скорее изменяется индивидуально каждое отдельное чадо святой Церкви, чтобы жить по христианским заповедям. Это очень положительное качество Православной Церкви. Людям нравится традиционализм, они любят сохранять то, во что верят, и они расценивают традицию как очень важный аспект религии.
Православная Церковь становится весьма популярной, поскольку другие христианские Церкви теряют людей. А теряют людей они потому, что на высшем, официальном, уровне потеряли духовность. Многие инославные христианские Церкви потеряли свою идентичность, они не имеют теперь никакого богословия. Все, что они имеют теперь, – это некий вид социального обеспечения, гуманитарный общественный клуб.
– А в РПЦЗ были случаи продажи своей церковной собственности?
– Когда была основана Австралийско-Новозеландская епархия РПЦЗ, то были построены маленькие временные церкви. Позже появились более основательные церковные здания. Но даже те маленькие временные домовые храмы никогда нами не продавались и не закрывались. Их не раз ремонтировали, заново благоукрашали, так что они действуют до сего дня.
Например, церковь святого Владимира – первая русская православная церковь в Сиднее – была когда-то скромной домовой церковью, но теперь, спустя много лет и после проведенной реконструкции, это прекрасный храм, который гордится своими куполами, золотыми крестами и великолепно украшенным интерьером.
Мы, православные русские, глубоко почитаем святость храма Божиего и неприкосновенность церкви. Как мне кажется, к моему сожалению, в Англиканской Церкви все меньше и меньше людей понимает это. Сейчас инославные продают свои храмы даже под ночные клубы, рестораны, бары и другие неприличные светские заведения. В Мельбурне есть дорогой ресторан под названием «Часовня на Часовне» (Chapel on Chapel). И это действительно бывшая англиканская часовня, которая располагается на улице Часовни (Chapel Street) в пригороде South Yarra. Были случаи, когда англикане, католики или протестанты превращали свои прекрасные старинные каменные соборы в жилые дома и квартиры и даже театры.
Беседовал Симеон Бойков
|