Речь протоиерея Петра Перекрестова на выпускном акте Свято-Троицкой Духовной Семинарии
(28 мая 2023 года)
«ВЕЧНО ДРЕВНЯЯ, ВСЕГДА НОВАЯ»
Речь на выпускном акте
по случаю окончания 75-го учебного года
Свято-Троицкой духовной семинарии
75 лет тому назад один выдающийся человек, настоящий монах, духовный лидер, человек с четким в?дением и необыкновенным смирением, архиепископ Виталий (Максименко), основал Свято-Троицкую духовную семинарию. Он носил в своем сердце не только Евангелие Христово, но и духовное наследие, полученное им от предшественников и духовных наставников, в особенности – преподобного Иова Почаевского и Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого). Владыка Виталий был, с одной стороны, приверженцем старинного, неизменяемого уклада, а с другой – носителем в?дения и смысла церковной жизни в новой стране, в новых условиях. Он приуготовлял пастырей и паству к тому, чтобы они могли встретить ранее невиданные вызовы, стоя на твердом фундаменте веры Христовой, держась неизменяемых принципов духовной жизни и духовного руководства в меняющемся мире.
Архиепископу Виталию были совершенно чужды такие примитивные жизненные побуждения, как стремление к популярности, выгоде, личному влиянию и власти, церковной карьере. Он был человеком долга, с полным пренебрежением относился к своим личным нуждам; он был прямым в обращении, крайне доступным, имел мужество, твердость и настоящую заботу о нуждах Церкви, – не только духовных, но и жизненно-материальных. Протопресвитер Михаил Помазанский вспоминает: «Свято-Троицкий монастырь. Ночной удар малого церковного колокола, и Владыка зимой по снегу первый прокладывает тропу на общую утреннюю молитву в храме и полунощницу; а после повечерия почти последним он выйдет из храма. Вот Владыка у себя в кельи: вы проходите мимо нее, дверь открыта, он сидит за столом и работает; вы можете видеть обстановку в комнате: стол, стул, божничка, комод для вещей, несомненно – почти пустой, постель. Это – все. – Пришла почта, книга в подарок: тут же книга отправляется с надписью: В библиотеку монастыря… Владыка делает ежедневый обход, где братья совершают послушания: приветствует добрым словом, поруководит, подбодрит. Общий сбор картофеля осенью: Владыка с лукошком тоже выходит на поле среди братий. – Владыка обычно уезжает к воскресенью в Нью-Йорк для совершения богослужений: в руке его тяжелый чемодан, который ему не легко будет нести на железнодорожных нью-йоркских переходах – это братия передает овощи и другие продукты для питания служащих при епархиальном доме. – Уезжая, иной раз скажет: если нужно, пользуйтесь для ночлега моею постелью…».
Это – великий архиепископ Виталий, и таково его богословие: богословие любви, богословие сердца – богословие преданности, служения, ревностности, тихого подвижничества и самоотречения… Вот человек, который посеял первые семена нашей Свято-Троицкой семинарии.
Свято-Троицкая семинария первоначально была основана для того, чтобы прибывшее из раздираемой войной Европы монашеское братство преподобного Иова Почаевского смогло получить систематическое богословское образование. По сей день семинаристы Свято-Троицкой семинарии носят, как и первые монахи-студенты, монашеские пояса. Это не просто традиция, но символ духовной преемственности и послушания – идти и учить народы, окормлять, поддерживать, служить, созидать Тело Христово, быть верными. Архиепископ Виталий смог – своей верой, примером и молитвами, – создать настоящее братство, настоящую духовную семью, которой он передал лучшее, что знал, чему научился, и что видел, как на родине, так и в мире православных изгнанников. Уникальный жизненный опыт каждого члена этой монастырско-семинарской семьи, опыт страданий – не растворялся, а обогащал и углублял внутренние скрепы общины, подобно тому, как мозаика складывается из разных по цвету и форме частей, составляя единое и прекрасное целое. Семинария стала не столько официальным учебным заведением, сколько школой пастырской подготовки, школой молитвы и богослужения, которая давала реальный опыт православной жизни, учила, помимо всего прочего, смирению, терпению, трудолюбию.
Свято-Троицкая семинария начала расти и развиваться именно на таком основании, на таких принципах, формируя и воспитывая новое поколение духовенства и церковных работников для Русской Православной Церкви заграницей. Каждый из «старых» представителей монашества, и каждый из «старых» преподавателей семинарии – будем их называть нашими отцами-основателями – привнес духовное наследие прежнего православного мира, а все вместе создали на новой земле, в Джорданвилле, то, что архимандрит Константин (Зайцев) назовет «островком исторической России» – исторической, а не советской России. Той, которая в своем лучшем воплощении действительно была Святой Русью, которая привлекала всех, кто к ней прикасался, своей красотой, духовным благородством и великодушием. Архиепископ Виталий привнес почаевский миссионерский дух; игумен Филимон (Никитин) – молитвенную силу старого Валаама; архимандрит Константин (Зайцев) – интеллектуальную глубину университетов Петербургского и Гейдельберского; профессор Иван Михайлович Концевич – опыт оптинского старчества; архимандрит Киприан (Пыжов) – черты высокой петербургской культуры, архиепископ Аверкий (Таушев) – святоотеческую фронему, полученную от святителя Серафима Богучарского и архиепископа Феофана Полтавского; профессор Иван Михайлович Андреевский – дух верности и стояния соловецких Новомучеников и исповедников; протопресвитер Михаил Помазанский – традиции многовекового потомственного священства и исторической Киевской духовной академии… Иеромонах Иоанникий так вспоминал свои первые дни в Джорданвилле: «Я поступил в очень дружную, сплоченную духовную семью… Меня, обращенного в православие американца, нужно было привить к мощному духовному организму, живой ветвью которого был этот островок. Меня окружили лаской и заботой сердечные люди, сами много пострадавшие и потерпевшие».
Можно было бы спокойно и без усилия составить много томов «Несвятых святых» о подвижниках Русской Зарубежной Церкви, и, в частности, монастыря и семинарии в Джорданвилле, но временные ограничения не позволяют это сделать на нынешнем собрании. Достаточно напомнить, что когда наш приснопамятный митрополит Лавр (Шкурла), получивший монашеское воспитание у архиепископа Виталия и богословское образование в Свято-Троицкой семинарии, в середине 80-х годов встретился в Греции с преподобным старцем Порфирием Кавсокаливитом, последний знал о Джорданвилле все!
О чем бы хотелось напомнить, и к чему призвать священнослужителей и верующих Русской Зарубежной Церкви, в том числе и сегодняшних выпускников и студентов, в день выпускного акта Свято-Троицкой духовной семинарии? Что сейчас самое необходимое для нас, членов ныне вековой Зарубежной Церкви? Несколько лет тому назад я был во Франции, и один пожилой православный епископ на покое поделился со мной такими мыслями: «Одним из признаков Церкви является то, что она вечно древняя и в то же время всегда новая». Если Церковь только древняя, то она становится застывшим памятником прошлого, реликвией. А если только новая – церковью обновленчества и модернизма, без корней и настоящей идентичности. Мы, члены Церкви, призваны строить на фундаменте прошлого, но одновременно двигаться вперед, искать ответы, находить нужные слова и решения, использовать новые ресурсы и новые подходы, сохраняя при этом дух и достоинство наших отцов-основателей. Будем же помнить наше духовное наследие, наших отцов-основателей и наших духовных героев. Чтобы помнить, нужно знать. Есть два способа это делать, особенно новому поколению новообращенных и людей в Церкви. Первый – знакомиться с биографиями и трудами наших отцов-основателей, искать свидетельства и воспоминаниями о них. Бòльшая часть таких материалов на русском языке пока разрознены, не собраны, не систематизированы и мало известны. Кроме того, необходимо перевести и издать эти материалы для тех, кто русский не знает, Словом, тут нам предстоит проделать большой объем работы. Второе. Нужно быть внимательными и чуткими к старшему поколению священнослужителей, особенно к тем, кого мы можем назвать живыми связными с прошлым, тем, кто лично знал отцов-основателей, был ими воспитан, стал их преемником. Благо, такие люди еще есть в нашей среде. Наши взоры не должны быть направлены на громогласных и всезнающих блогеров и так называемых инфлюенсеров, не следует поддаваться и моде делать все так, «как делают в Москве». У нас есть своя тихая, но сильная и глубокая, культурная, вдумчивая, благородная, богобоязенная и осмысленная школа молитвенной жизни, богослужений, общинности. Задавайте вопросы, обращайте внимание на мелочи, не торопитесь вносить изменения, сохраняйте то, что имеем – наше духовное и богослужебное сокровище. Наш собор в Сан-Франциско посещало немало представителей духовенства из России. Их больше всего впечатляли не голоса диаконов, не концертное хоровое пение, не красивые облачения – всего этого в России предостаточно. Они были впечатлены и тронуты доступностью наших архиереев, братским теплом нашего духовенства, тем, как мы уже более века сохраняем в неправославной среде 1000-летнее богослужебное и духовное наследие русского православия. Их потрясла сила благодати, исходящей от нетленных мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. И их до слез тронули наши американцы, новообращенцы в православие.
Будем же хранить традиционный дух Русской Зарубежной Церкви, нашу богослужебную практику, наше пастырское внимание к каждому человеку, будем хранить даже наш традиционный внешний вид – с бородами и длинными волосами. Не лучше ли внешне быть похожими на св. праведного Иоанна Кронштадтского, на протопресвитеров Михаила Помазанского и Василия Бощановского, нежели на фитнес-тренеров, моделей с обложек журнала GQ и бизнесменов, играющих в гольф? Не стесняйтесь носить подрясники, особенно когда путешествуете – у вас будут самые замечательные встречи, люди больше узнают о православии, благодаря вашему внешнему свидетельству и вы сможете преподать им Божие благословение. Для нас и для будущих поколений наши отцы-основатели не просто великие усопшие – они по сей день наши постоянные спутники и наставники. Мы вспоминаем их дорогие имена не только из благодарности, но и для того, чтобы не забыть то, чему они нас учили, то, что они нам завещали. Всякий раз, когда у нас возникают трудные вопросы, когда мы находимся на распутье, мы можем себя спросить: «Как бы митрополит Лавр или митрополит Иларион разрешил эту пастырскую ситуацию? Как бы о. Михаил Помазанский (по известным нам его статьям) изложил эту мысль в полемической статье? Как совершается служба в Джорданвилле, или в Синодальном и Сан-Францисском соборах? Как себя держит и служит и наш нынешний Первоиерарх, митрополит Николай? Как бы архимандрит Киприан переделал роспись в храме? И мы всегда получим ответ.
В 1882 году русский историк, профессор Василий Осипович Ключевский, в своей известной речи по случаю 500-летия преставления преподобного Сергия Радонежского, отметил – несмотря на то, что сей святой умер, его дух, спустя 500 лет, – жив: «как теплота ощущается долго после того, как погаснет ее источник». Или как великая река, которая приводит в действие турбины, давая энергию для новых свершений. В заключение я хотел бы перефразировать этого великого историка: будем знать, любить и чтить наших отцов-основателей, и наши отцы-основатели будут любить нас, и продолжат нас направлять.
Протоиерей Петр Перекрестов
28 мая 2023 г.
Свято-Троицкая духовная семинария
Джорданвилл (штат Нью-Йорк)
|