Протоиерей Серафим Ган:
«Восстановление единства внутри Русской Православной Церкви не было “легализацией раскола”, а взаимным прощением и примирением».
В связи с распространением некорректных заявлений в СМИ в адрес Русской Зарубежной Церкви, появившимися в последнее время, «Православная жизнь» опубликовала официальный комментарий протоиерея Серафима Ган, управляющего делами канцелярии Архиерейского Синода, секретаря Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.
Молитвенно сопереживая Украинской Православной Церкви, мы братски лобызаем исповеднический подвиг Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины, архипастырей, духовенства и верных чад канонической Украинской Православной Церкви, всеми Поместными Православными Церквами признанной, кроме той, которая вступила в общение с раскольниками и самосвятами, а вчера– кощунственно отпевала кремированные останки полицейской собаки на своем приходе в Детройте (Мичиган, США).
Мы, находясь в далеких США, усердно молимся, надеемся на милость Божию и готовимся к празднику Курско-Коренной иконы Преблагословенной Богородицы «Знамение» (27 ноября/10 декабря). Это – одна из древнейших икон Русской Православной Церкви. Молясь перед этой святыней вместе со своими родителями, будущий преподобный Серафим получил исцеление. Эта икона была одной из нескольких святынь, у которых молился знаменитый Кутузов перед Бородинским сражением. Святитель Иоанн (Максимович), великий архипастырь, молитвенник и чудотворец русского рассеяния, скончался, держа в руках этот чудотворный образ. Эту икону пытались уничтожить революционеры, подложив под нее бомбу, но несмотря на то, что весь храм, в котором она пребывала, претерпел значительные повреждения, сам чудотворный образ остался целым и невредимым, даже стекло на киоте не разбилось. В 1920 году Курско-Коренная икона окончательно покинула пределы Руси. В течение всех этих десятилетий она почитается как Одигитрия, т.е. Путеводительница, русского рассеяния. В дни праздника будет заседать Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви в расширенном составе.
Вспоминаю, как в 2009 году перед первым за все эти годы принесением Курской иконы на свою Родину, необходимо было протереть икону, провести кое-какие специальные работы и составить подробное описание чудотворного образа. Для этого нужно было аккуратно снять старинный оклад. Мне было интересно – сохранилась ли эта трещина, о которой свидетельствует летописец XIII века, о том, что икона, которую рассекли татары, чудесным образом срослась, когда священник сложил две части одной иконы вместе, но посередине все же осталась трещина, свидетельствующая о том, что икона была расколота. И вот, все немногочисленные участники этого дела увидели вот этот «шрам» на иконе, сохранившийся с тех времен.
Некоторые считают, что в XIII веке было явлено пророческое знамение о том, что произойдет трагическое разделение в Русской Православной Церкви и Божия Матерь соединит воедино, казалось бы, несоединимое. И вот, как две части Курско-Коренной иконы чудесным образом соединились в руках священника, так и две части единой, временно разделенной по политическим обстоятельствам, Русской Православной Церкви – Отечественной и заграничной – соединились в начале XXIвека в руках приснопамятных Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Лавра.
В наше время некоторые принимают на себя смелость сравнивать Русскую Зарубежную Церковь с так называемыми «филаретовцами» и «самосвятами». В отличие от Филарета Денисенко, основоположники Русской Зарубежной Церкви не были осуждены общецерковным судом, лишены священного сана или преданы анафеме. Напротив, Акт о каноническом общении, утвержденный обоими Синодами единой Русской Церкви и подписанный вышеупомянутыми Первосвятителями, гласит: «Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви», указывая на признание Отечественной Церковью исторического пути и каноничности Русской Зарубежной Церкви, созданной на основании указа святителя Тихона, Патриарха-Исповедника, за № 362 от 1920 года. Это определение Священного Синода во главе со святителем Тихоном явилось категорическим требованием соборного управления теми епархиями и частями Церкви, которые оказались бы оторванными от своего центрального органа.
Интересно отметить, что даже после вынужденного издания Патриаршего указа об упразднении Высшего Церковного Управления за границей (ВЦУз) от 5 мая 1922 года, святитель-исповедник Тихон, заключенный под стражу, продолжал поддерживать контакт с зарубежными архипастырями. Об этом свидетельствует история создания Харбинской епархии Русской Зарубежной Церкви. В том-же году архиепископ Оренбургский Мефодий (Герасимов), оказавшийся в Китае, послал святителю Тихону свой доклад о необходимости учредить новую епархию в составе Русской Зарубежной Церкви, воспользовавшись случаем отъезда из Харбина в Москву вполне надежного и преданного православного русского человека. В целях конспирации, ввиду происходивших обысков при въезде на территорию СССР пассажиров из Харбина, доклад был написан от руки мельчайшим почерком одним из харбинских регентов, обладавшим в совершенстве таким искусством, на небольшом клочке бумаги, который был затем зашит в подошву сапога отъезжавшего. От Святейшего Патриарха Тихона была получена архиепископом Мефодием в ответ телеграмма, содержащая одно слово «благословляю». Поэтому, в приказе по Китайской Восточной железной дороге, сообщившем о создании новой епархии, нет ссылки на указ ВЦУ за границей о назначении архиепископа Мефодия на Харбинскую кафедру, а говорится о благословении на это Святейшего Патриарха Тихона.
За два дня до издания указа от 5 мая 1922 состоялся разговор Патриарха Тихона с американцем Колтоном, представителем ИМКИ. На его просьбу о назначении в США митрополита Платона святитель Тихон ответил, что может дать лишь рекомендацию, которую следует сообщить епископам-беженцам, управляющим заграничными делами. Итак, если бы вышеупомянутый указ соответствовал желанию святителя Тихона и состоявшего при нем Священного Синода, то этот разговор носил бы совершенно другой характер.
12 сентября 1926 года митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх, направил следующий ответ на просьбу заграничных архиереев быть судьей в деле митрополита Евлогия (Георгиевского): «Дорогие мои Святители, Вы просите меня быть судьей в деле, которого я совершенно не знаю. Не знаю, из кого состоит ваш Синод и Собор и какие их полномочия. Не знаю я и предмета разногласий между Синодом и митрополитом Евлогием. Ясно, что судьей между вами я быть не могу. Ваше письмо дает мне повод поставить общий вопрос: может ли вообще Московская Патриархия быть руководительницей церковной жизни православных эмигрантов, когда между нами фактически нет отношений? Мне думается, польза самого церковного дела требует, чтобы вы общим согласием создали для себя центральный орган церковного управления, достаточно авторитетный, чтобы разрешать все недоразумения и всякое непослушание, не прибегая к нашей поддержке, всегда найдутся основания заподозрить подлинность наших распоряжений или объяснить их недостаточной осведомленностью: одни будут их признавать, другие – нет, например митрополит Евлогий, как вы пишете, ссылается на указ Святейшего Патриарха от 1922 года, а вы – на указ 1920 года».
Из вышеизложенного видно, что гонимая Церковь считала необходимым сохранение Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.
Поместные Православные Церкви никогда не признавали Филарета Денисенко, его последовавтелей и самосвятов. Более того, на недавнем Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви было отмечено, что «Константинопольским Патриархатом принято канонически необоснованное решение реабилитировать и признать за епископов двух вожаков раскольнических групп на Украине – Филарета Денисенко и Макария Малетича».
А в 20-х годах минувшего столетия русским епископам-беженцам с их клиром и изгнанной паствой Сербская Православная Церковь широко раскрыла свои двери. Здесь Святейший Патриарх Димитрий оказал им теплое гостеприимство, предоставив русским православным общинам, их иерархам и духовенству самую широкую автономию, получившую полную поддержку правительства Югославии. Его преемник Святейший Патриарх Варнава, обращаясь к русским беженцам с проповедью, сказал: «Среди вас находится великий иерарх Высокопреосвященнейший митрополит Антоний(Храповицкий), который является украшением Вселенской Православной Церкви. Это высокий ум, который подобен первым иерархам Церкви Христовой в начале христианства».
Помню, как в начале 90-х годов Патриарх Сербский Павел, великий подвижник нашего времени, при посещении Радосте-Скорбященского кафедрального собора в Сан-Франциско, поклонившись гробнице святителя Иоанна (Максимовича), тогда еще не прославленного Русской Зарубежной Церковью, пропел после заупокойной литии общий тропарь святителю, а его преемника архиепископа Антония (Медведева), со слезами встречавшего Сербского Первосвятителя, назвал «великим молитвенником».
Честно говоря, от авторитетных представителей Поместных Православных Цервквей мне никогда не приходилось слышать подобного рода слов в адрес Филарета, его последователей или самосвятов.
Благодаря деятельности митрополита Анастасия (Грибановского), второго по счету Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, удалось сохранить достояние Матери-Церкви на Святой Земле и восстановить епископат Иерусалимского Патриархата. Последнее – общеизвестный факт. Кстати, клирики Духовной миссии Русской Зарубежной Церкви в Иерусалиме всегда служили на антиминсах, освященных и подписанных Патриархами Иерусалимскими, а архипастыри, клирики и миряне нашей Церкви имели благословение причащаться у Живоносного Гроба Господня и других святынь, чего не могут сказать ни филаретовцы, ни самосвяты.
Можно привести много других примеров и свидетельств, о которых подробно писали священнослужители и историки и которые доказывают, что восстановление единства внутри Русской Православной Церкви, произошедшее в 2007 году, ни в коей мере не явилось «легализацией раскола», а стало, скорее всего, взаимным признанием друг друга, примирением внутри Русской Православной Церкви и возообновлением полноты братского общения в ней. Да, при этом было покаяние со стороны клириков, в годы разобщения перешедших из одной юрисдикции в другую без отпускной грамоты. Они направили покаянные письма своим бывшим правящим архиереям, получили прощение своих архипастырей и были признаны в священном сане.
Короче говоря, в преодолении этого многолетнего разделения произошло то, о чем писал в своей статье «Соединение Церквей в свете истории» А.В. Карташев: «Две благодатно живые части Церкви вновь внешне и видимо соединились, очевидно невидимо, за время их ссоры, не переставая быть соединенными в лоне Духа Святого, Животворящего Церковь. Это не «уния» и не «присоединение», но примирение».
В эти дни, которые ведут нас к празднованию Курско-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», почитая этот древний чудотворный образ, мы обращаемся к Изображенной на нем и молимся Ей, именуя Ее «необоримой стеной», т.е. защитой нашей, и «источником чудес». Вокруг канонической Украинской Православной Церкви, всех нас и во всем мире мы продолжаем испытывать вражду, всякого рода разделения и противостояния, поэтому нам нужна молитвенная помощь Матери Божией, чтобы Она не переставала воздевать преподобные Свои руки, как Она изображена на иконе «Знамение», молясь о Блаженнейшем митрополите Онуфрии, архипастырях, пастырях, всех нас и о всем мире, чтобы мы сохраняли мир, святоотеческое благоразумие, церковное трезвомыслие и спокойствие. Аминь.
pravlife.org
|