САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: 4 августа 2002
Отношения Русской Православной Церкви и властей в 20-30-е годы
На официальном сайте Русской Православной Церкви Московского Патриархата (http://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr207196.htm) опубликован отчет о семинаре по отношениям Русской Православной Церкви и власти в 20-30-е годы, тесно касающийся вопроса взаимоотношения между РПЦ Московской Патриархии и Русской Православной Церкви заграницей. Семинар был организован Синодальной Богословской комиссией и ОВЦС МП и прошел 27 мая 2002 г. Протокол конференции утвержден Синодом РПЦ МП 18 июля 2002 г.
К сожалению, данная богословская конференция, касаясь вопроса взаимоотношения РПЦ Московской Патриархии и Русской Православной Церкви заграницей, не рассмотрела и не учла следующие важные мысли, которые всегда были главными и определяющими для Русской Православной Церкви заграницей в ее отношении к РПЦ Московской Патриархии.
1. Митрополит Сергий не был Первоиерархом Русской Церкви, но имел лишь полномочия от Первоиерарха митрополита Петра Крутицкого по ведению текущих дел. Сам Первоиерарх митрополит Петр вместе с двумя другими местоблюстителями опротестовал некоторые действия митр. Сергия, в том числе и создание Синода Московской Патриархии. Разорвавшие общение с митр. Сергием оставались в общении с митр. Петром, таким образом, они отделялись не от всей Русской Церкви, а лишь от той Ее части, которая допустила погрешения канонического и нравственного характера.
2. Синод Московской Патриархии, образованный не Собором всей Русской Церкви и даже не указом Первоиерарха Русской Церкви митрополита Петра Крутицкого, а решением одного митр. Сергия, не имевшего учредительных прав, является высшей церковной властью лишь над теми епархиями, приходами и общинами, которые находятся в его ведении, но не над всей Русской Православной Церковью, включающей в себя и Зарубежную Церковь. Приходы Русской Православной Церкви заграницей в России и приходы ИПЦ не нарушают каноническую территорию Русской Православной Церкви, поскольку сами принадлежат к другой части Поместной Русской Церкви и в своем каноническом положении следуют многим Новомученикам и Исповедникам Российским.
3. Русской Православной Церкви заграницей обличала митр. Сергия и Московскую Патриархию не за стремление наладить отношения с государством, а за согласие на порабощение Церкви со стороны власти и за требование поддерживать власть по совести. События 1927 года повлекли за собой передачу власти в Церкви безбожникам, главная цель которых – искоренение веры. Этим был нарушен один из основных принципов Церкви – Ее Богодарованная свобода от враждебных Ей сил.
4. Русская Православная Церковь заграницей и отделившиеся от митр. Сергия отвергали не сам принцип перемещения епископов, а тот факт, что эти перемещения осуществлялись по указанию богоборцев в их интересах.
5. Решения и воззвания Соборов Русской Православной Церкви заграницей, направленные против коммунизма, были не политическими выступлениями, а выступлениями по основополагающим религиозным и духовно-нравственным вопросам. Для Православной Церкви богоборческий коммунизм – это антихристианство, а не пустая политика.
6. Взаимоотношения Русской Православной Церкви заграницей с властями Германии и прочих стран всегда строились на основе свободы и независимости Русской Православной Церкви заграницей от этих властей, в отличие от порабощенного положения руководства РПЦ МП со стороны советской власти.
7. Русская Православная Церковь заграницей оказалась в некотором роде обособленной от Поместных Церквей единственно по причине усилий в этом направлении со стороны советской власти и понуждаемого ею руководства РПЦ МП, поэтому упреки в обособленности Русской Православной Церкви заграницей от Поместных Церквей должны по справедливости обращаться на советскую власть и исполнителей ее воли.
Из пункта 4 семинара ОВЦС: "Прещения, наложенные митрополитом Сергием, не носили характера церковно-судебных приговоров, а являлись предсудебными решениями, действующими в соответствии с канонами до производства суда, что и было подтверждено последующей канонизацией некоторых из подвергнутых прещениям (в том числе некоторых из так называемых “непоминающих”)."
Прекрасные слова! Другими словами прещения митр. Сергия на иерархов ИПЦ и Русской Православной Церкви заграницей не были прещениями правильными, всецерковно признанными. Можно даже сказать, что их просто не было.
Из пункта 15 семинара ОВЦС: "опасения, связанные с тем, что митрополит Сергий и его преемники на Московской Первосвятительской кафедре в чем-то погрешили против правды Христовой, не могут быть развеяны посредством чисто исторических или канонических аргументов. Речь идет о суде христианской совести, но этот суд призваны осуществлять все христиане — как “зарубежные”, так и “отечественные”."
Тоже прекрасные слова! Это же признание, что опровергнуть обвинения в адрес митр. Сергия невозможно! Можно лишь говорить о силе обвинений или о снисхождении.
В конце документа, однако, шаг назад. В последней фразе слова: "воссоединения зарубежных церковных общин с Церковью-Матерью"
Но ведь в Братском Послании Синода МП говорится, что чада Русской Православной Церкви заграницей уже есть чада Матери-Церкви, то есть что Матерь-Церковь – это не только РПЦ МП, но вся Русская Церковь, то есть и Русская Православная Церковь заграницей и ИПЦ.
Диакон Николай Савченко
|