«Пою Богу моему дондеже есмь»
(Концерт духовной музыки Архиерейского Радосте-Скорбященского кафедрального собора в Сан-Франциско)
Церковное пение – это особое направление в музыкальном искусстве. Связанное с богослужебными текстами, оно усвоило себе особый, неповторимый колорит, вобрало всю глубину православного вероучения.
Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о церковном пении, пишет, что ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная Божественная песнь.
В России до переворота 1917 года существовала древняя традиция церковных песнопений и множество школ, отличающихся друг от друга, как-то Московская школа, Петербургская, Валаамская, Киевская и другие, со своими песнопениями и распевами. К большому сожалению, эта традиция, как и многие другие была почти совсем утрачена в большевистское лихолетье, и в России сейчас идет мощное движение и огромная работа по восстановлению этого драгоценнейшего наследия.
У нас же на Западном побережье Америки эти традиции бережно сохранены и переданы новым поколениям благодаря таким самоотверженным музыкантам, одним из которых являлся Михаил Сергеевич Константинов, управлявший Архиерейским хором кафедрального собора в Сан-Франциско с 1953 года до 1979 года. Об этом мастере – талантливом певце, дирижере и композиторе прекрасно рассказал в своем интервью нашей газете (от 3 марта 2012 года) его ученик и преемник Владимир Вадимович Красовский. Он же был организатором концерта Архиерейского хора кафедрального собора 11 марта 2012 года в католическом храме Star of the Sea, посвященного 30-летию кончины М. С. Константинова. Этот первый за последние 10 лет концерт стал большим событием в жизни русской диаспоры Калифорнии и собрал около 500 слушателей, среди которых были прихожане разных православных приходов Сан-Франциско, представители многих организаций, американские слушатели и просто любители церковного пения. Концерт почтил своим присутствием Генеральный консул Российской Федерации в Сан-Франциско В. Н. Винокуров с супругой.
Концерт по традиции открылся торжественной встречей Его Преосвященства, Преосвященнейшего Феодосия, епископа Сиэтлийского с сонмом духовенства пением «От Восток солнца до запад» затем протодиаконское провозглашение “Испола эти Деспота”, молитва. Сразу после встречи выступил с кратким приветственным словом настоятель этого католического храма, в котором он выразил радость о возобновлении наших духовных концертов. Далее солист хора Виктор Колласо поблагодарил администрацию храма Star of the Sea, за любезное предоставление помещения, а потом кратко рассказал о жизни и творчестве М.С. Константинова. Он помянул также и покойных певцов, которые отошли ко Господу со времени прошлого концерта. В конце своего слова, согласно установленной дореволюционной традиции, он попросил всех воздержатьса от каких-либо аплодисментов вплоть до конца каждого отделения, дабы не нарушить настроения концерта.
Программа была очень удачно составлена из песнопений Всенощного бдения, из Божественной литургии. Второе отделение представило песнопения Праздничного и Великопостного кругов и завершилось песнопениями из чина Венчания. Все из творчества М.С. Константинова
Концерт начался с воодушевленными возгласами соборного протодиакона Николая Триантафиллидиса, между которыми хор исполнил величественное песнопение из чина великого освящения храма “Кто есть Царь Славы” – Михаила Константинова, который был написан композитором специально к 50-летию основания соборного прихода и к великому освящению собора. Следует отметить, что вдохновенные возгласы о. Николая в ходе всего концерта очень связывали исполняемые песнопения с пребыванием в храме на богослужениях. А дирижировал хором его ученик Владимир Красовский. Преемственность традиций в храме это огромная заслуга регента, в этом есть богатство и развитие церковного пения Русской Православной Церкви. Прекрасно выступил с хором солист Виктор Колласо, исполнив Киевский распев «Разбойника благоразумного», украсив концерт и показав яркий, выразительный голос певца. Другой вариант “Разбойника благоразумного”, который также исполняется в соборе в Великий Четверг, зрители услышали в исполнении детского трио – Лариса Красовская, Светлана Красовская, Анастасия Данич.
Был еще один момент во время второго отделения. Исполнение «Милость мира» на духовных концертах не принято и даже, можно сказать, запрещено, т.к. во время литургии в этот момент совершается Святейшее Таинство пресуществления Святых Даров. Как только хор начал петь, совершенно неожиданно встал Преосвященный Владыка Феодосий, подтверждая этим особенность и святость богослужебного момента. За ним сразу поднялось все духовенство, затем и весь зал… Духовное ощущение в тот момент было неописуемым
Редакция только после концерта узнала, что было получено от правящего Владыки архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Кирилла особое, в виде исключения, благословение на это.
Помимо вышеупомянутых песнопений прозвучали еще: Знаменного распева – Догматик (глас 2), Воскресный прокимен на вечерни, Воскресный тропарь «Днесь спасение», Стихира на литии (гл. 1) на Вознесение, Светилен на Преображение; Греческого распева – Богородице Дево, Тропарь на Троицу, О Тебе радуется; Хвалите Имя Господне – Афонского напева; Херувимская песнь – «на Радуйся»; Достойно есть - распев «царя Федора»; Тропарь на Рождество Христово; Псалом 127 из чина Венчания и Тропари «Исайя ликуй», «Святии Мученицы» и «Слава Тебе Христе Боже» тоже из чина Венчания.
Выступление хора поражало великолепным звучанием, его прекрасной ансамблевой слаженностью, красотой и естественностью звучания голосов. Безупречной интонацией и исполнительской увлеченностью он покорил слушателей.
Надеемся, возобновлена прекрасная традиция концертов духовной музыки во время Великого поста, когда православные песнопения не только услаждают наш слух, но и наполняют душу радостью молитвы и очищения. Они возвышают мысль над всем земным, примиряют с самим собой и ближними, уменьшают наши немощи, облегчают скорби, согревают сердце небесною любовью. Секрет этой музыки не только в высоком мастерстве исполнителей, но и в самой церковной музыке, которая открывает даже для непросвещенного Истиной Христовой слушателя глубину и духовное богатство православного вероучения.
В храме, где проходил концерт было видно много американцев, которые пришли на концерт. Думается, что и для них это было не просто музыкальное выступление, но они смогли прочувствовать то главное, что отличает исполнение Архиерейского хора кафедрального собора – его молитвенность и благоговение.
Выступление хора, среди которого было очень много молодежи, показало, какой потенциал есть в нем, сколько творческих сил сокрыто пока в области вокала, хорового исполнительского мастерства. За годы существования хора сменилось множество поколений в его составе, но не изменяется та духовная настроенность, то молитвенное настроение, которые являются отличительными чертами этого хора.
После громких и длительных аплодисментов в конце, сам регент объявил, что хор исполнит “Отче наш” Кедрова в музыкальном толковании покойного Михаила Сергеевича Константинова. Опять воцарилась тишина и слушатели снова погрузились в духовную сферу созерцания, а, может быть, даже молитву… Было видно на глазах многих слушателей слезы благодарности.
Слушательские оценки выступлению хора были самые восторженные, всей русской Калифорнии был сделан настоящий подарок. Пожелаем же хору кафедрального собора, его регенту Владимиру Красовскому и дальше сохранять богатейшие традиции истинно русского пения, не опускать планку, поднятую на такую высоту, чтобы своим искусством радовать как прихожан, так и слушателей. Нести и дальше миссию Православия по американской земле, сея семена веры, любви и добра.
Г. Артамонова для «Русской жизни»
|