Что имеем, не храним, потерявши,плачем.
В связи с возможным предстоящим закрытием для посетителей крепости Росс на тихоокеанском побережье Калифорнии, много было написано и сказано о культурном и историческом значении этого самого южного Российского поселения на северо-американском континенте в девятнадцатом столетии. Действительно, поселение Росс было и остаётся символом Российского присутствия на западном побережье Северной Америки и сыграло ключевую роль в истории освоения Россией Аляски и тихоокеанского побережья Орегона и северной Калифорнии. Однако, для православного человека история поселения Росс в первую очередь тесно связана с историй распространения Православия в той стране, которая для нас, живущих в Соединённых Штатах, стала вторым домом.
Поселение Росс было основано русскими православными промысловиками и коренными жителями Аляски, просвещёнными светом Христовой веры трудами валаамских миссионеров, среди которых был преподобный Герман, чью память мы празднуем 25-го декабря по гражданскому календарю. О трудах святых миссионеров и Божием благословении на них до нашего времени свидетельствуют около 90 православных приходов на Аляске и двадцать тысяч прихожан—почти все из коренных народностей штата.
Преподобный Герман никогда не бывал в поселение Росс, но в нём бывали его духовные дети, которые ласково называли преподобного «апа», то есть «дедушка». Байдарки с охотниками отправлялись из Аляски на юг по тихоокеанскому побережью Канады, Орегона, и даже до Калифорнии. В одной из таких байдарок в 1815 году к поселению Росс подплывал святой мученик Пётр Алеут.[1] У нас нет прямых сведений о том, что Пётр бывал в поселении, но было бы невероятно, чтобы байдарочная экпедиция Русско-Американской Компании не останавливалась в принадлежавщем Компании поселении, рядом с которым эта экспедиция охотилась, и недалеко от которого члены экспедиции были схвачены испанскими солдатами.[2] В иконографии святого Петра есть даже изображение мученика на фоне крепости Росс.[3] Местом мученичества и захоронения святого Петра Алеута по некоторым указаниям является Миссия Долорес в Сан Франциско,[4] но один из его спутников, которому удалось спастись, вернулся в поселение Росс, а оттуда—обратно на Аляску, и рассказал о случившемся.[5]
Поселение Росс строилось в первую очередь как продовольственная база для российско-аляскинских промысловиков, но всего через несколько лет после его основания, колонисты решили за свой счёт построить часовню, которая к 1825-му году была выстроена и освящена в честь Святителя Николая Чудотворца.[6] В часовне никогда не было постоянного священника, и службы мирянским чином совершались самими колонистами, которые, несмотря на все трудности жизни имели желание и находили время для совместной молитвы. Со временем рядом с поселением появилось православное кладбище, где и в наши дни продолжает звучать молитва о мирном упокоении первых православных калифорнийцев.
В 1836-м году о. Иоанн Вениаминов, будущий Святитель Московский Иннокентий, провёл в поселение Росс три месяца, наблюдая за жизнью колонистов и отмечая дух истинной христианской любви и взаимопомощи среди живших там россиян, аляскинцев и местных индейцев-кашайа, часть которых к тому времени приняла православную веру.[7] О. Иоанн не только совершал богослужения во время своего пребывания в поселении Росс, но совершил также и чин освящения воды в ручье Росс[8] рядом с поселением.
В 1841-м году Русско-Американская Компания оставила поселение Росс и продала находившееся в нём имущество. На некоторое время прервалась живая связь Росса с Россией, но не прервалась живая связь Православия в Америке с Русской Православной Церковью. Даже наш Российский Патриарх-исповедник Тихон (Беллавин) был гражданином Соединённых Штатов—он принял американское гражданство будучи Архиепископом Нью-Йоркским и Северо-Американским (1901-1907). Путешествуя между Сан Франциско и Аляской, Святитель не раз проплывал мимо поселения Росс, а в 1905-м году будуший Российский Патриарх посетил Росс и совершил панихиду по его основателям.[9] Именно во время служения Святителя Тихона на Американской земле поселение Росс в 1903-м году было выкуплено из частной собственности и в 1906-м году передано штату Калифорния как памятник истории. И хотя в том же году землетрясение сильно повредило строения, но уже к 1916-му году поселение было восстановлено, а с 1925-го в часовне ежегодно совершаются Божественные Литургии.[10]
Втечение нескольких десятилетий русские православные иерархи, духовенство, русские православные люди, живущие в Соединённых Штатах, и перешедшие в православную веру американцы предпринимают паломничества к поселению Росс, чтобы совершить Божественную службу и помолиться на могилах первых русских православных калифорнийцев. Среди иерархов, молившихся в деревянной часовне исторического поселения были и наши приснопамятные миротворцы, Святейший Патриарх Алексий II и Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр.
Можно надеяться, что памятник национальной истории С.Ш.А. поселение Росс переживёт бюджетный кризис штата Калифорния, вновь будет восстановлен американцами, которые уже не раз это делали, и открыт для посетителей. Но поселение Росс—это не только памятник «их» истории, но и нашего духовного наследия. Поэтому и мы должны внести свой посильный вклад в дело сохранения памятника и памяти о святых мучениках, преподобных, святителях и праведниках, чьими молитвами и трудами святая православная вера укреплялась и распостранялась в Северной Америке.
[1] Собственно алеутом по национальности Пётр не был, но нам он известен имеено как Алеут, потому что русские промысловики, из чьих сообщений мы и знаем о святом Петре, плохо разбирались в этнографических тонкостях населения Аляски.
[2] Подробнее см. доклад на имя Императора Александра I в Dmytryshyn, Basil, et al. The Russian-American Colonies, To Siberia and Russian America: Three Centuries of Russian Eastward Expansion. Portland: Oregon Historical Society Press, 1989. 3:332-4.
[3] Образ святого мученика Петра Алеута работы Ины Хекер (Ina Hecker).
[4] См. напр. Tikhmenv, Petr. A History of the Russian-American Company. Trans. R. A. Pierce and A. S. Donnelly. Seattle: University of Washington Press, 1978, стр. 138. Также Duncan, Alexis. “The Glorification of St. John of San Francisco.” The Orthodox Christian Page. 04 December 2009 <http://www.ocf.org/OrthodoxPage/news/St.John.3.html>. По другим данным святой Пётр был замучен в иезуитской миссии Святого же Петра (San Pedro) в южной Калифорнии—см. доклад на имя Императора Александра I в Dmytryshyn, Basil, et al. The Russian-American Colonies, To Siberia and Russian America: Three Centuries of Russian Eastward Expansion. Portland: Oregon Historical Society Press, 1989, т. 3 стр. 332-4.
[5] См. докладную записку управляющего Русско-американскими колониями Семёна Ивановича Ивановского от 15-го февраля 1820 г. в Pierce, Richard A., ed. The Russian Orthodox Religious Mission in America, 1794-1837: with Materials Concerning the Life and Works of the Monk German, and Ethnographic Notes by the Hieromonk Gedeon. Kingston, Ontario: Limestone, 1978, стр. 177.
[6] Watrous, Stephen. “Outpost of an Empire: Russian Expansion to America.” Fort Ross State Historic Park. Sonoma County Historical Society. 04 December 2009 <http://www.fortrossstatepark.org/Russian%20American%20Company.htm>. Сейчас в Православной Церкве в Америке эта часовня известна как Holy Trinity Chapel.
[7] См. Вениаминов, Иоанн, прот. «Состояние Православной Церкви в Российской Америке». Журнал министерства народного просвещения. СПб: Императорская академия наук 5 (1840): 17-44.
[8] Амер.—Fort Ross Creek.
[9] Петров, Виктор. Форт Росс и его культурное наследие. Лос Анжелес: Издание Общества Друзей Форта Росс, 1977, стр. 30.
[10] Из-за пожара в 1970-м году поселение было закрыто на реставрацию до 1974-го года.
|