ы начали радостный и святой Рождественский пост. Пост начинается 28-го ноября, за сорок дней до рождества по плоти нашего Господа и Спаса Иисуса Христа, и заканчивается собственно в день празднования Рождества 7-го января по гражданскому календарю. Как еврейский народ сорок лет скитался по пустыни, прежде чем вошёл в Землю Обетованную, также и Святая Церковь ведёт нас через сорокодневную пустыню поста, прежде чем мы войдём в Божие обетование открывшееся нам в Рождестве. Для евреев скитание по пустыне было неоходимо для того, чтобы сбросить с себя оковы рабства—телесные, умственные и духовные. Целое поколение людей рождённых и выросших в рабстве должно было умереть, прежде чем тем, кто уже не помнили рабства или были рождены свободными, было позволено войти «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх. 3:8). Также и мы должны сбросить с себя оковы рабства грехам и страстям—рабства телесного, умственного и духовного. Мы должны перестать быть рабами греха и стать друзьями Христа через исполнение Его заповедей (Ин. 15:14).
У поста есть несколько важных и взаимозависимых аспектов. Первое, о чём многие задумываются, это ограничения в количестве и качестве пищи. Рождественский пост не так строг, как некоторые другие посты—рыба разрешается во все субботы и воскресенья, кроме последней недели перед Рождеством (2 и 3-го января),1 и в церковные праздники: Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4-го декабря) и Отдание Введения (8-го декабря), Курской Коренной иконы Богородицы (10-го декабря), Саввы Освященного (18-го декабря), Зачатие Пресвятой Богородицы (22-го декабря) и преподобного Германа Аляскинского и мученика Петра Алеута (25-го декабря).
Почему мы соблюдаем пост в пище? Потому что мы—целостные существа. Христос не пришёл спасти только наши души, но всё наше естество: душу, тело, ум, дух, волю—и столько ещё «частей», сколько кому угодно будет насчитать. Он вполне принял на Себя наше человечество и «всего человека исцелил» (Ин. 7:23). В богоданном порядке наш дух должен устремлять нас к Богу, душа должна находить вдохновение в устремлении духа, а тело должно быть питаемо деланием воли Отца (Ин. 4:34; ср. Мф. 4:4). Грех искажает богоустановленный порядок, и тело наше питается тленным и становится рабом сластей, душа находит вдохновение в вещах телесных, а дух наш уже более не жаждет Бога, но устремляется вслед за страстями души.
Святая Церковь даёт нам время поста для того, чтобы помочь исцелить и восстановить нашу повреждённую природу. Спортсмен не получает приза, прежде чем не будет терпеливо упражняться в дисциплине и «воздерживании от всего» (1 Кор. 9:25). И если мы хотим получить «венец нетленный» (там же), то и мы должны положить наше начало в воздержании—начиная от вещей материальный и, восстанавливая богоустановленный порядок, достигая даже до вещей духовных. Если мы не сможем усмирить свой желудок, как можем мы надеяться усмирить свой язык и мысли, как можем мы взяться за борьбу со страстями? Мы должны приучить свои телеса к дисциплине, потому что без этого основания мы не сможем построить стен храма души своей. И как любое основание ценно не само в себе, но в том, что на нём построено, смысл подчинения тела заключается в том, чтобы освободить из-под его подчинения душу.
В этом году Рождественский пост начался на следующий день после американского Дня Благодарения. Я знаю, что у некоторых главным блюдом в этот день была не индейка и не тыквенный пирог, а люди, которых они за столом раздирали на куски и пожирали своими сплетнями, пересудами и злыми разговорами за спиной. Какая им польза от поста, если они продолжают пожирать людей? Какая им польза от того, что они не вкушают мяса, если язык их рубит всё вокруг, как топор мясника?
Царь и Порок Давид говорит: «Воздержи язык свой от зла» (Пс. 33:13), и «Восхвалю Господа на всякое время, всегда хвала Его во устах моих» (1, 2). Если мы хотим, чтобы наш пост стал чем-то большим, нежели просто диетой для похудания, то мы должны следовать словам Пророка. Мы должны научиться сдерживать свой язык и уберегать мысли через общение с Богом. Во всякое время, но особенно во дни поста мы должны «трезвиться и бодрствовать», потому что противник наш диавол «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Но в Господе нашем и Спасителе Иисусе Христе мы имеем надёжную защиту от всякого противника.
Бегите ко Христу в молитве, но блюдите, чтобы молитва ваша не была бы как «медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). С усердием внимайте каждому слову молитвы, чтобы слова эти стали не просто чужими словами, которые вы повторяете, но вашими собственными словами, исходящими из всего сердца вашего, всей души вашей и всего помышления вашего (ср. Мф. 22:37).
Бегите ко Христу в чтении Евангелия, но блюдите, чтобы чтение это не стало бы пустым времяпровождением, смысл которого забыт, как только захлопнута книга. Просите Пресвятую Богородицу помочь вам сохранять все слова Евангелия и хранить их в сердце (ср. Лк. 2:19, 51), славя Бога за Его богатую милость к нам.
Бегите ко Христу в чтении житий Его святых, но смотрите, чтобы ваша жизнь тоже следовала бы тем путём, которым до вас прошли святые мужья и жены. Мы не увлекаемся житийной литературой за её художественное достоинство и не относимся к ней, как к какому-то чтиву перед сном. Жития святых—это живой пример того, что значит быть христианином, любить Бога и любить ближнего.
Важнее всего, бегите ко Христу в причащении Его Телу и Крови, но приступайте к Нему в смирении и покаянии, чтобы после куска не вошёл бы в вас сатана, как он вошёл в Иуду (Ин. 13:27).
Да благословит всемилостивый Бог это время нашего поста. Да приимет Он наши немощные человеческие труды и Своей божественной благодатью, «немощныя врачующей и оскудевающия восполняющей»,2 да исправит жизнь нашу к деланию заповедей Своих. Да освятит Бог наши души, «телеса очистит, помышления исправит, мысли очисит»,3 чтобы и мы со ангельскими соборами и ликами мучеников4 прославили Святую Троицу.
Аминь.
1 Все даты указаны по гражданскому календарю.
2 Из молитвы на рукоположение священнослужителя.
3 Из молитвы на «Иже на всякое время».
4 Из Молитвы на Рождество Христово сыном духовным.
|