Святитель ИОАНН (Максимович; + 1966 г.)
"Церковь Христова не оскудеет"
(Слово в день апостола Матфия)
Святой апостол Матфий во время земной жизни Христовой был в числе не двенадцати, а семидесяти апостолов.
То было уже после Вознесения Господа на небо. Во время молитвенного собрания, на котором присутствовало около ста двадцати человек, святой апостол Петр обратил внимание собравшихся на то, что из лика апостольского отпал Иуда Искариотский, сделавшийся предателем, и напомнил слова 108 псалма, где Дух Святый устами псалмопевца Давида говорит о нечестивце, что: «епископство его да приимет ин», т.е. должность его да получит другой. Во исполнение слов псалма апостол Петр предложил избрать двоих, коих представить пред лице Господне, и на кого укажет Господь, включить в число двенадцати. Были избраны Матфий и Иосиф, называвшийся иначе Варсавой, и когда Господь через жребий указал на Матфия, он был включен в число двенадцати.
Так пополнился лик двенадцати апостолов Христовых, и Матфий уже после Вознесения Господня на небо восприял равную с остальными апостолами благодать и власть, также, как и они, проповедовал, исцелял больных, творил чудеса и пострадал за Христа.
Глубоко назидательно для нас указанное событие. Оно учит нас, что Церковь Христова никогда не оскудеет и не останется без потребных ей служителей.
«Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей» (Мф. XVI, 18), сказал Христос.
Церковь есть духовный союз всех содержащих истинную веру, возглавленный Самим Христом и имеющий целью духовное совершенствование ее членов.
Земная половина Церкви, подготовляя своих чад к переходу их в небесную, нуждается в пастырях и иных служителях для выполнения своей цели. Необорима она вратами ада, неистощима ея благодать и никогда не лишится она ей потребного.
Велика милость Божия быть призванным в число их, но не все кто удостаивается ея бывают ея достойны и многие званные не оказываются избранными. Не один лишь Иуда отпал от лика апостольского. Из числа первых семи диаконов, поставленных апостолами, один – Николай Антиохийский – отпал от Церкви и сделался жрецом основанной им секты. Из числа семидесяти апостолов четыре отпали от христианства, но Церковь не потерпела оттого умаления и осталась цела. Места оставшихся занимались другими, более их достойными.
Несмотря на отпадение Николая, лик диаконский утвердился в Церкви, размножился и существует доныне.
Несмотря на последовавшие в позднейшие времена отпадения иерархов, иереев и других служителей Церкви, Церковь не испытывала ущерба, и места их занимались иными.
Отпал царьградский патриарх Несторий в ересь, его заменил более достойный его святой Анатолий. Отпал Диоскор Александрийский в монофизитство, иные иерархи в другие ереси, но Церковь оставалась нерушима, и места отпавших замещались достойнейшими и часто святыми мужами.
Многие клирики отреклись от Христа во время гонений, а многие и в мирные времена оставляли священный сан по земным расчетам или личными слабостям, переходя из клира в состояние мiрское.
Но по каким бы побуждениям или причинам то не делалось: изменяли ли служители Церкви христианской вере или только оставляли свой сан, Церковь никогда не оскудевала. Всегда места отпавших пополнялись иными, о которых иногда прежде и не думали, и не раз теми, на которых в свое время с высокомерием смотрели отпавшие.
Церковь Божия никогда не лишится потребного ей числа архиереев, иереев, диаконов, иподиаконов, чтецов, певцов и прислужников. Посему те, которые призваны служить в алтаре или на клиросе, должны внимать себе, чтобы не оказаться недостойными и не быть извергнутыми. История Церкви показывает, что незаменимых лиц в Церкви нет, и Дух Святой всегда найдет кем восполнить место ставшего недостойным. Великая милость Божия быть удостоенным служить или прислуживать в Церкви, входить в земное небо – алтарь, приближаться к святым Тайнам, отпевать или возглашать церковные молитвословия.
Посему удостоившиеся той милости должны с благоговением исполнять свое дело, помня слова псалмопевца: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. II, 11), как и другие грозные пророческие слова: «проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением» (Иeрем. 48, 10). «Блюдите же да не отречется глаголющаго» – смотрите, не отвратитесь от говорящего (Евр. XVI, 25). «Держи еже имаши, да никтоже примет венца твоего» (Откр. III, 11).
Страшно сделаться недостойным священного места или, поколебавшись, оставить его. Потеряв его, многие осознают, чего лишились и желают возвратиться в прежнее достоинство, но затворены бывают уже двери, как для неразумных пяти дев.
Память апостола Матфия и молитвы его да укрепят нас в служении непорочном, дабы не лишиться нам священного места на земле, а на небе удостоиться Царствия Божия, где ныне предстоит Престолу Божию восполнивший лик двенадцати апостол Матфий.
9 августа 1940, г. Шанхай
"Русский пастырь" номер 40, 2001 г.
|