Протоиерей Петр Перекрестов
"Владыка Антоний не искал формального подчинения, а желал сердца своих сослужителей".
(Слово протоиерея Петра Перекрестова, произнесенное в
Свято-Троицком монастыре на отпевании архиепископа Антония)
Ваши Преосвященства, дорогие сослужители, братья, сестры и дети,
Если мы говорим языком ангельским, знаем пророчества, знаем все тайны, имеем крепкую веру, если все свое имение раздали, но любви не имеем, мы ничтоже есмы... Любовь долготерпит, милосердствует, не завидит, не превозносится, не ищет своего, не мыслит зла... (Из послания ап. Павла к Коринфянам, глава 13). Сегодняшнее отпевание — свидетельство о силе любви. Отпевание новопреставленного Владыки Антония совершается вдали от его епархии, и тем не менее, в этом храме собралось такое множество духовенства и верующих, что монастырский храм еле может всех вместить. Услышав о кончине Владыки Антония, кто только мог, оставил школу, оставил работу, оставил службу, некоторые даже приехали с иных материков, чтобы принять участие в проводах скромного и любвеобильного архипастыря. Мы сюда прибыли не потому что получили об этом указ, не ради того, чтобы формально здесь появиться, а сердце Владыки Антония нас сюда притянуло. Сегодняшнее собрание верующих на отпевание архиепископа Антония — малый отклик нашей любви на его любовь. Любовь к Богу — главная движущая сила новопреставленного, этого истинного монаха, бессребреника, молитвенника. С юности он предпочел заповеди Божии, как мы слышали сегодня во время чтения кафизмы, нежели злата и топазия. Обычно на отпеваниях перечисляется, что человек сделал, чего он достиг за свою жизнь. Мы можем многое и об этом сказать, но важнее, более уместно сказать о том, как Владыка любил. Как он любил Господа. Он не знал слова ТяУ или ТмоеУ. Для него все было Божие. Он так любил богослужение. Для него богослужение действительно было небом на земле. И как Владыка стремился к небу! Во время Божественной литургии, особенно перед пресуществлением Святых Даров, он ничего вокруг себя не замечал, а полностью погружался в молитву. Он действительно видел перед собой живого Бога. Иногда присутствующие на богослужении жаловались на длительность службы в соборе, но Владыка Антоний так любил службу, так любил клирос, церковные песнопения, что он не мог службу сокращать — ему хотелось, чтобы служба, небо на земле, не заканчивалась, а продолжалась и продолжалась... Как Владыка Антоний любил присутствующую здесь на отпевании Коренно-Курскую икону, Одигитрию русского рассеяния. Когда в Сан-Франциско бывали встречи этой иконы, он не икону встречал, а Саму Божию Матерь. И как он к этой встрече готовился! Он в иконе реально ощущал присутствие Самой Пречистой Богородицы и его лицо менялось от радости и умиления. Как он любил своих братьев архиереев. В последние месяцы своей жизни он жил только одним желанием — дожить до назначенного в октябре месяце Архиерейского Собора, чтобы последний раз повидаться со своими собратьями, чтобы с ними попрощаться. Как он любил архиепископа Лавра, как он любил этот монастырь и семинарию. Он хотел, чтобы все священники его епархии были из воспитанников Свято-Троицкой семинарии. Владыка неоднократно вспоминал слова приснопамятного блаженного митрополита Анастасия о том, что Джорданвиль — это наша Тдуховная крепостьУ. Владыка Антоний до последнего считал себя собратом братства преподобного Иова Почаевского. Его архиерейское служение — послушание, командировка, и вот теперь он к своему братству вернулся. Как Владыка любил свое духовенство, и о. Стефана, и о. Георгия, и о. Сергия, и о. Александра, и о. Алексея, и о. Андроника... Владыка Антоний не искал формального подчинения, а желал сердца своих сослужителей. В день своей хиротонии Владыка Антоний молился о даровании ему сострадательной любви к своему будущему клиру и пастве, и чтобы "сердца клира и паствы были мне дарованы, но дарованы для того, чтобы приводить их ко Христу Пастыреначальнику". Как Владыка любил прихожан нашего собора, как любил прислужников и хористов, любил архиерейский хор, любил регента Владимира Красовского, любил хор младший, любил особенно детский хор. Как Владыка любил и помнил детей — и Мишу и Тасю, и Алешу и Ксенью, и Романа и Александру... У священника шесть человек детей и Владыка каждого помнит, каждому в день его ангела позвонит и поздравит, да и каждого священнослужителя вспомнит, и матушек вспомнит и прихожан вспомнит и поздравит. Как он всех помнил... Когда мы провожали архиепископа Антония в Сан-Франциско и все подходили к гробу, была абсолютная тишина, не было ни малейшего звука и больше всего плакали дети. Как Владыка Антоний любил нашу Русскую Зарубежную Церковь. Где бы Владыка не проходил свое служение, какой бы приход он не окормлял, он там оставлял частицу своего сердца и вмещал в свое всеобъемлющее сердце частицы сердец людей из этих приходов. Он помнил и Кливленд и Кабраматту, Владимирскую горку, где храм памятник строил его авва архиепископ Виталий (Максименко) и Лейквуд, Эдмонтон и Мельбурн... Многие из Вас встречали Владыку всего лишь несколько раз, но даже одна встреча согревала человека. При встрече с архиепископом Антонием люди ощущали в нем свет Христов, и этот свет вносил в нашу жизнь тепло, радость и надежду. Кончина архиепископа Антония не только потеря для каждого из нас лично — его значение гораздо шире. Его кончина — потеря для всей нашей Церкви, для России, для Вселенского Православия. Архиепископ Антоний не смотрел на Церковь узко, его сердце было открыто для всего православия, особенно там, где страдание, особенно в России и в Сербии. В этом отношении он был очень близок блаженнейшему митрополиту Антонию (Храповицкому) и святителю Иоанну, Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворцу. Владыка Антоний был иерархом вселенского значения. Когда в последние дни своей жизни Владыка Антоний лежал в больнице, кроме богослужебных книг — Евангелия, молитвослова, минеи — он попросил принести ему Жизнеописание блаженнейшего митрополита Антония, 6 и 7 томы. Именно в этих томах написано об истоках церковного разделения в Русской Церкви. Владыка Антоний искал пути к преодоления этого разделения, которое он с глубокой скорбью воспринимал. Владыка Антоний свою последнюю литургию совершил в день Преображения Господня. После службы он обратился к пастве в связи с предстоящим в Москве прославлением Царственных мучеников. Владыка это прославление одобрял и радовался. Он сказал, что несмотря на то, что у нас есть разногласия, прославление – это начало, это надежда. Я думаю, что архиепископ Антоний последний иерарх нашей Церкви, который и родился в России, и принял монашество в юном возрасте, и знал великого авву митрополита Антония. Особенно Владыка Антоний любил приснопамятного архиепископа Виталия (Максименко). Архиепископ Антоний живо чувствовал дух этих двух великих иерархов и, в частности, благодаря соприкосновению к ним, воплощал в себе подлинный дух Русской Зарубежной Церкви. Владыку Антония уважали все иерархи, которые имели возможность с ним встретиться, и это уважение, благодаря архиепископу Антонию, распространялось и на всю нашу Зарубежную Церковь. Я нашел письмо от одного профессора в Югославии, личного друга патриарха сербского Павла. Профессор пишет: ТПатриарх Павел говорил мне, что был у Вас (в Сан-Франциско) в гостях, и, что архиепископ Антоний великий молитвенник!" Предчувствуя, что завершается жизненный путь Владыки Антония, я записал его последние слова, сказанные духовенству Западно-Американской епархии после Божественной литургии на великопостном пастырском совещании 2000 года. Я хотел бы с Вами этими словами поделиться: ТБлагодарю вас за все, за то, что покрывали мои недостатки вашей любовью, вашей молитвой. А меня простите великодушно. Благодарю Бога, что дал вас мне. Желаю, чтобы вы оберегали бы поместную Русскую Церковь, часть которой мы являемся, чтобы оберегали бы все Православные Церкви, так тяжко страждущие, особенно Сербскую Церковь, которой мы так обязаны и которой и мы помогали. Будем молить Господа, чтобы Он возвещал бы Правду Свою на Его свете. Будем молиться за всех. Утверди Боже святую Православную Церковь, юже стяжал еси Твоею кровью. Это наше пожелание от нашей пастырской встречи, освященной молитвой и говениемУ. Когда я у гроба новопреставленного Владыки Антония читал Евангелие, одни слова особенно запали в мое сердце. Это слова из притчи о десяти девах, когда у юродивых не хватило елея и они обратились к мудрым: ТДайте нам от елея вашегоУ. Дорогой Владыка, спасибо за все, прости нас, помолись о нас и дай нам от елея твоего. Аминь.
Краткое жизнеописание Архиепископа Антония (Медведева; + 2000 г.)
23 сентября, в 12 ч. 10 минут дня скончался правящий архипастырь Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви заграницей, Высокопреосвященнейший архиепископ Антоний. Владыка Антоний управлял Западно-Американской епархией в течение 32-х лет – ни один православный архипастырь в США не занимал кафедру в течение такого продолжительного срока. С кончиной архиепископа Антония прервалась одна из последних нитей, связывающая нас с дореволюционной Россией, с живым преданием старого русского монашества, с непосредственным преемством духа основоположников Русской Православной Церкви за границей. Архиепископ Антоний - последний архиерей Русской Церкви, который и родился и получил воспитание в дореволюционной России, и монашество принял в юном возрасте, и лично знал великого Авву - Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого).
32 года тому назад, к Крестопоклонному воскресенью Великого поста, прибыл из Австралии новоназначенный Архиерейским Собором Русской Православной Церкви заграницей Владыка Антоний. Тогда в Западно-Американской епархии было 16 приходов. Приход Кафедрального собора еще не оправился от трудного периода строительства нового храма. Епархию в 60-х годах разделили на две епархии – Западно-Американскую и Южно-Калифорнийскую. Было несколько приходов, подчиняющихся непосредственно первоиераху Русской Православной Церкви за границей. В епархии было два кадетских объединения и две скаутских организации. С прибытием в Сан-Франциско Высокопреосвященнейшего архиепископа Антония начался период уврачевания, период восстановления мира и единения. Еще Блаженнейший митрополит Анастасий (Грибановский) говорил о главной, самой светлой и всепокоряющей черте архиепископа Антония, о его любви: «Она умиротворяет враждующих и умягчает озлобленные и ожесточенные сердца, действует на них, как масло, вылитое в кипящие морские волны». Приснопамятный митрополит Анастасий в своих словах не ошибся. За эти 32 года Западно-Американская епархия стала одной из самых благоустроенных в русском рассеянии. В Кафедральном соборе настало время мирного и дружного созидания. При архиепископе Антонии была завершена постройка и роспись и освящен Кафедральный собор. Приходом выстроен новый зал с помещением для Кирилло-Мефодиевской Русской Церковной гимназии. Число церквей в епархии возросло до 35. При епархии открыт ряд англоязычных миссий, больница для престарелых и первый православный лицей – в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Воссоединилась Южно-Калифорнийская епархия с Западно-Американской, объединились два кадетских объединения, объединились и скаутские организации. Сколько молитв, сколько любви, терпения, тепла, мудрости и кротости потребовалось от архиепископа Антония, чтобы уврачевать раны, объединить, а затем и сохранить мир и единение! Русский писатель Владимир Солоухин, описываю свою первую встречу с архиепископом Антонием (см. рассказ «Плохой собор...» в сборнике «Смех за левым плечом») написал следующее: «Двери открылись [в покои Владыки Антония – П.П.], и я увидел седовласого, седобородого старца, открывающего мне свои объятия, как если бы отец блудному сыну.» Вот так Владыка Антоний принимал всех, к нему приходящих и к нему обращающихся.
Архиепископ Антоний, в миру Артемий Сергеевич Медведев, родился в 1908 г. в Вильне и учился в Петровском Полтавском кадетском корпусе. Во время Гражданской войны из Севастополя эвакуировался в Югославию, где в Белой Церкви окончил Крымский кадетский корпус. В возрасте 22 лет поступил в Введенский Мильковский монастырь. Он считал себя учеником настоятеля Мильковского монастыря, схи-архимандрита Амвросия (Курганова), о котором написал труд «Немноголетний старец» («Православный путь» за 1952). В 1932 будущий архиепископ Антоний принял монашеский постриг, в 1934 рукоположен во иеродиаконы, а в 1938 - во иеромонахи. В Мильково о. Антоний нес послушание уставщика. Во время Второй мировой войны иеромонах Антоний в качестве военного священника состоял в Русском Корпусе и Освободительном движении. В промежуточное время он попал в обитель преподобного Иова на Карпатах. С тех пор у о. Антония началась крепкая связь с братством преподобного Иова Почаевского. По окончании войны о. Антоний переехал с братством в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилль, штат Нью-Йорк, где попал под духовное водительство архиепископа Виталия (Максименко), который привлек его к миссионерской работе. Игумен, а затем архимандрит Антоний открывает ряд новых приходов в местах скопления русских беженцев, а также временно является администратором приходов Западной Канады. В 1956 году архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Мельбурнского, викария Австралийской епархии. В Австралии он был особенно близок к известному русскому литургисту, протоиерею Ростиславу Ган, а также к будущему первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, митрополиту Филарету (Вознесенскому). После кончины святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца, на вакантную Западно-Американскую кафедру был назначен епископ Антоний. В 1968 он прибыл в Сан-Франциско и в том же году возведен в сан архиепископа. Где бы он ни служил, Владыка Антоний особенное внимание обращал на работу с молодежью и церковно-школьное дело. С 1978 г. Владыка Антоний являлся членом Архиерейского Синода, участвовал в подготовке Архиерейских Соборов. Будучи игуменом и архимандритом он подготавливал и редактировал Типикон с богослужебными указаниями — приложение к Троицкому календарю. Он был прекрасным знатоком церковного Устава и богослужения и по поручению Архиерейского Синода он составлял богослужебные тексты службам преп. Герману Аляскинскому, св. праведному Иоанну Кронштадтскому (вместе со святителем Иоанном, Шанхайским и Сан-Франциским Чудотворцем) и молитвы Всем святым в Земле Российской просиявших и св. блаженной Ксении Петербургской. Архиепископ Антоний полностью составил службу святым Новомученикам и Исповедникам Российским. В церковную историю архиепископ Антоний также войдет как главный вдохновитель прославления великого святителя ХХ века — св. Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Владыка Антоний возглавил освидетельствование останков святителя Иоанна в 1993 году, а также провел все подготовительные работы к прославлению, в том числе и составление большей части самой службы св. Иоанну. В конце 1999 года здоровье архиепископа Антония начало ухудшаться. Не щадя себя ради Церкви и паствы, Владыка не обращал внимание на свои недуги, пока он не начал передвигаться и читать с большим трудом.
С 1 января 2000 года Архиерейским Синодом был дан отпуск архиепископу Антонию для лечения, а временное управление Западно-Американской епархией было возложено на викарного архиерея, епископа Сеаттлийского Кирилла. Во время своего лечения Владыка Антоний, тем не менее, старался посещать все главные богослужения. Он совершил все службы Страстной седмицы и Пасхи 2000 года. Несмотря на слабое зрение, он во время служб читал богослужебные тексты, нередко наизусть. После Пасхи Владыка Антоний попал в больницу на длительное лечение и с тех пор неоднократно лежал в больнице или лечился дома. Последнее свое богослужение он совершил в день Преображения Господня – врачи разрешили ему приехать в храм из больницы в этот день. Он всю неделю готовился к этой службе, обдумывая как он будет совершать литургию в инвалидном кресле (к тому времени он уже не мог больше ходить) и в какие моменты он будет вставать. Соборный приход решил в день Преображения отметить только что прошедший день ангела Владыки. Нет слов передать ту радость, которую Владыка Антоний испытывал видя свою паству и служа Божественную литургию. После литургии и молебна преподобному Антонию Римлянину состоялась трапеза, за которой Владыка принимал поздравления. К вечеру того дня он вернулся в больницу. В начале сентября архиепископа Антония отпустили домой. 10 сентября, в день памяти преподобного Иова Почаевского, архиепископ Антоний последний раз был в Кафедральном соборе. Он за ранней литургией молился и приобщился Святых Христовых Таин, затем приложился к иконе преподобного Иова и мощам святителя Иоанна, обратился лицом к верующим и покинул собор. После литургии врач, осмотрев ноги Владыки Антония, сказал ему, что надо немедленно ехать в больницу, иначе Владыка может от гангрены умереть. Владыка Антоний решил день задержаться, чтобы прослушать через проведенный в его келью громкоговоритель службу Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и 11 сентября, после литургии, которую Владыка также прослушал, его отвезли в больницу. В больнице с каждым днем здоровье Владыка Антоний становился слабее. Он старался скрывать сильные боли, но посетителям это было очевидно. Духовник архиепископа Антония, протоиерей Стефан Павленко, его приобщил во вторник 19 сентября, а последние три дня кто-то из духовенства с Владыкой проводил всю ночь в больнице. С четверга Владыке Антонию стало плохо – он уже мало реагировал на приходящих, а больше был состредоточен на своем состоянии. В пятницу 22 сентября, около 11 ч. вечера, Владыка Антоний последний раз приобщился святых Христовых Таин. Он тогда дышал с большим трудом. Казалось, что он в полусознании. Два священника прочитали Канон на исход души от тела при пении собравшихся к тому времени прихожан собора. После канона присутствующие спели любимые Владыкой стихиры Кресту "Иже Крестом ограждаеми" и из его правого глаза потекли слезы – он все слышал и понимал! Затем все простились со своим архипастырем, испросив прощения и благословения, поцеловав его руку. Священник Александр Красовский провел ночь с архиепископом Антонием, а утром его сменил прот. Марк Гомец, на чьих руках около полудня мирно скончался правящий архипастырь Западно-Американской епархии. Весть о кончине Владыки Антония сразу была сообщена соборному духовенству. День был школьный и учащиеся Свято-Кирилло-Мефодиевской гимназии, которых Владыка так любил, первые узнали о смерти Владыки Антония. В гимназии же было совершено первое заупокойное моление о новопреставленном архиепископе Антонии. К 1 ч. дня у кровати Владыки Антония собралось 5 священников и ими был совершен Канон по исходе души от тела, а затем тело Владыки было перевезено в Кафедральный Собор. К 5 ч. вечера из Рино (там в этот день впервые в новой миссии Зарубежной Церкви была совершена архиерейская литургия) в собор прибыли епископ Кирилл, прот. Стефан Павленко и священник Павел Волменский и вместе с соборным духовенством облачили Владыку Антония в монашеское одеяние и малое архиерейское облачение. После всенощного бдения, на которое собралось множество прихожан, узнавших о смерти Владыки, была отслужена первая панихида. Всю ночь прихожане собора читали над телом новопреставленного Псалтирь. В воскресенье после поздней литургии была совершена вторая панихида. Перед панихидой сказал проникновенное слово епископ Кирилл о том, каким великим архиереем был Владыка Антоний, как он умел прощать и как новопреставленный лично ему помог понять сущность соборности в Церкви. Третья панихида была отслужена в воскресенье вечером. Следует упомянуть, что на этой панихиде участвовал старейший клирик Русской Зарубежной Церкви – протопресвитер Илья Вень. Отец Илья, 103-летний старец, почти не приходит на богослужения, но сделал особое усилие прийти и помолиться за архиепископа Антония, которого очень любил и уважал. Духовенство всю ночь читало Евангелие над телом новопреставленного.
В понедельник 25 сентября в 9 ч. утра была отслужена заупокойная литургия при участии большого числа епархиального духовенства, а вечером парастас с чином прощания. Парастас возглавил епископ Кирилл в сослужении епископа Сербской Православной Церкви Иована, епархиального духовенства и семи священников-сербов. Слово перед прощанием произнес протоиерей Стефан Павленко. Он говорил о том, что перед молящимися лежит схимник. Владыка Антоний никому не говорил о том, что он до архиерейства принял великую схиму, но свою жизнь он проводил как строжайший монах. Во время прощания епископ Иована подчеркнул, что хотя мы потеряли архипастыря, мы обрели нового молитвенника у престола Господня, и, что мы должны не столько печалиться, что Владыку Антония потеряли, сколько благодарить Бога, что он был. Многочисленные молящиеся тихо, не спеша, с чувством благодарности, и, одновременно чувствуя себя осиротевшими, подходили к гробу своего архипастыря и лобызали его руки. В это время певчие пели разные песнопения, а закончили пением пасхальных стихир – все в храме присоединились к пению этих стихир и заключительных слов: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Соборный протодиакон о. Николай Поршников, ставленник святителя Иоанна, всю неделю находился в больнице и, узнав о кончине Владыки Антония, с которым 32 года служил, очень переживал, что не может участвовать в заупокойных службах. Он даже задавался вопросом - почему Господь его наказывает. В день парастаса и прощания с архиепископом Антонием о. Николаю делали медицинскую процедуру и он находился под наркозом. Около 8 ч. вечера врач неожиданно сообщил о. Николаю, что его отпускают домой. Как раз в этот момент к протодиакону зашли посетители и о. Николай их попросил отвести его домой за подрясником, а затем в собор. И вот к концу службы заходит о. Николай, берет благословение на стихарь, облачается и произносит последнюю ектенью парастаса о своем архипастыре: "Еще молимся о новопреставленном рабе Божиим архиепископе Антонии...", а потом и "Вечную память". Не чудо ли это, не милость ли Божия? Около 10 ч. вечера гроб с останками Владыки обнесли вокруг храма, который он так любил, и положили на катафалк. Катафалк объехал вокруг квартала один раз и затем отвез гроб с телом на аэродром. Духовенство и молящиеся долго с печалью смотрели на отъезжающий катафалк. Владыка оставлял наш собор навсегда.
Отпевание и погребение, по желанию архиепископа Антония, проходили в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. 10 священнослужителей и около 50 человек из Западно-Американской епархии имели возможность участвовать в отпевании. Тело новопреставленного прибыло в монастырь в день праздника Воздвижения. Вечером было совершено заупокойное всенощное бдение, а затем братия монастыря всю ночь читала Евангелие у гроба. В четверг занятия в семинарии были отменены и была отслужена заупокойная литургия. К концу литургии прибыло многочисленный сонм духовенства и верующие из многих городов и штатов Америки – были даже клирики из Австралии. После литургии братия монастыря устроила поминальную трапезу в память Владыки. Из-за многочисленности молящихся, были накрыты столы как в трапезной обители, так и в большом актовом зале семинарии. К 1 ч. дня началось монашеское отпевание. Возглавил отпевание настоятель обители, архиепископ Троицкий и Сиракузский Лавр в сослужении архиепископа Чикагского и Детройтского Алипия, епископов Сеаттлийского Кирилла, Манхеттенского Гавриила, и около 25 священников. В храме молились епископ Ишимский и Сибирский Евтихий, епископ Бостонский Митрофан и еще около 25 священнослужителей. На отпевании было произнесено несколько слов. Архиепископ Лавр обрисовал образ Владыки Антония, излагая его биографию и делясь личными воспоминаниями о нем. Протопресвитер Валерий Лукьянов назвал архиепископа Антония "народным Владыкой" подобно тому, как св. Иоанн Кронштадтский был "народным батюшкой". Отец Валерий также подчеркнул, что Владыки Антоний, как никто, был достойнейшим преемником святителя Иоанна по Западно-Американской кафедре. После отпевания духовенство, под колокольный перезвон и с пением ирмосов «Помощник и покровитель», трижды обнесло гроб с останками архиепископа Антония вокруг монастырского собора. Стоял чудный день – заходило солнце, поддувал ветерок и листья деревьев сияли яркими осенними красками. Владыка Антоний был похоронен в усыпальнице за монастырским храмом, рядом с приснопамятным митрополитом Филаретом. Духовенство и верующие долго не расходились, а у гроба Владыки Антония пели церковные песнопения, и как в Сан-Франциско, так и в Джорданвилле закончили пение стихирами Пасхи и пением «Христос воскресе!». Все расходились с тихой радостью и миром на душе.
|