В истории этого монастыря как в зеркале отразилась история Сербии от средних веков до наших дней. Все ее бури, падения и взлеты, весь трагизм и духовное величие, все искания, победы и поражения записаны в памяти его вековых стен. Но история монастыря поражает не бесконечной чередой неприятельских нападений и разграблений, а неиссякаемой жизненной силой, всегда и во всех обстоятельствах помогавшей монастырю восстать из пепла. Видимо, благодать этого места была такова, что всегда находились верующие — монахи, священники или миряне, готовые молитвой, тяжелым трудом или материальными дарами помочь восстановлению монастыря.
Свято-Введенский Мильков монастырь расположен недалеко от столицы Сербии — Белграда, почти на самом берегу Моравы. Сейчас это женский монастырь, в котором 19 монахинь во главе с матушкой игуменьей Ангелиной. Монастырь посвящен Введению в храм Пресвятой Богородицы.
Монастырь, вероятнее всего, основан во времена деспота Стефана Лазаревича (1), сына святого князя Лазаря, хотя некоторые исследователи не исключают, что он существовал и ранее и был только обновлен. Вероятнее всего, монастырь Буковица (тогдашнее название Милькова монастыря) был подворьем монастыря Манасия (2), основанного в то же время и бывшего в то время важнейшим духовным центром Сербии.
Упоминание о монастыре нередко встречается и после османского завоевания в документах турецких наместников (там он записан как Пречиста Ваведенье (Введение Пречистой). К несчастью, во время турецкого владычества Мильков монастырь разделил судьбу многих других православных монастырей Сербии: несмотря на помощь в то время еще полусвободных князей соседних Молдавии и Валахии, он постепенно пришел в упадок и после очередного турецкого набега окончательно опустел. Все данные говорят о том, что монастырь тогда был сожжен и разграблен.
Когда край во время австро-турецкой войны 1787 года был освобожден от турок, монастырь лежал в развалинах. Его обновил богатый торговец Милько Томич, который здесь же и завершил свой жизненный путь (к сожалению, неизвестно, как мирянин или как монах). По нему монастырь и получил современное название, хотя это не единственный человек с именем Милько, посвятивший свою жизнь монастырю.
Мирные дни Милькова монастыря продолжались недолго: турки опять сожгли монастырь и он опять временно опустел. Но, как это уже случалось ранее, по воле Божией и сейчас нашелся молитвенник, посвятивший себя его обновлению: перед началом Первого сербского восстания (3) в монастыре принял постриг священник Милько Ристич (в монашестве Мелентие), который на более чем скромные средства и в тяжелых условиях трудился на обновлении монастыря. Нельзя не вспомнить о роли монастыря в Первом сербском восстании. Иеромонах Мелентие, бывший в родстве с Карагеоргием(4), всеми силами помогал восставшим, что, конечно же, не прошло незамеченным для турок. После подавления восстания они в отместку в который раз уже сровняли монастырь с землей, предварительно разграбив его. Однако иеромонах Мелентие остался жив и в 1815 году во время Второго сербского восстания (5) он опять предпринимает попытки обновить монастырь. Уже в 1818 году монастырь описан как «поющий», т.е. действующий.
Иеромонах Мелентие почил в Бозе после окончания второго сербского восстания. Народ бережно хранит память о нем, хотя останки его со временем были перенесены в монастырский склеп, могильный камень и сейчас почитается в народе и считается благодействующим при болезнях, особенно психических.
Известно, что монастырский колокол, отлитый еще при Карагеоргии, при князе Милоше Обреновиче(6) в 1830 году был перенесен в Крагуевац(7) и первым зазвонил в освобожденной от турецкого владычества Сербии. Судя по всему, этот колокол был не только первым, но и единственным в то время в Сербии, т.к. после его уже не вернули в Мильков монастырь, он был перенесен в Манасию, а Милькову монастырю князь Милош Обренович позднее даровал новый колокол.
Дальнейшая история монастыря — свидетельство непрекращающихся усилий по его обновлению, несмотря на тяжелейшие условия. В связи с этим между другими достойными игуменами хочется особо упомянуть игумена Теодосия, управлявшего монастырем во время Первой мировой войны. Он принял в монастырь множество беженцев и всю войну поддерживал бедноту из окольных деревень.
Революция и гражданская война в далекой, но духовно близкой России открыли новую главу в истории монастыря: именно тогда в нем появились русские монахи-эмигранты. В 1925-26 годах управление монастырем от игумена Мирона (Янковича), после перехода последнего в другой монастырь, принял иеромонах Феодосий Валаамский, а в монастыре с ним подвизался и иеродиакон Феофил (Семьяков).
Но самой значительной вехой на этом пути стал 1926 год. По междуцерковному договору между СПЦ и РПЦЗ монастырь стал русско-сербским общежитийным монастырем. 4 февраля 1926 года в монастырь прибыли 6 русских монахов-эмигрантов во главе с настоятелем иеромонахом Амвросием (Кургановым) (1896–1933), человеком незаурядных моральных качеств, силы духа и великим духовником, начавшим свой монашеский путь послушником в Оптиной пустыни.
Все русские монахи, пришедшие в монастырь, были людьми высокообразованными, а будущий игумен по окончании духовной семинарии в Пензе дипломировал на Богословском факультете Варшавского университета.
Около нового игумена очень быстро стал собираться цвет русского монашества в эмиграции. Расположенный далеко от торных путей и мирской суеты Мильков монастырь стал настоящим оазисом мира и благочестия. Уже в конце 1926 года в монастыре было 20 монахов, в основном, русских. Хозяйственные дела монастыря тоже значительно поправились.
Строгая монашеская жизнь всей братии, а особенно настоятеля о. Амвросия, побудили епископа Браничевского произвести его в чин игумена. Роль монастыря как одного из важнейших духовных центров Сербии становилась все более заметной. Здесь в 1926 году принял постриг Михаил Максимович, в монашестве Иоанн, будущий св. Иоанн Шанхайский и Сан-Францискский, светоч Православия нашего времени. Среди братии и монах Антоний (Бартошевич), будущий архиепископ Женевский и Западно-Европейский. С 15 до 29 июня 1928 года в монастыре пребывала чудотворная икона Божией Матери «Курская», которой поклонилось огромное число верующих.
В 1931 году в монастыре 17 монахов, из которых 7 — сербы и 10 – русские, монастырь растет и развивается, как и его влияние в народе. Строгие правила, дивное русское церковное пение, обновление старых и возведение новых строений, новые монастырские росписи, как и примерное хозяйствование, привлекали в монастырь все больше паломников. Все здесь дышало верой, молитвой и трудом во имя Господа и паломники стекались сюда, чтобы приобщиться к этому новому животворящему духу.
За успешное руководство монастырем, как духовное, так и хозяйственное, игумен монастыря Амвросий произведен в чин архимандрита. В 1932 году в монастырь послушником поступил 18-летний Томислав Штрабулович, позднее известный всей Сербии как прозорливый старец о. Таддей Витовницкий, величайший сербский духовник нового времени.
К 1933 году монастырь достиг своего зенита. Времена голода и лишений остались в прошлом. Искренними молитвами и упорным трудом монастырь превращен в один из важнейших духовных и интеллектуальных центров Православия в Сербии и Европе. Два раза по несколько дней здесь находилась чудотворная икона Божией Матери «Курская», а сама Пресвятая Богородица не оставила без внимания бдения, акафисты и молитвы, усердно направляемые ей братией монастыря. Несколько чудесных событий уверили братию в Ее особом покровительстве.
В начале 1933 года монастырь отметил сотую годовщину телесного упокоения преподобного Серафима Саровского, а в начале февраля скромно отпраздновано 7-летие основания сербско-русского монастыря на берегу своенравной Моравы.
|
Могила схиархимандрита Амвросия (Курганова) |
17 мая того же года отошел к Господу и приобщился к Его радости схиархимандрит Амвросий. Верный слуга Господень, посвятивший всего себя этому служению, предвидел свою смерть: в последнее воскресение перед кончиной, перед Литургией, он сказал сослуживавшему брату, что в последний раз служит Господу в телесном облике! Схиархимандрит Амвросий похоронен в порте монастыря. На надгробии из белого мрамора высечен русский крест, а под ним на медальоне из белого фаянса — фотография в обрамлении позолоченных пальмовых ветвей. Под фотографией выбита цитата из Евангелия: Я живу и вы будете жить (Иоан. 14:19) на сербском языке.
Затем также на сербском написано: «Здесь почиют земные останки схиархимандрита Амвросия (Курганова), жил 40 лет, основал сербско-русскую киновию, почил 17.V. 1933. Жертвенная любовь и преподобная скромность украшали этого верного слугу Христа и примерного монаха. Памятник ему поставили сербы и русские, которые сами убедились, что отец Амвросий “для всех был всем во имя спасения каждого”».
Чтобы яснее показать значение и влияние Милькова монастыря в те годы, достаточно напомнить, что его регулярно посещали некоторые епископы РПЦЗ и СПЦ:
|
Братство мoнастыря. Фотография сделана в день посещения монастыря Митрополитом Киевским Антонием (Храповицким). В центре фотографии — Митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), справа — епископ Тихон (Троицкий), слева — игумен монастыря архимандрит Амвросий (Курганов). |
в 1926 году в праздник св. Петра монастырь посетил Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), представитель архиерейского Синода РПЦЗ. В том же году 11 октября монастырь посетил епископ Браничевский Митрофан;
в 1928 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы монастырь снова посетил епископ Браничевский Митрофан, а 4 сентября — епископ Черноморский Сергий;
в 1929 году монастырь снова посетил епископ Браничесвкий Митрофан;
в 1931 году монастырь посетили русский епископ в Детройте (США) Феодосий и епископ Захумско-Герцеговский Йован.
После о. Амвросия должность игумена принял о. Лука (Родионов), который по решению церковных властей в 1936 году перешел вместе с братией в монастырь Тумане (8), а братия из монастыря Тумане — в Мильков монастырь.
С 1952 года монастырь по решению Синода СПЦ стал женским. 30 октября состоялась передача должности между игуменом Никанором и монахиней Доротеей, ставшей игуменьей женского общежитийного Милькова монастыря.
После ее упокоения в 2007 году на место игуменьи назначена матушка Ангелина.
Как величайшую святыню берегут сестры чудотворный список с иконы Божией Матери «Ахтырская». Икона находится в зимней капелле, посвященной св. Максиму Исповеднику. Множество паломников стекается в монастырь, чтобы поклониться этой чудотворной иконе и приобщиться к ее благодати.
Трудолюбивые сестры обновили монастырь, возведя на месте старых строений новые. Построены новый сестринский корпус, а также корпус для паломников.
В 1969 году монастырь объявлен памятником культуры и взят под защиту государства.
Монастырская церковь посвящена Введению в храм Пресвятой Богородицы. Церковь живописал, частично отреставрировав старые фрески, известный сербский иконописец, монах этого монастыря Наум (Андрич) в 1967—68 годах. Алтарные иконы написаны им же. Вся храмовая живопись выполнена в византийском стиле по православным канонам. На южной стороне храма находятся лики русских святых: преподобных Германа Валаамского и Сергия Радонежского. Особого внимания заслуживает иконостас орехового дерева, украшенный искусной резьбой, с северными, южными и царскими вратами, также украшенными резьбой. На иконостасе всего четыре иконы: Господь, Пресвятая Богородица, на северных вратах —Архангел Михаил, а на южных — св. архидиакон Стефан. Иконы, как и церковные фрески, написал монах Наум (Андрич).
Духовник монастыря — иеромонах о. Нектарие.
Монастырь имеет четыре престольных праздника: Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября; Введение Пресвятой Богоодицы в храм — 21 ноября (4 декабря); Преподобный Максим Исповедник — 21 января (3 февраля); Преображение Господне — 6 (19) августа.
При написании статьи испльзованы материалы монастырской монографии «Мильков монастырь».
Примечания пер.:
-
Стефан Лазаревич (1377–1427) — сын св. князя Лазаря из семьи Хребельяновичей. Один из величайших правителей, полководцев, дипломатов и писателей средневековой Сербии.
-
Монастырь Манасия — важнейший духовный центр в средневекой Сербии и один из важнейших памятников архитектуры и культуры этого периода. Построен деспотом Стефаном Лазаревичем между 1407 и 1418 годами. В настоящее время действующий женский монастырь.
-
Первое сербское восстание (1804–1813) — национально-освободительное восстание сербского народа под руководством Георгия Петровича против османского владычества. Закончилось поражением сербов.
-
Георгий Петрович Карагеоргий (?1762–1817), часто просто Карагеоргий — руководитель Первого сербского восстания (1804–1813) против Османской империи, основатель династии Карагеоргиевичей.
-
Второе сербское восстание (1815–1817) — национально-освободительное восстание сербского народа против османского владычества. Восстание в конечном итоге привело к созданию автономного Сербского княжества со своим парламентом, Конституцией и правящей династией.
-
Милош Обренович (1780–1860) — участник Первого и руководитель Второго сербского восстания (1815 г.) против турок. Князь Сербии в 1815–1839 и 1858–1860 годах, основатель династии Обреновичей.
-
Крагуевац — город в Сербии, столица Сербии после окончания Второго сербского восстания с 1818 по 1841 год.
-
Монастырь Тумане — недалеко от г. Голубац, по преданию, построен в XIV в. князем Милошем Обиличем на месте подвигов св. Зосимы Туманского. В настоящее время действующий женский монастырь.
www.stseraphimschurch.org
|