Неделю перед началом Великого поста в Знаменском синодальном соборе Нью-Йорка пребывала честная глава Вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста. Желание о возможном паломничестве святыни из главного собора России Храма Христа Спасителя в Америку было высказано священнослужителями Русской Зарубежной Церкви во время пребывания осенью прошлого года в Москве Путеводительницы русского зарубежья - Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы.
Благословение на благое дело дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион. В США святыню сопровождал ключарь Храма Христа Спасителя - протоиерей МИХАИЛ РЯЗАНЦЕВ.
- Отец Михаил, Вы только что вернулись из Джорданвилля. Это была Ваша первая встреча с центром Русского Зарубежья?
- Да, в Америке я уже четвертый раз, а в Джорданвилле побывал впервые. Как раз выпал снег, и мы почувствовали там настоящую русскую зиму.
Помню, когда учился в Московской семинарии, нам привозили записи монастырского хора из Джорданвилля, и мы были поражены и обрадованы, когда слушали настоящее монашеское духовное пение. Эти воспоминания остаются по сей день. И когда в обители мы пришли на место погребения митрополита Лавра, там собрались семинаристы, пропели панихиду, и вспомнилось то время, когда мы слушали Свято-Троицкий монастырский хор – та же манера исполнения, те же напевы…
- Отец Михаил, как давно Вы являетесь ключарем Храма Христа Спасителя?
- После священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого, который был последним ключарем собора, я, по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II стал первым ключарем еще не воссозданного храма. Меня назначили как раз в то время, когда бассейн «Москва» был уже разобран, и готовилась площадка для постройки главного Храма страны – Патриаршего кафедрального собора. В прошлом году, 8 октября, исполнилось пятнадцать лет, как я являюсь ключарем воссозданного Храма Христа Спасителя.
С 1982 года служил в Новодевичьем монастыре в Москве. Хотя монастыря как такового тогда не было: был музей и городская приходская церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В этом храме я служил четырнадцать лет.
Когда меня благословили на послушание ключаря воссоздаваемого Храма Христа Спасителя, то первое время мне приходилось совмещать службу в Новодевичьем монастыре и исполнять обязанности ключаря, поскольку храма еще не было. Когда построили деревянный храм, фактически на стройплощадке, я перешел туда, и начались подготовительные работы для начала богослужений в самом храме – сначала в нижнем Преображенском, который был освящен на праздник Преображения Господня в 1996 году. Хотя строительство продолжалось, по воскресным дням там уже совершались службы. В течение недели работали строители, а в субботу мы наводили чистоту и порядок, служили всенощное бдение, в воскресенье – литургию, а в понедельник приходили строители и продолжали работу. В 2000 году, также на праздник Преображения, Храм был освящен великим освящением. Освящение совпало с Юбилейным Архиерейским Собором и торжеством канонизации Собора новомучеников и исповедников Российских. С того времени у нас начались регулярные богослужения, как в воскресные дни, праздники, так и по будням.
В будни мы служим в нижнем Преображенском храме. Там же совершаются требы: молебны, панихиды, крестины, отпевания, в положенные дни и венчания. Так что вся приходская жизнь проходит у нас в нижнем храме, а верхний является кафедральным собором Святейшего Патриарха. Там богослужения проходят в воскресные и праздничные дни.
- Отец Михаил, в чем Вы, как ключарь, видите специфику Храма Христа Спасителя?
- Специфика храма заключается в том, что у нас почти нет постоянных прихожан. Храм находится в самом центре Москвы, а центр, в пределах Садового кольца – это фактически не жилой район. Тем не менее, храм постоянно полон, особенно по субботам и воскресеньям. Основная масса посетителей – это люди приходящие, которые находятся в Москве либо проездом, либо москвичи, которые еще не были в нашем Храме. Но есть человек двести постоянных прихожан, которым нравится Храм, богослужения в нем. И мы благодарны им за верность, за то, что не просто заходят, а приходят в Храм помолиться.
Отмечу, что Храм Христа Спасителя воссоздан в таких же размерах, как до разрушения, и может вместить до десяти тысяч человек. Но и такой грандиозный собор не может вместить всех желающих на такие великие праздники как Пасха и Рождество, поэтому в эти дни мы вынуждены ограничить доступ и вход осуществляется по пригласительным билетам. Во все же другие дни можно прийти, помолиться, поклониться святыням, которые находятся в Храме Христа Спасителя. Это частица Ризы Господней, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей апостола Андрея Первозванного, благоверного князя Александра Невского, святителя Пера, митрополита Московского. Не так давно из Кремлевских музеев нам передали частицу Ризы Пресвятой Богородицы, один из гвоздей, которым прибивали ко Кресту Господа нашего Иисуса Христа, частицы мощей равноапостольного князя Владимира, десницу преподобной Евфимии Всехвальной, главу святителя Григория Богослова и перст святителя Василия Великого. Так что в нашем соборе присутствует вся полнота Вселенских учителей и святителей.
- Какие не московские святыни уже побывали в Храме Христа Спасителя для поклонения верующих, и прибытие каких можно ожидать в ближайшем будущем?
- Самым значительным событием стало пребывание в нашем соборе Тихвинской иконы Божией Матери. Это был поистине всенародный праздник. Когда образ Пресвятой Богородицы находился в Храме, люди стояли в очереди дни и ночи, а когда близилось время отбытия иконы, то народ живым ручейком проходил под иконой, чтобы хотя бы прикоснуться, пройти, помолившись. Когда икону проносили из Храма Христа Спасителя на Красную площадь, по набережной Москвы-реки шел сплошной людской поток, который сопровождал святой образ.
Другим событием явилось пребывание в Храме святыни Русского зарубежья Курской Коренной иконы Божией Матери в сентябре прошлого года. Встречали мы главу великомученика и целителя Пантелеимона, мощи апостола Андрея Первозванного со Святой Горы Афон, десницу преподобномученицы Великой княгини Елисаветы из Знаменского синодального собора в Нью-Йорке, десницу Крестителя Иоанна из Черногории. С прибытием таких святынь ощущаешь необыкновенную, особую благодать.
Какие святыни прибудут к нам в будущем, говорить пока рано, так как процесс всегда сопровождается предварительными переговорами. Но хотелось бы, чтобы осуществилось намерение Святейшего Патриарха Алексия II привозить для поклонения в Храм и наши российские святыни, многие из которых, к сожалению, находятся в забвении, и них мало кто из верующих знает, а если и знают, то не всегда могут отправиться в дальнее паломничество
- Отец Михаил, прибытие святынь всегда сопровождается большим наплывом людей. Насколько сложно бывает обеспечить порядок в Храме?
- Что касается богослужений, то здесь устраивается череда служащих священников по благочиниям. Батюшки приходят со своим хором, прихожанами, и в течение двух часов совершают чтение акафиста той святыне, которая пребывает в Храме. Бывают также дежурные священники, которые наблюдают за порядком в самом Храме, отвечают на вопросы.
Обеспечение порядка вокруг собора лежит на представителях Фонда Храма Христа Спасителя. Обычно перед прибытием святыни проходит совещание с представителями городских структур, органов правопорядка, социальными службами. Нужно убирать мусор, обеспечить людей водой, закусками, ведь люди приезжают в столицу из разных городов, преодолевая большие расстояния. Вокруг Храма стараемся поддерживать чистоту, порядок.
- Величественный Храм Христа Спасителя занимает огромную площадь. Как организована работа по содержанию такого грандиозного сооружения, кто заботится о благолепии – церковном и хозяйственном, кто наводит чистоту и порядок Храме?
- Обеспечение церковного благолепия лежит на четырех священнослужителях и четырех дьяконах. Храм Христа Спасителя – это то место, куда Святейший Патриарх Алексий II, а сегодня – Святейший Патриарх Кирилл, направляют на практику молодых священников сразу после рукоположения, и сорокоуст батюшки служат в Храме под руководством и надзором наших священников. Молодому священнику на всю жизнь запомнится начало пути в Храме Христа Спасителя, а для клириков Храма это определенная помощь.
Что касается хозяйственных дел, то наш собор не является собственностью Русской Православной Церкви, и в этом еще одна его особенность. Он строился на те средства, которые поступали от правительства Москвы и частично от частных благотворителей. Мэр Юрий Михайлович Лужков предложил Святейшему Патриарху Алексию II взять обслуживание храма на бюджет города Москвы. Но поскольку государство у нас светское и правительство Москвы не имеет права оказывать финансовую поддержку Церкви, то решено было оставить Храм за городом. Так что комплекс Храма Христа Спасителя – это городское имущество, оперативное управление которым, технические работы осуществляет Фонд Храма Христа Спасителя, в котором трудится около 300 человек.
Около 120 человек – это церковные работники, которые находятся в ведении ключаря: уборщицы, певчие, бухгалтерские работники.
Всего же через Храм прошло гораздо больше людей. Остались только те, кто предан Храму и своему делу, потому что труд у нас не простой, особенно у тех, кто стоит у подсвечников, трудится в иконной лавке. Люди в Храм приходят не только помолиться, но и чтобы спровоцировать на грубость, бывают и недовольные. Тут надо проявлять такт, терпение, христианскую любовь, знания. Я уже говорил, что у нас очень много людей проходящих, кто в первый раз переступает порог храма, и таким людям приходится объяснять, и не по одному разу, самые простые вещи.
- Отец Михаил, Ваш батюшка тоже священник. Но на пастырском пути судьба сводила Вас и с другими пастырями и архипастырями нашего времени…
- Родился я в семье священника. Мой батюшка служил сначала в небольшом храме в районе Сокольников, 19 лет служил в храме в честь иконы «Знамения» Пресвятой Богородицы у Рижского вокзала, в храм Покрова Божией Матери в районе Таганки.
И для меня не могло быть иного пути, как тоже служить Церкви. Отслужив в армии, поступил в Московскую духовную семинария, а потом в академию.
Одиннадцать лет был иподиаконом у Святейшего Патриарха Пимена. Эти годы дали мне неоценимый опыт служения Церкви. Службы Патриарха Пимена были наполнены особым смыслом и духовным горением. Для меня они были и остаются примером.
- Десятки лет, до празднования Тысячелетия Крещения Руси, когда слово «церковь» стало возможным произносить не громко, но и не совсем шепотом, такое понятие как Патриарх Пимен было абсолютно закрытым для подавляющего большинства верующих во всех концах России…
- Наблюдая за богослужением, как совершал его Святейший Патриарх Пимен, могу с уверенностью сказать, что он был истинный молитвенник, прошедший чрез все трудности и испытания – был в ссылке, на фронте, был несколько раз ранен. По возвращении из ссылки, ему, как и многим заключенным и ссыльным, запретили жить в крупных городах центра России, и он вынужден был отправиться в Муром, и там служил.
А как он читал канон преподобного Андрея Критского! С таким проникновением в смысл этого канона, с таким молитвенным настроением его редко кто читает. Каждое слово, прочитанное им, доходит до сознания человека. Сейчас появились аудиозаписи этого канона в прочтении Патриарха Пимена на кассете и на диске.
- А из Вашей семьи кто-нибудь пошел по духовному пути?
- Мой дядя был священником, а сын выбрал другую дорогу – стал банкиром. Но в храме бывает регулярно, в меру возможностей помогает храмам. А дочь недавно меня порадовала. Вышла замуж за выпускника Киевской духовной академии. Сейчас он учится в Афинах на богословском факультете, и уже стал священником. Так что по линии дочери служба Церкви у нас в семье продолжается.
Беседовала Татьяна ВЕСЁЛКИНА
|