В начале июля группа молодежи из различных епархий Русской Православной Церкви за границей совершила паломничество на Соловецкие острова. Этой поездке предшествовало посещение ею в Москве Сретенского монастыря, где архимандрит Тихон (Шевкунов) благословил отслужить молебен священномученику Илариону, приложиться к его мощам, а также пожелал паломникам благополучного путешествия в места, святые для каждого православного человека. По возвращении в Москву зарубежные гости поделились своими впечатлениями.
Протоиерей Андрей Соммер, заместитель председателя синодального отдела по делам молодежи РПЦЗ,руководитель молодежной паломнической группы:
– Для нашей молодежи было очень важно совершить труд паломничества в Соловки, которые являют собой уникальное единение духовной, исторической и природной составляющих.
Мы провели в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре шесть дней; наши ребята побывали на богослужениях, молились, причащались, общались с братией монастыря и другими паломниками, а также осуществили паломнический поход на Анзер, пройдя пешком весь остров и поднявшись в скалы к Голгофскому скиту.
Попутно не могу не вспомнить историю о том, как девять лет назад наш приснопамятный митрополит Лавр, еще до избрания его первоиерархом РПЦЗ, посетил остров Анзер, где подобрал палку, чтобы употреблять ее во время своего паломничества в качестве посоха. По приезде в США эту палку обработали, покрыли лаком, и она превратилась в настоящий посох, который владыка хранил как память о Соловках.
Здесь, на Соловецких островах, чувствуешь особую святость, духовный подъем, величие русского духа и в то же время ощущаешь глубокую скорбь по поводу тех тысяч и тысяч людей, которые там были замучены, с болью видишь следы разрушения храмов и беззакония – словно сгусток трагической судьбы России. В мире и сейчас существуют в той или иной мере проявления этих крайностей, но неявно, там же они сошлись воедино, и это произвело на всех нас неизгладимое впечатление.
Мы работали на послушании (рубили и укладывали дрова) вместе со студентами Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, а заодно поближе познакомились с ними, обсудили молодежные проблемы, вместе отдыхали у костра, пели песни… Сейчас мы обдумываем планы дальнейших контактов с ними и совместных проектов по примеру того, как в январе этого года в Санкт-Петербурге была организована встреча нашей молодежи и студентов Санкт-Петербургской духовной академии.
Примечательно, что паломническая поездка на Соловки, осуществленная при финансовой поддержке Попечительского совета о нуждах РПЦЗ, явилась одним из звеньев международной православной молодежной программы «Вера и дело». Особо хочу отметить, что Святейший Патриарх Кирилл в своем письме, направленном на имя первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона, поддержал наши усилия по реализации программы «Вера и дело», выразив надежду на то, что она «будет содействовать взаимообогащению молодежи в совместных делах на благо святой Церкви, а также внесет свой весомый вклад в дело совместного свидетельства об узах любви Христовой, которые духовно объединяют всех нас».
Таким образом, получается, что программа «Вера и дело», действительно, воплощается в нашей вере и в наших делах. Ведь очень важно не просто слушать доклады на конференциях, хотя и это нужное дело, а проводить совместные акции, как это и было сейчас на Соловках. Ведь тогда молодые люди из разных стран – а это будущие политики, дипломаты, бизнесмены, священнослужители – будут лучше понимать друг друга и плодотворно взаимодействовать в будущем.
Конечно, нам также хотелось бы приглашать молодежь из России к себе в гости. Но для этого нужно, чтобы в США действовали молодежные паломнические центры, которые еще предстоит соорудить, может быть, при помощи Российского государства. Несомненно, развитие такой сети культурно-паломнических центров за рубежом поможет сближению молодежи – нашей и российской.
Сергей Бруштейн (Нью-Йорк):
– Если вы спросите, какую деталь я бы, прежде всего, выделил из впечатлений нашего паломничества, я отвечу: это выросшая среди братских могил на острове Анзер (в годы безбожия там был лагерь узников) береза в форме креста: ввысь уходит высокий прямой ствол, и две ветви раскинуты в стороны, как поперечина креста. На Соловках когда-то было воздвигнуто много рукотворных поклонных крестов, впоследствии уничтоженных большевиками, и вот по Промыслу Божиему поднялся крест нерукотворный. Признаюсь: соловецкая береза-крест навсегда запала мне в душу.
Сейчас, как мы узнали, на Большом острове возрождена кресторезная мастерская, где изготавливаются кресты по старинным образцам; их устанавливают затем на островах архипелага в памятных местах для поклонения. Вообще могу сказать, что про историю Анзера и других островов Соловецкого архипелага можно много читать, но никогда не прочувствуешь той атмосферы, пока сам не побываешь в этих местах. И эта атмосфера способна вливать в тебя новые силы, оказывать поддержку.
Сейчас на островах идет восстановление многих церквей, работают волонтеры, студенты. Мне было интересно познакомиться со студентами Свято-Тихоновского университета (это очень образованные и духовно насыщенные молодые люди), набраться, если можно так выразиться, русского духа. Вместе с ними мы ходили в поход, любовались великолепной северной природой, Святым озером, побережьем Белого моря, и это общее времяпрепровождение очень нас сблизило. На будущий год у свято-тихоновских студентов опять будет лагерь на Соловках, и они приглашали нас приехать. Покидая Соловки, мы увозим обратно домой частичку России.
Лидия Муравьева, студентка (Нью-Йорк, США):
– Ранее о Соловках я почти ничего не знала. Когда отец Андрей пригласил меня принять участие в паломничестве, моя мама напомнила мне, что в детстве я часто слышала от нее русскую народную песню об атамане Кудеяре, который разбойничал, а потом ушел в монастырь замаливать свои грехи. Какой монастырь имелся в виду, неизвестно; может, и Соловецкий, что на Севере Русской земли…
И вот я оказалась в этом месте, овеянном легендами, и была поражена, сколько же сюда стекается народу, чтобы припасть к духовным родникам Православия. Здесь, действительно, необыкновенная обстановка покоя и духовности, особенно для человека, живущего в Нью-Йорке с его бешеным ритмом. Особенно это ощущается на острове Анзер, где, по преданию, селились испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдаленном уединении и тишине предаваться молитвенному подвижничеству.
Мы узнали также о страшном прошлом Соловков, где многие русские люди подверглись репрессиям при коммунистическом режиме. Это печальная страница истории, но главное – это святое место, намоленное и омытое слезами новомучеников. По возвращении в Америку я поделюсь своими впечатлениями об этом незабываемом паломничестве, о новых русских друзьях. Мне радостно, что капля нашего труда влилась в монастырскую жизнь Соловков: наши ребята во главе с отцом Андреем рубили дрова, а девушки носили их и укладывали. И я обязательно вернусь сюда вновь!
Константин Троцкий, студент (Зальцбург, Австрия):
– В Соловецкой обители меня поразил подвиг монахов – как тех, кто жил в монастыре, его скитах и пустынях в прежние века, так и сегодняшних. Это, без преувеличения, настоящий подвиг – посвятить всю свою жизнь служению Богу.
На этой святой земле нам удалось найти новых друзей из России: здесь располагается летний лагерь студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Мы обменялись своими мыслями, опытом, планами на будущее. И даже совместно занимались некоторыми изысканиями, связанными с трагической историей Соловков ХХ века, когда новая богоборческая власть объявила войну Церкви и всем верующим. Как известно, на Соловки ссылали и тут замучили, в первую очередь, иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения: офицеров и солдат – всех неугодных новой власти людей. Но если в 20-е годы минувшего столетия слово «Соловки» звучало зловеще, то сейчас Соловки – это место паломничества многих и многих людей из России и из зарубежья.
Мне очень хотелось бы принять участие в восстановлении Соловецкой обители. Если бы я был обеспеченным человеком, то сразу пожертвовал бы монастырю 1 миллион долларов. А пока – собираюсь снова приехать на Соловки.
Меня иногда спрашивают: трудно ли быть православным на Западе? Да, порой нелегко, так как тебя окружают в основном совсем не религиозные люди; а с другой стороны, большая ответственность – ясно и просто рассказывать о нашей вере. Думаю, что после данной поездки я сумею это делать лучше.
Сьюзен Маклеллан (Бостон, США):
Загрузить увеличенное изображение. 800 x 534 px. Размер файла 126873 b.
– Я американка, но в настоящее время работаю в театральном училище в Гонконге. По приглашению отца Андрея я специально прилетела оттуда в Москву, где примкнула к общей группе паломников. И хотя мне пришлось облететь половину земного шара, я просто не могла не воспользоваться уникальной возможностью отправиться в паломничество на Соловецкие острова в Белом море, где более 500 лет назад преподобные Зосима, Савватий и Герман основали иноческую жизнь.
Удивительна и святость этих мест, и то, сколько православных пострадали здесь за истину. В Соединенных Штатах об этом известно очень мало, и я обязательно расскажу американцам о подвиге этих подвижников.
На меня также произвели большое впечатление строгая монастырская жизнь, которую раньше мы знали лишь по кинокартине «Остров» Павла Лунгина (этот фильм обошел многие страны, в том числе и США) и сегодняшние усилия Церкви по возрождению Соловецкой святыни.
Юрий Куртов, студент (Калифорния, США):
– Мой отец – настоятель православного храма во имя преподобного Серафима Саровского, а мама – регент, так что я с детства слышал о подвижниках благочестия, прославивших Соловецкую обитель. Для меня эта поездка была очень значимой: я воочию ощутил, что никакие безбожные силы, какими бы лютыми они ни были, не смогут одолеть Церковь. Было очень интересно пожить в этой известной обители, поучаствовать в археологических работах, как говорится, пропустить через себя историю этого святого места.
Сегодня сложно сохранять православную идентичность – не только у нас, в Америке, но и по отношению к внешнему миру. Мы видим, что здесь, в России, Церковь начинает играть все более значимую роль в обществе, влиять на социальные процессы, и это не может не радовать. Мы убедились также, что российская православная молодежь занимает активную и целеустремленную позицию. И во взаимных интересах – развивать наш диалог и сотрудничество.
Василий Писаревский
pravoslavie.ru
|