Архимандит Амвросий (Погодин; + 2004)
Рассказ Архиепископа Никона
(Случайные пастырские заметки)
От редакции: Нижеследующая заметка, составленная почившим архимандритом Амвросием, предлагается вниманию читателей по случаю уже прошедшего 40 дня его кончины.
В Евангелии говорится, что когда Господь приближался ко времени своего страдания и возвестил об этом Своим ученикам, то апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы попросили у Господа следующее: "Даждь нам, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядева во славе Твоей". Господь ответил: "Не веста, чесо просита. Можета ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися?" Они же, выражая свою доблестную готовность на мученичество, ответили Христу: "Можева". Иисус же рече има: чашу убо, юже Аз пию, испиета: и крещением, имже Аз крещаюся, креститася: а еже сести одесную Мене и ошуюю, несть Мне дати, но имже уготовано есть" (Марк. 10, 37-40).
Кто же это - те, кому "уготовано это"? Ответ на это мне дал Владыка Никон (Рклицкий; + 1976 г.), автор многотомного замечательного труда, посвященного жизнеописанию Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого; + 1936 г.). Владыка часто удостаивал меня беседы с собой, и сказал мне, что он часто думал о значении вышеприведенных евангельских слов, и недоумевал к кому относятся слова Спасителя: "имже уготовано есть"? И вот, придя в храм, он обратил внимание на икону Христа Вседержителя: по правую сторону от Господа Христа была изображена Его Пречистая Матерь, а по левую - Святой Иоанн Креститель. Таким образом, Владыка Никон получил ответ. Христос не сказал Своим ученикам: кто суть те, которым уготована честь быть непосредственно по правую и по левую руку Христа в Его славе; если бы Он сказал им, что эту честь имеют получить Божия Матерь и Иоанн Креститель, то у апостолов могла бы возникнуть мысль, что Христос уделяет такую честь Своей Матери и Иоанну Крестителю по родственным чувствам. Между тем, как Божия Матерь была святее всех святых и выше всех небесных воинств, но об этом, может быть, апостолы и не знали тогда. Что же касается Иоанна Крестителя, то он, сочетав в себе пророка, апостола, мученика и Ангела, уготовавшего путь Господень, и по свидетельству Господнему: "из рожденных женами не возставал больший Иоанна Крестителя" (Матф. 11, 11). И они не в силу своей родственности по плоти к Спасителю были удостоены этого, а в силу духовной родственности. Сама Церковь, своей иконой ответила на вопрос Владыки Никона.
Неделю спустя, добрый Владыка скончался. Итак, перед смертью он получил откровение.
|