Южно-Американская епархия: 12-го сентября 2004 г.
Епископ Буэнос-Айресский и
Южно-Американский Александр (Милеант) Послание к Южно-Американской пастве
12-го сентября 2004 г.
Память святого благоверного князя Александра Невского
Всечестные отцы, дорогие о Господе
православные христиане Южно-Американской епархии!
Спешу обратиться к вам с моим посланием в связи с тревожной новостью, что в мансонвилльской группе ("Русской Православной Церкви в Изгнании," РПЦИ) "хиротонисан" для Южной Америки "епископ" Антоний (бывший клирик Западно-Американской епархии, иерей Никита Орлов, вышедший из повиновения своему духовному начальству — Архиепископу Кириллу).
Хиротония "епископа" Антония — неканонична, противозаконна, и потому — недействительна. Это значит, что все его священнодействия безблагодатны, и сослужащие с ним клирики находятся в опасности потерять свою священническую благодать.
Православная Церковь всегда строго следила за сохранением ею апостольского преемства (непрерывная передача епископской благодати, начиная с апостольских времен) и для этого установила жесткие правила хиротонии. Среди этих правил укажу на следующие:
Кандидатура предполагаемого нового епископа должна быть соборно одобрена епископами поместной церкви, в которой этот епископ будет состоять.
Кандидатом в епископы не может быть лицо, находящееся под запрещением.
Рукополагающие его епископы, минимум в количестве двух, сами должны быть каноничными епископами и не находиться под запрещением.
Епископ, находящийся на покое, не может без разрешения правящих архиереев совершать хиротонию.Подобным образом, и викарный епископ, не может совершать хиротонию без разрешения своего правящего архиерея.
Нарушение любого из вышеприведенных условий делает епископскую хиротонию недействительной. Правила хиротонии строго соблюдаются в Православной Церкви, ибо однажды разорванное звено в цепи апостольского преемства уже не может быть восстановлено, и все последующие хиротонии, ведущие свое начало от неканоничного епископа — недействительны. Следовательно, Церковь, возглавляемая неканоничными епископами, становится безблагодатной и выпадает из Вселенской Церкви.
Русские православные христиане должны знать, что ВСЕ вышеприведенные условия законной хиротонии были нарушены мансонвилльской группой ("РПЦИ"), и потому ВСЕ ее "епископы," в ней "хиротонисанные," — незаконны и безблагодатны.
Напомним, что уйдя в раскол, мансонвилльская группа не получила поддержки епископата Русской Зарубежной Церкви, и поэтому стала наспех рукополагать даже неподходящих лиц, лишь бы пополнить свои ряды "епископатом," чтобы в глазах людей выглядеть как "настоящая Церковь."
Первое "рукоположение" совершил лишенный сана викарный епископ Каннский Варнава (в ноябре 2001 года) в присутствии стоящего рядом в мантии (и по старческой немощи немогущего служить) Митрополита Виталия (находящегося по собственной просьбе на покое). Таким образом, незаконным викарным еп. Варнавой был единолично "хиротонисан" в епископы запрещенный в священнослужении архимандрит Сергий (Киндяков). Вскоре этот "епископ" Сергий принял участие в хиротонии других "епископов" мансонвилльской группы (см. подробности в приложении). Новый Южно-Американский "епископ" Антоний также является созданием этой неканоничной группы, а значит — незаконным епископом.
Теперь спрашивается: зачем этот, так называемый епископ, присвоил себе титул ЮжноАмериканского, когда для этой кафедры уже шесть лет назад был Собором Русской Зарубежной Церкви назначен законный епископ? — Ясно, что "епископ" Антоний намерен внести смуту среди приходов Южно-Американской епархии.
Поэтому мой призыв к вам, верным чадам Русской Зарубежной Церкви: остерегайтесь "епископа" Антония и не допускайте его в наши приходы!
Тут приходится признать, что, к сожалению, наша материально бедствующая южно-американская паства, среди других епархий нашей Церкви, является, по-видимому, самой малоосведомленной о ходе церковных дел в Отечестве. Действительно, многие из наших прихожан в Южной Америке, в особенности люди старшего поколения, совершенно искренне думают, что с переменой строя в России мало что изменилось по существу, да и не совсем представляют себе, какие изменения там произошли и как эти изменения отражаются на церковной жизни русских людей.
Сравнительно мало кто из наших прихожан или пастырей имел возможность посетить теперешнюю Россию. Церковные новости доходят в Южную Америку с большим опозданием и часто — в весьма ограниченном или даже искаженном виде. (Кстати, полным контрастом является русская калифорнийская паства, которая сравнительно хорошо осведомлена. Вот почему в Западно-Американской епархии, слава Богу, спокойно воспринимается вопрос сближения наших церквей).
На вопрос сближения нашей Церкви с Церковью в России отрицательное влияние в Южной Америке еще оказывает газета "Наша Страна." Эта патриотическая газета, более шестидесяти лет честно боровшаяся с коммунизмом, с падением коммунизма в России оказалась вдруг без определенного врага. Что же остается делать ее редакторам и сотрудникам? Закрыть газету? — Жалко! Поэтому, в духе прежней непримиримости к коммунизму, газета все усилия направила на "разоблачение" теперешних церковных и политических администраторов России. Дух газеты стал мрачным и озлобленным.
Естественно, что южно-американская паства, в среде которой эта газета издается, впитывает негативное отношение ко всему, происходящему в России. Некоторые верующие люди подлинно боятся, что, пользуясь сближением церквей, агенты КГБ расправятся с нашей эмиграцией. Усиливает эти страхи и мансонвилльская группа.
Но, к счастью, люди начинают понимать суть происходящего, и за последние два года авторитет мансонвилльцев заметно упал. Даже в Канаде, например, где находится центр мансонвилльской группы, их последователи разбегаются. В США у них очень скудно с количеством единомышленников. В России и во Франции их группа распалась на две и продолжает дробиться. Надежду им подает только далекая Южная Америка, где их лично почти не знают. И вот для привлечения новых членов в Южной Америке они выдвинули нового "епископа" — Антония (Орлова).
Утешительно то, что, по милости Божией, основная масса верующих на нашей стороне, — стороне истины, а мансонвилльская группа постепенно сойдет на-нет, как и всякое раскольническое сообщество.
Со времен падения коммунизма, в России очень многое изменилось к лучшему — я имею ввиду, в первую очередь, в духовном плане. Если кто-нибудь сомневается в моем утверждении, то я советую ему самому поехать в Россию, самому побывать в храмах, посетить монастыри и книжные магазины, где продается духовная литература, пообщаться с духовенством и с верующими людьми. Тогда станет очевидным, что Россия духовно преображается, как предсказывали это наши святые.
Я, лично, стараюсь смотреть на вопрос сближения церквей в историческом плане и спрашиваю себя: с кем и зачем мы собираемся сблизиться? — Мы говорим о сближении со всей Русской Церковью, с которой мы всегда были едины, но временно разъединила нас богоборческая власть. Следует уточнить, что речь идет именно о сближении, но никак не о "слиянии," "объединении," "поглощении," как это упорно именуют наши противники. Ныне Русская Церковь состоит из миллионов верующих людей, сонма духовенства и монашествующих. В этой Церкви обильно дышит благодать Божия, происходят чудеса, являются чудотворные иконыЙ О, если бы у нас, безбедно и сыто живущих заграницей, было бы столько духовного горения, как у тех верующих, которые до отказа заполняют русские храмы! И потому целью нашего сближения является желание духовного единства с нашим Народом в Отечестве.
Я уже писал, и снова повторю, что мы должны радоваться чуду начинающегося духовного возрождения России. Оно — дело милости Божией, за которое надо непрестанно благодарить Господа. Меня огорчало то, что после падения коммунистического режима, мы, заграницей повсеместно, не служили благодарственных молебнов, не установили дня благодарения на подобие нашего "дня непримиримости," но продолжали на Литургии читать ту же молитву о спасении России, которую читали в годы самых лютых гонений на Церковь — без единой фразы благодарности Богу за совершившееся чудо! Кроме того, в заграничных периодических изданиях, как церковных так и светских, мы подробно писали о неполадках в России и в Русской Церкви, а добрые события как бы не замечали. Естественно, что, впитав такую одностороннюю информацию, русские эмигранты сомневаются, что в России происходят положительные перемены.
Духовное обновление в России — это дело милости Божией. Но, к сожалению, не все среди нас это видят. Да не произойдет с нами то, что произошло с еврейским народом, когда обещанный пророками Мессия пришел, а многие из них Его не узналиЙ
Й Итак, о каком сближении идет речь? Естественно, с администрацией Московской Патриархии, как официальной представительницей Русской Церкви, мы должны вести переговоры. Но, фактически, мы ищем сближения расторгнутых частей некогда единой и могучей Русской Церкви. Со временем уйдет в иной мир и нынешний Патриарх, и прочие иерархи МП, уйдем туда и мы. Что же останется после нас? Остаться должна единая Русская Православная Церковь, чтобы противостать натиску антихристовых сил!
Мы много спорим сближаться ли нам или не сближаться Й Но вдумаемся, что действительно объединяет, а что разделяет нас, спорящих и гневающихся друг на друга.
Объединяет нас, во-первых, наша Православная вера; потом — наша любовь к исторической России: к ее славному прошлому, ее святым угодникам, ее языку, ее великой культуреЙ Мы все согласны в том, что сотрудничать с безбожной властью — зло и что экуменическое движение противоречит православному учению об единой, святой, соборной и апостольской Церкви. С этими важнейшими принципиальными вопросами согласны все — не только мы, живущие заграницей, но и пребывающие там, на родине.
О чем же мы спорим и из-за чего ссоримся? Из-за личностей: тот коммунист, а этот экуменистЙ Но сердце человека ведает только один Бог. Ему и предоставим суд. В главном же мы все принципиально согласны. Пусть это главное и будет основной в вопросе сближения. Сами по себе споры по этому вопросу — своевременны и полезны для объективного решения. Жаль только, что иногда они, по наветам врага рода человеческого, оборачиваются враждой и разделениями. Надо всячески стараться не терять взаимного уважения, не оскорблять друг друга и не ссориться. Господь сказал: "Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими."
Долг каждого из нас — стать миротворцем. Вся наша забота должна быть направлена к тому, чтобы сохранить церковное единство, и не раздробиться на множество, друг с другом воющих церковных группировок, наподобие греков-старостильников, у которых с каждым годом возникает новая "самая истинная и единственно правильная" из церквей, насмерть воюющая с другими подобными ей "церквами." Апостол Павел предупреждает: "Если друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом" (Гал. 5:15).
Будем же помнить слова Господа: "По тому узнают, что вы Мои ученики — если будете иметь любовь между собой." Любовь — а не вражду и разделение! Я верю во всесильную благодать Божию, "немощная врачующую и оскудевающих восполняющую." Я верю в мудрые пути Промысла Божия.
Благодать Божия да будет со всеми Вами!
+ Епископ Александр
P.S. Отцов Настоятелей Южно-Американской епархии прошу донести настоящее послание до сведения всего клира и прихожан.
Приложения
1. Обращение Митрополита Виталия о своем уходе на покой
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Дорогие собратия Архипастыри!
Согласуясь с моим заявлением, на последнем заседании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, от 27 июня/10 июля 2001 года, я теперь повторяю пред всеми Вами, пред всем Архиерейским Собором, — что я ухожу на покой. И прошу у всех Вас собратий Архипастырей святых молитв. Я тоже молюсь за всех Вас и теперь все вместе будем молить и просить Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа, чтобы Он помог нашему Архиерейскому Собору избрать нового предстоятеля нашей многострадальной Русской Зарубежной Церкви. С моей стороны я призываю всех Вас объединиться вокруг нашего соборного избранника и совместно всем нам позаботиться о восстановлении мира и единства среди нас и нашей паствы. Только в единении у нас сила и мы, с Божией помощью, сможем противостоять всем козням врагов видимых и невидимых. Аминь. У всех Вас дорогие собратия, прошу святых молитв и прощения.
+ Митрополит Виталий
Месяц октябрь, 10/23 дня, 2001 года
Примечания:
После своего ухода на покой Митрополит Виталий не имел права возвратиться из состояния "на покое" на уже занятый пост Первоиерарха. Ибо, согласно п. 14 Положения о РПЦЗ уже был, с его ведома и согласия, созван чрезвычайный Собор, состоялись выборы нового Первоиерарха и сам Митрополит Виталий после избрания поздравил Митрополита Лавра с избранием на пост Первоиерарха и обещал ему свою поддержку.
Фактически, приведенный выше документ является последним, достоверно подписанным Вл. Виталием. Подпись под ним может быть удостоверена массой свидетелей. После же того, как Вл. Виталий оказался в Мансонвилле, никто из архиереев не мог беспрепятственно с ним встретиться, побеседовать без посторонних свидетелей, и ни один документ, на котором стоит подпись митрополита Виталия не был получен в условиях, исключающих злоупотребления. Даже неизвестно, знает ли сам Вл. Виталий о существовании документов, выходивших под его подписью из Мансонвилля.
2. Акт избрания Митрополита Лавра
В среду, 11/24 октября 2001 г., в день памяти Св. Апостола Филиппа от 70-ти и преп. Феофана Исповедника, собравшихся в городе Нью-Йорке в Синодальном Соборе Знамения Пресвятой Богородицы, в честь Ее Курско-Коренной Иконы, Мы, Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, перед открытием чрезвычайной сессии Собора нашего, молясь за Божественной Литургией, совершив панихиду по приснопамятным Прежним Митрополитам Антонии, Анастасии и Филарете и молебен Божией Матери перед Ее чудотворным Курско-Коренным образом, а также святителям Патриарху Тихону и Иоанну, Шанхайскому и Сан-францисскому Чудотворцу, призвав благодатную помощь Святого Духа, приступили к избранию нового Первоиерарха РПЦЗ, после освобождения сей кафедры по решению Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия уйти на покой.
Голосующих Преосвященных было 18, из них 6 отсутствующих, но подавших голоса письменно.
При первом туре, голоса за Преосвященных распределились следующим порядком: Архиепископ Лавр — 12 голосов, Архиепископ Марк — 1 голос, Архиепископ Иларион — 1 голос, Епископ Вениамин — 1 голос, а три Преосвященных воздержались. Таким образом, при первом голосовании Преосвященный Лавр получил 2/3 голосов и избран, согласно Наказа об избрании Первоиерарха, пятым Первоиерархом РПЦЗ.
О ниспослании же благословения Божия на дальнейшее служение Первоиерарха нашего, Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, молим Всемогущего Бога. Аминь.
Подписи:
Митрополит Лавр
Архиепископ Алипий
Архиепископ Марк
Архиепископ Иларион
Епископ Кирилл
Епископ Амвросий
Епископ Евтихий
Епископ Агафангел
Епископ Александр
Епископ Гавриил
Епископ Михаил
3. Заявление Синодальной Канцелярии
Как стало известно из публикации в мировой сети (Интернет), в Свято-Преображенском скиту в Мансонвилле, Канада, были совершены противоцерковные акты — "хиротонии" двух запрещенных клириков. 3 ноября с.г. пребывающим на покое Митрополитом Виталием и лишенным сана, бывшим епископом Каннским Варнавой (Прокофьевым) был "хиротонисан во епископа" запрещенный в служении архимандрит Сергий (Киндяков).
На другой день подобная "хиротония" была совершена над запрещенным в служении архимандритом Варфоломеем (Воробьевым) [примечание: на самом деле архим. Варфоломей был "хиротонисан" на неделю позже. Еп.А.М.]. Соборное постановление о лишении его сана было вручено бывшему епископу Варнаве в присутствии трех свидетелей, именно в день первой хиротонии, в девять часов утра, т.е. до начала богослужения.
Таким образом, обе эти "хиротонии," в полном согласии со св. канонами, должны считаться недействительными.
Напомним также, что владыка Виталий вряд ли был в состоянии совершить как полагается "хиротонии," т.к. уже три года не служил Божественную Литургию. Примечательно и то, что в одном из заседаний последнего Архиерейского Собора 16/29 октября 2001 г. кандидатуры во епископы обоих названных клириков (архим. Сергия и арх. Варфоломея) были сняты, т.к. еще несколько лет тому назад их выдвигал Архиерейский Собор как возможных кандидатов.
Итак, эти лжехиротонии явились лишь свидетельством того, что зловещие мирские силы, издавна стремящиеся разрушить нашу Церковь, стараются использовать все мыслимые человеческие слабости и страсти, чтобы внести раскол в церковную ограду.
Таким образом, мы обращаемся к верному клиру и боголюбивой пастве Русской Православной Церкви Заграницей с увещанием не признавать эти беззаконные действия и не поддаваться призывам прельщенных людей, одержимых духом раскола, кои не ведают, что творят, разрывая нешвенный Хитон Христов и в безумии своем участвуя в разрушении той самой Церкви, которую они, будто бы, стремятся защитить.
+ Епископ Гавриил,
Секретарь Синода
23 октября /5 ноября 2001 г.
Примечание. Вот хронология событий:
Архимандрит Сергий (Киндяков) был "хиротонисан" 3 ноября 2001 г. с участием Вл. Виталия и самовольно Вл. Виталием "восстановленного" лишенного сана викарного еп. Варнавы;
иеромонах Владимир Целищев был "хиротонисан" 6 ноября 2001 г. "еп. Сергием" и изверженным еп. Варнавой;
архимандрит Варфоломей (Воробьев) — 11 ноября 2001 г. с участием Вл. Виталия, "еп. Сергия" и "еп. Владимира.
"4. "РПЦИ" на заседании 25 июня/8 июля 2004 запрещает в священнослужении епископа Варнаву (снова!)
Выписка из протокола 36/04/М:
Члены Синода СПЦИ "Слушали: Доклад о разрушительной деятельности Архиепископа Варнавы, и, в частности, о непризнании им соборных решений, большинство из которых он сам подписывал, и о распространении им ложных сведений о ведении дел Архиерейским Синодом.
"Архиепископу Варнаве выставлены следующие обвинения:
"Непризнание соборного решения от 8/21 августа 2002 г. о группе Архиеп. Лазаря и соответствующего Указа от 1/14 ноября 2003 г. и всяческая поддержка лазаревской группировки, вплоть до издания на их официальном интернет-узле своих заявлений и Послания.
"Непризнание решений Собора 16-20 мая 2003 г., которые были вынесены и подписаны Вл. Митрополитом и Епископами Сергием, Владимиром и Варфоломеем, из которых некоторые были подписаны им самим. Архиеп. Варнава утверждал в письме от 14/27 декабря 2003 г., что "Кандидатуры были "приняты" в мае месяце в совершенно ненормальных условиях," которые сам же и создал, и что "о таком "Соборе" можно говорить только в условном виде." Он оспаривал им же предложенную хиротонию о. Виктора Пивоварова, отказался от неё в июне месяце в Париже, притом распространяя на о. Виктора клевету о его семейном положении и его рукоположении.
"Непризнание решений Синода 15/28 ноября 2003 г., называя этот Архиерейский Синод (на котором сам же присутствовал и скрепил все решения своей подписью) "Протоиерейским совещанием" и ведение им дел – "вопиющим безобразием" (Письмо от 14/27 декабря 2003 г.).
"Вопреки соборному решению 1998 г. об освобождении Румынской епархии от подчинения РПЦЗ, Архиеп. Варнава самочинно принял её под свой омофор 20 янв./2 февраля 2002 г., преступая общие церковные правила; притом заверяя румынских священников в том, что письмо Митрополита Виталия от 26 марта/8 апреля 2002 г. носящее также подписи Епископов Сергия и Владимира, указывающее на неизменность соборных решений 1998 года, имеет значение лишь историческое.
"Ложное утверждение, что, якобы, указы, касающиеся его определения на покой, носят фальшивые подписи: "Ни Вл. Митрополит... ни прочие Архиереи подписей не ставили и не могли бы ставить, т.к. это было бы беззаконием с их стороны," переводя этим предмет соборного решения на мнимое вмешательство в чужую епархию.
"Непризнание синодального решения о снятии прещения, наложенного на митроф. прот. Вениамина Жукова, ибо как явствует из Указа от 6/19 января 2004 г. за Ь 24/04/М: "тщательное разсмотрение обвинений, вменяемых отцу Вениамину, выявило их необоснованность и незаконность, ибо, согласно Пр. 16 Карфагенского Собора, наложение прещений не может производиться "по вражде или пристрастию."
"Постановили:
"Ввиду выше указанных нарушений, явно свидетельствующих о неподчинении Архиеп. Варнавы решениям Высшей Церковной Власти по ряду существенных вопросов церковного благоустройства и нравственного уклада церковной жизни, и учитывая письменные отзывы всех Архиереев:
"Запретить Архиеп. Варнаву в священнослужении, вплоть до принесения им покаяния.
"Напомнить Архиепископу Варнаве, что дерзнувший совершать Богослужения в состоянии запрещения лишается священного сана.
+Митрополит Виталий, Первоиерарх РПЦИ
+Епископ Сергий
+Епископ Владимир
+Епископ Варфоломей
Митроф. Прот. Вениамин Жуков, Секретарь Архиерейского Синода
"P.S. Мое примечание: обратите внимание, что сами "рукоположенные" запрещенным еп. Варнавой лица, в конце концов сами вынуждены запретить своего "духовного отца" — за те же нарушения, за которые раньше его лишил сана Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей!... Еп. Александр (Милеант).
|