Архиепископ Антоний (Медведев; + 2000 г.)
«Войдите все в радость Господа своего»
(последнее Пасхальное послание)
От редакции: Предлагаем вашему вниманию последнее пасхальное обращение к Сан-Францисской пастве приснопамятного, всеми любимого и благостного старца, Преосвященнейшего Антония, архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского (+ 10/23 сентября 2000 г.), по случаю четвертой годовщины со дня его блаженной кончины, молитвенно отмеченной в многочисленных приходах Русской Зарубежной Церкви. Помолимся, братие и сестры, о упокоении его светлой души и о том, чтобы Господь воздвиг нам новых столпов. И мы верим, что Он воздвигнет, ибо Церковь Христова всегда жива, и Господь всегда направляет людей, достойно делающих и несущих дело Божие.
Христос Воскресе!
Дорогие отцы сопастыри, во Христе братие, сестры и дети и все, кто прочтет или услышит это пасхальное приветствие: «Войдите все в радость Господа своего» (по Матф. 25, 21 и святителю Иоанну Златоусту).
Признаюсь, что в этому году, приближаясь к последним седмицам Великого поста и остро, как никогда прежде, переживая все грехи всей жизни, на фоне теперешней моей старческой беспомощности, я уныл чрезвычайно, но благодать приблизившейся Пасхи спасла меня. Не знаю – когда, но перелом в душе наступил.
Светает и я представляю себе сад Иосифа Аримафейского и бегущих к погребальной пещере апостолов Петра и Иоанна.
Слава Тебе, Господи! Отстав от более молодого Иоанна, добежал и Петр, измученный всеми переживаниями со дня предания Господня и горькими слезами, которыми апостол оплакивал свое троекратное отречение от Христа Спасителя, страха ради иудейского.
Господи, Боже наш! Какую бодрость, какое обновление сил подает прощение Христово, так божественно-благостно подаваемое.
А ученик и спутник Петров, апостол и евангелист Марк, свидетельствует, что через ангела было поручено мироносицам сказать о Воскресении Христовом ученикам Его и Петру. Святой апостол Павел также подтверждает, что Христос по воскресении «явился Кифе (т.е. Петру), потом двенадцати» (1 Кор. 15, 5). Подтвердили это и старшие апостолы святым апостолам Луке и Клеопе при возвращении их из Эммауса (Лк. 24, 34).
Но приготовимся теперь к нашей Светлой Заутрене.
Многократные приходы святых жен мироносиц, желавших почтить Тело Христово помазанием драгоценным миром, изображаются крестным ходом вокруг храма. Участие в этом невидимого мира – пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех...»
И, наконец, наше обновление духовное изображено окончанием этой стихиры: «и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Перед храмом молитвенно начинается утреня. Здесь мы услышим: «Христос Вокресе», и ответ: «Воистину Воскресе». Но вот двери открываются, входим в храм и тут по выражению церковного писателя: «вся церковь (т.е. находящиеся в храме) обращается в Его Святую Церковь», в наше единство со Христом, которому учит девятый член Символа Веры.
В правой стороне храма (Кафедрального Радосте-Скорбященского собора г. Сан-Франциско – ред.), под сенью, рака со святыми мощами строителя собора и молитвенника нашего, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Он воистину жив духом своим и молится за нас.
В храме находятся и те, кто помнит его пасхальное служение, когда он, со светящимся верою и любовью ликом, совершал каждение с пасхальным трехсвечником, быстрыми движениями обходя храм и восклицая «Христос Воскресе».
Более молодые передадут последующим поколениям и свое свидетельство о многолюдном прославлении святителя в 1994 г.
Паломники будут еще и еще прибывать в Сан-Франциско не только из разных епархии Америки, но и из других частей света.
А святитель Иоанн как бы повторяет с нами мысли пасхальных песнопений: «Очистим чувствия», «простим вся воскресением» и, наконец: «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите» (Канон Пасхи, песни 1-ая и 9-ая, стихира и причастен Пасхи). Этой заповедью жил и действовал святитель, неусыпающий молитвенник и скорый помощник молящихся ему.
Да сохранится прекраснейшей русский обычай пасхального богослужения. Именно, Святая Русь дала нам святителя Иоанна. Ее любить, для нее потрудиться, это его завет.
Еще в России полюбил будущего святителя нашего архиепископ Харьковский, позже митрополит Киевский и Галицкий, Антоний, и в Шанхай, рукоположив отца Иоанна во епископа, направил его уже из Сербии, как «кусочек сердца своего».
Многострадальная же Сербия – это родина давнишних предков нашего святителя. Сербия, это край великого долготерпения, встретившего ненависть со стороны якобы свободного Запада и НАТО. Как раз в пасхальные дни прошлого года начата усиленная бомбардировка разрозненной Сербии с областью Косовской, покрытой ее заветными историческими святынями. Кощунственно были сброшены и бомбы с издевательской надписью, именующей их «пасхальным подарком»!
Я закончу свое пасхальное (а, возможно, что и прощальное) послание призывом ко всем вам молиться о спасении и благодатном обновлении верою и благочестием братских народов русского и сербского.
В Сербии в родном своем местечке, Леличе, местно уже прославлен, ожидающий достойного общего прославления, «сербский Златоуст», богослов и архипастырь-исповедник, Николай, епископ прежде Охридский, затем Жичский.
Это друг святителя Иоанна. В его епархии потрудился отец Иоанн Максимович вместе с известнейшим отцом Иустином Поповичем, как наставник и воспитатель в семинарии. Святитель Николай тогда еще первый, и в печати, и устно заявил о святости отца Иоанна Максимовича. Он же, после заточения в плену немецком, просил, живя в Америке, наш Синод ускорить дело канонизации святого Иоанна Кронштадтского.
Надо сказать, что гонение на православно верующих в Сербии, весьма напомнило нам и преследование Церкви на родине нашей. В обеих странах вся земля освятилась кровью новомучеников. Епископ Николай Жичский оставил на сербском языке «Службу сербским святым мученикам, пострадавшим со времени князя Лазаря до сего дня». Эта служба начинается стихирою, которую я здесь приведу в вольном переводе:
«От небес взирая,
сербские святители
душам новомучеников,
как своим потомкам
встречу устрояя, так им говорили:
О, милые страдальцы,
не печальтесь более
в Царствии Небесном
все ликуйте с нами!»
Святые новомученики и исповедники братских народов русского и сербского, молите Бога о нас! Вы живы и, даст Бог, народы ваши живы будут!
Воистину Воскресе!
+ Архиепископ Антоний
Пасха 2000 г.
|