АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР, декабрь 2003 г.
ПОСЛАНИЕ К ПАСТВЕ
Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Собравшийся ныне Архиерейский Собор, осеняемый как и предыдущие наши Соборы, присутствием святой чудотворной иконы Божией Матери Знамения Курской-Коренной, главной задачей своей работы имел вопрос о взаимоотношении Русской Православной Церкви Заграницей и Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Заседанию Собора предшествовало Всезарубежное Расширенное Пастырское Совещание. Присутствующие на Совещании архиереи могли услышать весь диапазон мнений практически всего Зарубежного клира. Определенно можно сказать, что ни у кого не вызывает сомнения необходимость вести диалог с представителями Московской Патриархии о преодолении существующих разделений. Значительная часть участников вновь поднимала вопрос об осуждении сергианства и экуменизма. Несомненно это нашло отклик в работе Собора и будет учитываться впредь.
Перед нами стоит вопрос не слияния или соединения церквей, а установления нормальных церковных взаимоотношений между двумя частями некогда единой Русской Церкви, которые оказались разобщенными по историческим причинам.
Как известно, в 20-х годах прошлого столетия, согласно Указа Патриарха Тихона, на временных началах, была образована Русская Зарубежная Церковь.
Предполагалось, что коммунистическая власть падет через несколько лет, и русские эмигранты во главе со своими архипастырями смогут вернуться на свою родину.
Увы, по нашим грехам, это не произошло! Безбожный режим более чем на 70 лет поработил русский народ и воздвиг лютое гонение на веру Христову.
Параллельно с этим, за годы своего скитания на чужбине Зарубежная Церковь распространилась почти по всем странам мира. Создавались новые епархии, строились храмы с приходскими школами, создавались монастыри, возникали молодежные и патриотические организации, издавались газеты, журналы и книги. Перед пастырями Зарубежной Церкви встала задача не только сохранить православную веру и русскую культуру в своей пастве, но и привлекать инославных к Православной вере, прививая им наши церковные традиции. Так во многих странах стали возникать приходы, состоящие почти исключительно из местных жителей, обратившихся в Православие. С годами постепенно менялся исостав прихожан. В то время как уходило в иной мир старшее поколение, их дети и внуки стали забывать русский язык и теряли культурное наследие своих родителей. Смешанные браки стали повсеместным явлением. Эти факторы выдвинули новую задачу перед Зарубежной Церковью, которую не предвидели ее основатели, а именно, что Русской Церкви зарубежом придется миссионерствовать и нести миру свет Православия.
Мы, русские люди, оказавшиеся заграницей, должны благодарить Бога за то, что, находясь в условиях полной свободы от безбожного коммунизма, наша Церковь смогла сохранить чистоту Православной веры, не поддаваясь пагубным соблазнам экуменизма и модернизма.
Тем временем на нашей многострадальной родине безбожная власть использовала жуткий террор и все возможные методы, чтобы поработить Русскую Церковь.
К счастью этому пришел конец! Как предсказывали наши святые, Бог сжалился над русским народом и освободил его от ига безбожной власти. Да радуются земля и веселятся небеса: «пал, пал Вавилон — эта великая блудница!» (Ап. 18:2).
Можно бесконечно спорить о неоднозначности общественно-политических перемен в России, но перемена в положении миллионов верующих очевидна для всех. Теперь мы стали свидетелями того стремительного духовного обновления, которое происходит на нашей Родине: сотнями и тысячами принимают крещение русские люди, восстанавливаются храмы и монастыри, возникают духовные академии, семинарии и приходские школы, в огромном количестве печатаются религиозные книги.
Мы, живущие заграницей, должны возрадоваться духовному пробуждению русского народа и благодарить Бога за то, что Он услышал наши молитвы и молитвы сонма новомучеников российских о спасении России.
Может быть не так быстро, как хотелось бы, но Церковь в России постепенно начинает осознавать необходимость разрушения средостений до сих пор разделяющих русскую паству в Отечестве и за рубежом. Действительно Церковь в России прославила сонм новомучеников, а также Царскую Семью, что было немыслимо сделать при безбожном режиме. Она же осудила принцип служения Церкви государственным интересам — в сущности, принцип сергианства. Большое количество духовенства и мирян в России настаивает на выходе Русской Церкви из Всемирного Совета Церквей. Все это подает надежду, что со временем будут исцелены и прочие язвы, нанесенные Русской Церкви богоборческим режимом.
Сейчас надо договориться, как устранять застарелые и могущие возникнуть новые недоразумения между обеими частями Русской Церкви, и согласиться на том, чтобы впредь все проблемы взаимоотношения решать мирно и в духе истины и любви.
По нашему твердому убеждению, Зарубежная Церковь, в силу тех задач, которые стали перед ней в связи с окормлением столь разбросанной и разнородной паствы, должна сохранить свою свободу и административную независимость. При этом желательно, чтобы в тех местах, где параллельно существуют приходы Зарубежной Церкви и Московской Патриархии был выработан опыт дружественного сосуществования при исполнении единой миссии свидетельства о Христе. Вопрос о полном евхаристическом общении может являться только конечным итоговым результатом соборной деятельности обеих частей Русской Церкви, подготавливаемой соответствующими комиссиями.
Для разрешения вопросов, связанных с преодолением конфронтации двух частей Русской Церкви, на Архиерейском Соборе была образована комиссия, которая всесторонне рассмотрит вопросы взаимоотношения обеих частей Русской Церкви и предложит приемлемые для обеих сторон шаги.
Сознавая важность и ответственность развивающегося переговорного процесса, мы находим желательным созыв в будущем четвертого Всезарубежного Собора.
Призываем Божие благословение на всю нашу верную паству и просим святых молитв о нас, архипастырях ваших, желающих сохранить свое стадо в единении и в чистоте Православного вероисповедания.
Пресвятая Богородица, Путеводительница наша, веди нас и впредь по заповедям Сына Твоего и угодивших Ему святых Отцев наших. Аминь.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА:
† ЛАВР, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский,
Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей
† АЛИПИЙ, архиепископ Чикагский и Детройтский
† МАРК, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский
† ИЛАРИОН, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский
† КИРИЛЛ, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский
† АМВРОСИЙ, епископ Женевский и Западно-Европейский
† ЕВТИХИЙ, епископ Ишимский и Сибирский
† АГАФАНГЕЛ, епископ Симферопольский и Крымский
† АЛЕКСАНДР, епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский
† ДАНИИЛ, епископ Ирийский
† ГАВРИИЛ, епископ Манхеттенский
† МИХАИЛ, епископ Бостонский
† АГАПИТ, епископ Штуттгартский
† ПЕТР, епископ Кливлендский |