Выступление протопресвитера Валерия Лукьянова
«РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ»
Общеизвестны обстоятельства возникновения Русской Зарубежной Церкви в 20-х годах прошлого века, как последствие кровавой революции и вынужденной эвакуации огромного числа русских людей за пределы родины. Общеизвестно также становление РПЦЗ на основе указа Святейшего Патриарха Тихона.
В обсуждении вопроса о взаимоотношениях между Русской Зарубежной Церковью и Московской Патриархией необходимо выяснить каково состояние РПЦЗ на сегодняшний день, после почти столетнего своего бытия в четырех поколениях православных людей, как коренных русских, так и обращенных в православие местных жителей. Мы имеем уверение в том, что Русская Зарубежная Церковь является подлинно свободной соборной Церковью зарубежья, никогда не порывавшей своей духовной и юридической целостности с Русской Матерью Церковью, как об этом свидетельствует постановление Собора Русских Архиереев Заграницей от 16/29 июля 1927 года. Вчитываясь в это судьбоносное постановление, видно, что РПЦЗ, "не отделяя себя от своей Матери Церкви и не считая себя автокефальной, была в полном духовном и административном подчинении канонической Московской Патриархии во время Патриарха Тихона, но прекратила всякое общение с ней и ее иерархией...с того момента, когда она стала неканонической — после Декларации митрополита Сергия, предавшего Русскую Церковь в руки ее злейших врагов, войдя в союз с богоборческой властью." Далее говорится в этом постановлении: "Но ЗЦ по-прежнему хранит верность своей Матери Церкви Российской и взяла на себя высокую... миссию хранить все основы, традиции и величие Русского Православия и Русской Православной Церкви, и говорить свободно и открыто по всему миру от имени порабощенной Матери Церкви и изнывающего в неволе русского народа." В такой своей миссии РЗЦ и пребывала все эти годы. Сила и жизнеспособность РПЦЗ всегда выявлялись в ее духовной свободе, соборном управлении и мышлении. Зарубежная Церковь твердо стоит на идеологии трех Всезарубежных Соборов, управляется Архиерейскими соборами, епархиальными и приходскими собраниями в духе свободного волеизъявления и приверженности к неповрежденной Истине Православия. РПЦЗ обладает подлинной свободой, не подчиняясь контролю мирских властей, если эти последние посягают на духовную природу Церкви или пытаются увести Ее в течение апостасийного глобального морального порядка. Речь идет о соборном сознании Церкви. В отдельные времена отдельные клирики могли погрешать ошибочными или соблазнительными действиями, но это еще не соборное сознание всей Церкви.
В результате такого своего убежденного сознания и твердого стояния, РПЦЗ и могла не только сохраниться духовно всё это столетие, но и иметь положительное и сдерживающее влияние во всем православном мире. Так, к 1981 году, усматривая признаки апостасийного устремления в православном мире, ЗЦ прославила сонм Новомучеников и Исповедников Российских, во главе с Царственными Мучениками, что имело резонанс во всех Поместных Церквах. Имея цель сохранения паствы от тлетворного действия ереси экуменизма, имеющей задание, в духе новой всемирной морали, низвергнуть веру людей в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, ЗЦ в 1983 году провозгласила "анафему" всемирному экуменизму.
Укрепляемая таким стоянием в чистом Православии, зарубежная паства все эти годы ревностно созидала живительное домостроительство Церкви. И вот плоды этих трудов: действуют мужские и женские монастыри, разбросанные по всем частям света приходы и общины, церковные школы, духовное училище, организации молодежи, миссионерская проповедь, издательство церковной периодики, богослужебной и душеспасительной литературы. Процветает храмоздательство, упрочиваются иконопись, церковное пение. Утешительно, все эти начинания благодатно осуществляются под омофором Одигитрии русского рассеяния — чудотворной Курской иконы Божией Матери и теперь утраченной Монреальской Мир ото чивой иконы Владычицы, при покровительстве прославленных в зарубежья угодников Божиих, видное место среди которых занимает великий святитель Сан-Францисский и Шанхайский Иоанн, мощи которого открыто почивают в его соборе.
Не для идеализации и самоублажения взираем мы на благодатный путь, пройденный РПЦЗ за почти столетие ее бытия. Мы вспоминаем с глубокой благодарностью святые труды целого сонма подвижников и стоятелей за веру: наших духоносных Первоиерархов и архипастырей, твердою рукою и безкомпромиссно праведно правивших слово Божественной Истины по завещанию Святейшего Патриарха Тихона; скромных пастырей наших, часто вынужденных совмещать свое пастырское служение с гражданской службой; наших учителей в училищах и школах; наших церковных деятелей и жертвователей, которые интересы Церкви ставили выше своего благополучия. Мы им признательны за то, что они, подобно пророку Моисею, провели нас сохранно через треволнения, ужасы и соблазны окаянного двадцатого века, вселили в нас решимость идти и дальше путем правым и спасительным.
Тем временем, за эти же десятилетия Русская Церковь в отечестве подверглась жесточайшим гонениям от безбожной и богоборческой власти, пришедшей на смену распавшейся монархии. Еще горшими оказались соблазны сотрудничества с безбожниками для ликвидации истинной Церкви. Основная часть духовенства и верующих не поддалась этим искушениям, предпочитая мученичество, исповедничество и уход в катакомбы, лишь бы не идти на компромисс с совестью. Параллельно возникла несозвучная противостоянию безбожникам структура Русской Церкви, повергшая себя в слияние своих интересов с требованиями антицерковной власти, открыв эпоху так называемого "сергианства." Так реализовался трагический раскол в Российской Церкви. Естественным продолжением этого нового курса сожительства Церкви с властью явилось требование последней, чтобы официальная Патриархия вошла во Всемирный Совет Церквей, активно и молитвенно участвуя в сообществе экуменистов, перешагивая, тем самым, рубеж сослужения и общей молитвы с еретиками — в нарушение догматов Православной Церкви и предания Святых Отцов. Поскольку РЗЦ принципиально не связывает себя с идеологией Нового Мирового Порядка, поощряющей экуменизм, она не может быть в единении с приверженцами этого движения. Итак, в этих двух бедствиях нужно искать ключ к идеологическому расхождению между РЗЦ и МП сегоднешнего дня. Долг обеих частей Русской Церкви найти путь к устранению расхождений через горнило единой Истины.
Мы не можем закрывать глаза на исторические сдвиги, имевшие место в жизни России за последнее десятилетие. Мы должны понять, что миллионы русских людей окормляются Церковью, невзирая на неимоверные трудности, слабости и изъяны, о которых знает вся Россия. Мы не можем не усмотреть ревностного устремления ординарных верующих людей к восстановлению поруганных святынь, к поднятию из руин храмов и древних обителей, к воссозданию церковных школ и детских приютов, к издательству огромного числа книг духовного содержания. Как и во всем мире, в России молодежь испытывает моральный кризис, и всё же молодые люди пополняют ряды пастырей и монахов, девушки призываются к послушанию в обителях. Многие из молодежи подвизаются на поприще церковного пения. Экономически стесненные русские люди несут свои грошики на возрождение Православия. Подвиг русской верующей души нужно вседушно поддерживать и приветствовать. Но эти рядовые труженики высокой политики не делают, духовные соблазны от них не идут. Необходимо, чтобы оздоровляющее воздействие было бы направлено в адрес тех вершителей церковной идеологии, у коих сердце открыто для восприятия Истины, свободной от миродержцев и еретичествующих, и у коих воля готова к изжитию стержневых преград к объединению двух частей Русской Церкви сервильного сергианства и еретического экуменизма. Время назрело и совершенно очевидно, что необходим учтивый и честный диалог, снисходительный к немощам человеческим, но не компромиссный, терпеливый, но определенный-определенный в неприятии греха ереси, определенный в непокорении воли церковной воле мирской. Этот целительный процесс должен осуществляться спокойно, а не стремительно с форсированием событий; он должен рассудительно и благоразумно разобраться во всех разделяющих нас вопросах и положениях, учесть индивидуальные особенности прошедших десятилетий каждой из сторон и не выпускать из поля зрения чаяния и чувства паствы. Посмотрим на реалию зарубежного церковного опыта. Разве не парадоксально, что РПЦЗ окормляет уже немало лет тысячи выходцев из России во всех странах зарубежья? А ведь это люди или из приходов Московской Патриархии или вообще приходящие в церковь впервые в своей жизни. Поскольку эти верующие сознательно и нелицеприятно вливаются в жизнь Церкви, у коренных зарубежных прихожан это не вызывает никаких противоречий. То же будет и со всей Церковью, если будет достигнуто единомыслие в том, что сейчас делает слияние невозможным.
Все церковные соборы всех времен приходили к обоюдному правильному решению вопросов и разногласий через прения. Прений в диалоге бояться не нужно. Бояться нужно раскола. Раскол учинить не трудно, собрать всю паству воедино граничит с чудом. Мы этого чуда просим от Господа, но этого чуда мы должны соделаться достойными.
Говоря практически о РПЦЗ, достижение единомыслия всей Церкви по такому фундаментальному вопросу, как определение подлинного бытия РПЦЗ, возможно и правомочно только соборным сознанием всей полноты Церкви— духовенства и мирян, т.е. созывом Всезарубежного Собора. До того времени может реализоваться подготовительная работа двух частей Русской Церкви для достижения единомыслия. Если обе, в настоящее время разъединенные, части Церкви соборным изволением придут к подлинному единомыслию, тогда откроется путь к совместному евхаристическому служению. Но и это сослужение должно быть предварено всенародным покаянием, постом и молитвой в России и в зарубежье. Так восстанет к обновленному бытию единая Русская Церковь, очищенная слезами покаяния, стоящая на твердом камне Истины православной Апостольской веры.
На сегодняшний судьбоносный день у нас должна быть одна, и только одна забота — не погрешить против ПРАВДЫ, о чем мы, священники молимся, облачаясь в священнические одежды перед совершением безкровной жертвы Св. Евхаристии: "Священницы Твои Господи, облекутся в ПРАВДУ, и преподобнии Твои радостию возрадуются." Будет правда полная, будет и радость мирная, а там, где мир, там и Бог.
Протопресвитер Валерий Лукьянов
Настоятель и строитель
Александро-Невского собора в г. Лейквуде,
Председатель Архитектурно-Художественной комиссии
при Архиерейском Синоде РП
|